Министры иностранных дел Македонии и Сербии, встречаясь на днях в Скопье, отметили в совместном заявлении, что, «хотя обе страны являются кандидатами в члены ЕС, они, с учетом собственных экономических интересов, не намерены участвовать во введенных ЕС санкциях против России». При этом македонский министр Никола Поповски высказался, как и его сербский коллега, в пользу «диалога ЕС и США с Россией, как и со странами, не участвующими в режиме санкций против РФ».
Обе стороны также заявили о дальнейшем расширении взаимного торгового и инвестиционного сотрудничества. Эта, можно сказать, нарочитая демонстрация фактически пророссийского вектора Белграда и Скопье показывает, что на Балканах имеется серьезный задел для развития именно трехстороннего сотрудничества РФ – Сербии – Македонии. Тем более если учесть всё большее число взаимовыгодных торговых и инвестконтрактов России с этими странами. Вдобавок с начала 2000-х годов действует зона свободной российско-сербской торговли – ЗСТ (охватывает свыше 60% обоюдного экспортно-импортного ассортимента), причем к такой зоне планирует подключиться Македония. Аналогичный торговый режим у Сербии с Македонией, и, таким образом, может быть создана трехсторонняя ЗСТ.
Отметим в этой связи и то, например, что Македонско-Российская торгово-промышленная палата (МРТПП), по данным её директора Деяна Бешлиева, активно сотрудничает с ТПП Ленинградской, Ростовской, Самарской, Липецкой, Воронежской областей, с ТПП г. Сочи. Как отмечает Д. Бешлиев, «большинство соглашений этими палатами подписано в ходе состоявшихся ранее визитов македонских делегаций в Россию. Подобная практика реализуется и сегодня, и продолжится в будущем».
Нелишне отметить также заинтересованность Сербии и Македонии в долговременном импорте и транзите российского природного газа. Если же вести речь в более широком контексте, то премьер-министр Македонии Никола Груевски в 2012 г. на российско-македонском бизнес-форуме предложил начать переговоры о зоне свободной торговли его страны с Россией. По его мнению, «такой торговый режим более чем вдвое увеличит объемы взаимных торговых связей и приведет к стабильному росту обоюдных производственных капиталовложений». Кстати, эти тенденции наблюдаются в экономических отношениях между Сербией и Россией (имеющих, повторим, взаимную зону свободной торговли). На том же форуме македонская сторона предложила РФ участвовать в реализации на ее территории более чем 20 промышленных, энергетических и транспортно-инфраструктурных проектов.
Немаловажно и то, что объемы торговли РФ с Сербией и Македонией за 2010-2014 гг. увеличились более чем на треть, при этом объемы сербского и македонского экспорта в РФ разнообразного сельхозсырья и готового продовольствия только за 2013-2014 гг. возросли более чем вдвое.
Наметившиеся трехсторонние интеграционные процессы могут дать импульс к реализации давнего проекта по созданию южнобалканского водно-транзитного коридора. Точнее речь идет о прокладке судоходного канала Дунай – Вардар – Эгейское море (Белград – Скопье – Салоники) протяженностью почти в 400 км, проект которого был разработан еще на рубеже 1960-1970-х годов. Он даст возможность России, как и многим странам СНГ и Восточной Европы, выхода в Средиземное море в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы. Т.е. это будет транзитный коридор через Центральные и Южные Балканы. По оценкам Дунайской комиссии, канал Дунай – Эгейское море в случае реализации станет одним из наиболее значительных межбассейновых соединений Дуная и его притоков.
Проект канала первоначально был разработан специалистами Греции и бывшей Югославии. Предполагалось, что это будет артерия протяженностью 653 км, из них 185 км пройдут по территории Македонии. Т.е. географически эта трасса пройдет по руслам рек Морава и Южная Морава, пересечёт Македонские горы и по рекам Пчиня и Вардар выйдет в Эгейское море невдалеке от порта Салоники. На трассе нужно будет возвести 64 гидроузла и шлюза.
Евросоюз неоднократно обещал помочь в создании данной артерии еще руководству СФРЮ и лично Иосипу Броз Тито, а также первому президенту «послетитовской» Македонии Киро Глигорову. «Оглядываясь» на эти заверения, Югославия в конце 1970-х годов отозвала свою просьбу к СССР о помощи в создании упомянутого канала. А ведь уже нет ни Югославии, ни СССР, а тот канал ЕС и поныне не собирается создавать...
Укрепление взаимоотношений Греции, Македонии, Сербии и России, которое тем более вероятно в результате строительства и использования этого канала, едва ли может устраивать руководство ЕС. Поэтому проект Дунай – Вардар – Эгейское море не отражен ни в Европейском соглашении о важнейших внутренних водных путях международного значения (1996 г.), ни в «Синей книге» Европейской комиссии (1998 г.), содержащей перечень намеченных к строительству европейских внутренних водных путей международной категории. Нет того же проекта и в недавно принятой (2010 г.) «Стратегии ЕС для Дунайского региона».
Тем временем «Греция будет укреплять добрососедские отношения с экс-югославской Македонией» – это заявило греческое правительство еще в декабре 2011 г., после чего между этими странами активизировались торговые и инвестиционные связи. Это дало возможность экспертам трех стран обсуждать возобновление проекта. А он принесет этим странам немалые доходы, которые, по предварительным оценкам, могут достигать по 70–110 млн. долл. в год для Сербии, Македонии и Греции (а Македония с Сербией впервые получат кратчайший выход в Эгейско-Средиземноморский бассейн). Общий грузопоток по этой магистрали, по оценкам Европейской экономической комиссии ООН, может достигать 30–31 млн. тонн в год.
Подробная схема канала (Дунайская комиссия, 2012 г.)
Инвестиционная стоимость проекта канала была определена специалистами Греции и СФРЮ в 700 млн. долл. в ценах начала 1970-х годов. Однако в современных ценах создание той же артерии обойдется, по оценке экспертов трех стран-участниц, минимум в 2,5 млрд. долл.
Кстати, по имеющимся данным, именно по настоянию СССР и лично Сталина в послевоенной Югославии (в 1946 г.) была образована, точнее выделена из Южной Сербии, союзная республика Македония. По мнению советской стороны, имеющиеся национальные различия между македонским и другими районами Сербии должны были получить «выход» в виде равноправной республики. Ибо в досоциалистической Югославии и особенно в период Первой мировой войны неравноправное положение македонского нацменьшинства приводило к усилению сепаратизма в Южной Сербии и к попыткам – часто небезуспешным – захвата этого региона Болгарией или Грецией (так, более половины его территории было оккупировано Болгарией в 1915-1917 и в 1941-1943 гг.). С этими аргументами согласилось тогдашнее руководство Югославии.
Между тем в Греции имеется граничащая с Македонией-Скопье одноимённная провинция, где преобладает греческое население. Поэтому Греция выступает либо за «переименование» македонской республики, либо за то, чтобы официальное ее название пока оставалось прежним: Бывшая югославская республика Македония (по этому вопросу периодически ведутся переговоры Скопье с Афинами). А вот ЕС, определяя её в качестве кандидата на вступление в ЕС, хочет убрать «Бывшая югославская республика...», против чего возражают не только Греция, но и сама Македония.
Похоже, в этом «лабиринте» просматривается обоюдное нежелание: Греции – иметь среди своих северных соседей только страны-участницы ЕС, а Македонии – спешить со вступлением в ЕС, причем такая «неспешность» фактически поддерживается Грецией. Напомним также, что Афины вводят вето – под упомянутыми предлогами – на вступление Македонии в НАТО, куда эта страна, по всей видимости, тоже не спешит.
Так или иначе, «Бывшая югославская республика Македония» де-юре и де-факто олицетворяет собой когда-то единую Югославию и вдобавок активно развивает сотрудничество с Сербией и Россией. Которое, как показывают упомянутые факторы, может трансформироваться в трехсторонний экономический (а может, экономико-политический) блок. Всё это, конечно, не может не раздражать ЕС и НАТО. Главное – не упустить время. Источник: ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|