Пока США и руководство ЕС продолжают вести линию на противостояние с Россией в Европе и на постсоветском пространстве, в европейских делах все более заметную роль играет Китай. Китайский фактор в мировой политике и экономике сегодня – это отнюдь не только товары массового спроса. Обогнав США по экономической мощи в перерасчете на паритет покупательной способности, КНР стремится играть ведущую роль как в рамках международных объединений (БРИКС, ШОС), так и в двусторонних государственных отношениях. Уже в самое ближайшее время Китай может начать проводить политику стимулирования экономического роста в масштабах, сопоставимых с программой «количественных смягчений» Федеральной резервной системы США.
В Америке уже появились опасения по поводу сближения Китая, России и некоторых стран Евросоюза. «Происходят масштабные изменения, - пишет известный обозреватель Пепе Эскобар. - В рамках реализации проекта экономического пояса «шелкового пути» запущен первый грузовой поезд из Китая в Мадрид. Новый торговый маршрут проходит через территорию Китая, Казахстана, России, Польши, Германии, Франции и Испании и представляет собой перспективную логистическую цепочку для мировой торговли. Появление маршрута Иву - Мадрид — это начало преобразований, меняющих суть геополитики, а также наглядная иллюстрация возможностей евразийской интеграции. Реализация стратегии китайского «шелкового пути» происходит на фоне углубляющегося сотрудничества государств БРИКС и ШОС, и «глобальный Юг» уже осознает, что, пока США втянуты в бесконечные военные кампании, мир разворачивается на Восток». Пепе Эскобар особо отмечает развитие российско-китайского сотрудничества в военной и энергетической сферах и указывает в связи с этим на то, что Россия «возвращается к доктрине коллективной безопасности на азиатском пространстве, создавая возможный оплот для российско-китайского стратегического партнерства».
Не вызывает сомнений и стремление Китая усилить европейский вектор своей внешней политики. Исходным пунктом можно считать инициативу, выдвинутую китайским руководством в ноябре 2011 года. До этого активность Китая в Европе сводилась в основном к скупке на волне начавшегося в 2008 году финансового кризиса европейских фирм и компаний, в том числе на рынке недвижимости. Однако осенью 2011 года в политике КНР на европейском направлении появился новый элемент: Пекин предложил оказать Евросоюзу антикризисную финансовую помощь в виде займов на общую сумму 100 млрд долларов в обмен на определенные уступки. В список уступок вошли повышение статуса и роли Китая в МВФ и ВТО, а также отмена эмбарго на поставки китайской стороне европейского оружия (в настоящее время данное эмбарго поддерживается усилиями, прежде всего, Великобритании, Швеции и Нидерландов, в то время как Франция и Германия подходят к данному вопросу более гибко). Со своей стороны, помимо предоставления Евросоюзу антикризисного кредита, Пекин обещал открыть свои рынки для товаров производителей из Европы в целях поддержки европейской промышленности.
Более того, руководство КНР соглашалось, чтобы Брюссель пошел хотя бы на одну из указанных уступок. Самой резонансной стала идея включения китайского юаня в так называемую «валютную корзину SDR» (совокупность валют, которые Международный валютный фонд признаёт в качестве резервных). В настоящее время в данной корзине находятся доллар США, евро, британский фунт и японская иена. Предоставление аналогичного статуса юаню означало бы одновременное наделение Китая правом вето в МВФ, а данный фонд является одним из инструментов обеспечения глобальных интересов США.
Реакция Евросоюза на предложения Пекина, последовавшая, очевидно, после консультаций с Вашингтоном, оказалась резко негативной. В Брюсселе назвали предложения Пекина «унизительными и опасными» и со своей стороны инициировали новый виток «торговой войны» с Китаем. В июне 2013 года Еврокомиссия увеличила импортную пошлину на китайские солнечные батареи (сначала – на 8,6%, а спустя два месяца - на 47,6%).
Объемы ежегодных продаж в Европе китайских солнечных батарей превышают 20 млрд евро. Список крупнейших мировых производителей солнечных батарей, по данным на 2013 год, возглавляли китайские компании Yingli Green Energy Holding Company Limited и Trina Solar Limited. Начавшаяся торговая война была невыгодна и Евросоюзу, поскольку ставила под угрозу 200 тысяч рабочих мест и 27,2 млрд евро добавленной стоимости.
В ответ на действия Еврокомиссии (пролоббированные, в первую очередь, Францией, Испанией и Италией) китайская сторона инициировала антидемпинговые и антидотационные процедуры в отношении вин, импортируемых из стран-членов Евросоюза, обвинив Брюссель в том, что тот предоставляет своим поставщикам «незаконные государственные субсидии». Предотвратить развитие конфликтной ситуации не смогла (или не захотела?) и федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, принимавшая в Берлине нового премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна. При этом Германия является крупнейшим в Евросоюзе рынком сбыта китайских солнечных батарей, и канцлер пообещала урегулировать возникшие торговые противоречия в рамках Еврокомиссии. Однако решение Еврокомиссии об увеличении импортных пошлин заблокировано не было, а в европейских кругах вспомнили, что антидемпинговое расследование в отношении солнечных батарей из Китая было начато не в Европе, а в США. Затем к списку китайских компаний, в отношении которых Евросоюз инициировал антидемпинговое расследование, добавились производители телекоммуникационного оборудования «Хуавэй» и ZTE.
Нежелательность такого развития событий с точки зрения интересов Евросоюза была тем более очевидной, что Китай является вторым внешнеторговым партнером ЕС, совсем немного уступая США. По итогам 2013 года общий внешнеторговый оборот у Евросоюза с Соединёнными Штатами составил 483,926 млрд евро (14,2% в структуре товарооборота), а с Китаем - 428,062 млрд евро (12,5%). При этом Китай опережает Америку в европейском импорте - 297,931 млрд евро, или 16,6% импортного баланса ЕС, тогда как на долю США приходится 195,964 млрд евро (11.6%). Более того, как источник импорта в страны Европейского союза США уступили еще и России, которая в 2013 году поставила в ЕС товаров на общую сумму 206,581 млрд евро (12,3% совокупного европейского импорта).
Пока на официальном уровне Евросоюз подтверждает готовность к заключению всеобъемлющего торгового соглашения с Соединёнными Штатами. В заявлении прошедшего 18-19 декабря в Брюсселе итогового саммита ЕС за 2014 год говорится о намерении его участников ускорить переговоры с американской стороной по поводу заключения трансатлантического торгового пакта (TTIP) и заключить соглашение уже к концу 2015 года. Со своей стороны в Вашингтоне, где заинтересованы в том, чтобы быстрее и крепче привязать Европу к «трансатлантическому партнёрству», дают понять, что разворачивающаяся в США подготовка к президентским выборам 2016 года может осложнить переговорный процесс.
Нельзя не учитывать и то, что в самой Европе набирают силу противники соглашения с Соединёнными Штатами. Под петицией, призывающей Брюссель прекратить переговоры с Вашингтоном о заключении TTIP, в странах Евросоюза уже собрано более 1 млн подписей. Согласно Лиссабонскому договору 2009 года, Еврокомиссия обязана принять к рассмотрению обращение представителей гражданского общества, если подписи под таким обращением поставят не менее 1 млн граждан стран-членов ЕС, представляющих по меньшей мере треть входящих в Евросоюз государств.
Инициаторы петиции, в частности, предполагают, что соглашение о трансатлантическом партнёрстве позволит Америке взять под контроль европейский энергетический рынок и монопольно навязать европейцам дорогой сланцевый газ вместо более выгодного российского природного газа. Примечательно, что одновременно лидеры стран ЕС признали необходимость выработки инвестиционного плана для «перезапуска» европейской экономики на принципах реиндустриализации на общую сумму в 315 млрд евро. Самое время вспомнить про инвестиции из России и Китая.
За прошедший год финансово-экономическая ситуация Евросоюза не улучшилась. Кто-то называет это «негативным экономическим фоном», но точнее было бы сказать, что объединённая Европа подошла к некой грани. В Великобритании, как свидетельствуют результаты опроса, проведенного компанией WIN/GIA, более половины граждан (51%) выступают за выход страны из Европейского союза. Великобритания - первая западноевропейская страна, в которой противники членства в ЕС уже составили большинство. Во Франции, Италии и Германии за выход из Европейского союза высказываются более четверти опрошенных, в Греции - треть участников опроса, в Нидерландах – 42%. Характерно, что в экономических проблемах Европы большинство опрошенных обвиняет банки и банкиров.
Лондонская The Guardian предупреждает, что еврозона находится на пороге нового экономического кризиса. Наиболее вероятным сценарием редактор экономического раздела газеты Ларри Эллиотт считает возникновение новых проблем в Греции (там не исключён приход к власти леворадикальных сил), жители этой страны «устали от постоянной экономии». Не намного лучше, по выражению британского эксперта, обстоят дела в Португалии, Испании, Италии, Бельгии. Если ситуация не изменится, «доверие бизнеса и потребителей будет потеряно, а опасения по поводу неработающей кредитной политики будут усиливаться», пишет The Guardian. [1] О том же говорит и последний доклад экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Данные за октябрь указывают на замедление экономического роста в странах еврозоны и в Великобритании.
Серьезным негативным фактором для Евросоюза остается большой массив безработицы. В 2014 году она составила 10,5%, снизившись на 0,4% по сравнению с 2013 годом. Снижение незначительное, к тому же в целом ряде стран безработица растёт – в Бельгии, Финляндии, Франции, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Болгарии, на Кипре, на Мальте.
А главный негативный фактор – начало «технической рецессии» Германии. В октябре 2014 года четыре ведущих немецких исследовательских института (Ifo, DIW, RWI и IWH) снизили прогноз по росту национальной экономики. Как указывает орган деловых кругов газета Handelsblatt, говорить о начале «технической рецессии» можно было уже во II-III кварталах 2014 года. В частности, был зарегистрирован спад числа промышленных заказов на 5,7%, а производство промышленной продукции сократилось на 4%. Одной из причин спада стала «санкционная война», развязанная Западом против России. При этом, считают германские эксперты, замедление экономического роста в стране носит не временный, а долгосрочный характер.
Рецессия в Германии не может не перекинуться на всю еврозону, а это, как утверждают эксперты Deutsche Bank, приведет к падению курса евро: в 2017 году европейская валюта может опуститься ниже уровня эквивалента в один доллар.
Неудивительно, что в этих условиях ряд государств-членов ЕС расширяют двустороннее сотрудничество с Китаем. Пекин идёт им в этом навстречу. Уже сегодня присутствие Китая во внешнеторговом обороте стран Европы довольно заметно. Так, в структуре импорта Чехии Китай занимает 4-е место - сразу после Словакии и впереди России. В структуре венгерского импорта Китай идет третьим (после России). Среди поставщиков продукции на польский и сербский рынки Китаю принадлежит 4-е место.
Если же говорить в общем, то объемы внешнеторгового оборота Китая с государствами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) составили, по предварительным данным, за 2014 год 48 млрд евро – на 3,9 млрд евро больше, чем в 2013 году.
Важной вехой в укреплении позиций Китая в Европе стал состоявшийся в середине декабря в Белграде третий экономический саммит государств Центральной и Юго-Восточной Европы и КНР. Китайская делегация во главе с премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном подчеркнула заинтересованность Пекина в «динамичном сотрудничестве» с центральноевропейскими государствами и выразила поддержку «сильной евровалюте». Визит китайского премьера в Белград стал первым событием такого уровня за последние 28 лет.
Среди подписанных в Белграде документов следует особо выделить соглашение о строительстве при финансовом содействии Китая высокоскоростной железнодорожной магистрали Белград - Будапешт, которая должна стать ключевым звеном трансграничного торгового пути, связывающего КНР и Европу. Другое ключевое звено этой магистрали - греческий порт Пирей, в котором два терминала переданы китайскому гиганту Cosco. К настоящему времени 80% китайской торговли с Европой осуществляются с использованием морских коммуникаций. Участвовавшие в саммите главы правительств Сербии, Венгрии и Китая Александар Вучич, Виктор Орбан и Ли Кэцян подчеркнули свое намерение «создать быстрый наземный и морской путь, опирающийся на высокоскоростную железнодорожную магистраль Будапешт - Белград (работы на этом участке должны быть завершены в 2017 году), а также на греческий порт в Пирее». По оценке главы сербского кабинета, данный железнодорожный путь «станет позвоночным хребтом транспортных магистралей, связывающих эту часть Европы с Китаем». [2]
Не обошли участники саммита вниманием и общие вопросы экономической политики Китая в отношении Европы. Китайский премьер отметил, что его страна располагает «достаточными резервами и в состоянии отреагировать на нужды стран восточной Европы». Конкретно речь шла о предоставлении государствам региона очередного китайского кредита на выгодных условиях в размере 7 млрд долларов. Ранее, в 2012 году, на аналогичном саммите в Варшаве уже была достигнута договоренность об открытии китайской кредитной линии в размере 10 млрд евро.
В настоящее время главными получателями китайских инвестиций в регионе Центральной и Восточной Европы выступают Венгрия и Сербия. Инвестиции КНР в их экономику оцениваются в несколько миллиардов евро. Для Польши в 2013 году они составили 300 млн евро, для Румынии в 2013 году – 114 млн евро, а за 2014 год, по неполным данным, 45 млн евро. Кроме того, в конце октября 2014 года Китай принял решение предоставить кредит Черногории в размере 687 млн евро в целях финансирования сооружения участка скоростной автомагистрали. Одновременно Пекин подписал предварительное соглашение с Боснией и Герцеговиной на предмет финансирования сооружения 62-километрового участка автотрассы на боснийской территории. Цель все та же – создание интегрированной общебалканской транспортной инфраструктуры. Помимо портовых терминалов в Пирее, ее уже важным звеном является торжественно открытый в дни саммита в Белграде новый мост через Дунай протяженностью 1,5 километра и стоимостью 136,5 млн евро. Это первый результат реализации китайских инфраструктурных проектов в Европе. Можно не сомневаться, что скоро за ним последует продолжение.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+