Египтяне ждут Путина
Египетский министр иностранных дел Самех Шукри заявил 6 ноября в интервью РИА Новости, что соглашение о свободной торговле Египта с Таможенным союзом может быть подписано в следующем году. Переговоры на этот счет ведутся с весны. Шукри отметил также обоюдное стремление Египта и России к развитию многостороннего сотрудничества.
Толчком к сближению двух дружественных государств стало отстранение от власти в Египте президента-исламиста Мухаммеда Мурси в результате революции 30 июня 2013 года и занятая Россией в этой связи позиция. Если США и Западная Европа расценили свержение Мурси как банальный военный переворот и приостановили оказание помощи Египту, то Россия устами Владимира Путина заявила, что «уважает волю египетского народа». Это сразу сделало российского президента чрезвычайно популярным среди египтян. Побывав вскоре после этого в очередной раз в Каире, я видел плакаты с портретами трех политических деятелей: бывшего президента Египта Гамаля Абдель Насера, тогдашнего министра обороны Абдель Фаттаха ас-Сиси (от имени армии он взял на себя ответственность за отстранение Мурси) и нашего президента –В.Путина. Причем симпатии к России подчас доходили до курьезов. Так, прошлой осенью одна египетская газета сообщила, что «завтра в Каир прилетит Путин и выступит на знаменитой площади Тахрир», и это сообщение вызвало взрыв энтузиазма среди египтян.
Немаловажную роль играет, конечно, и память о не столь давнем сотрудничестве Египта с Советским Союзом. О нем знают не только представители старшего поколения египтян. В середине мая с.г. в Каире и Асуане широко отмечалось 50-летие перекрытия Нила – ключевого события в совместном строительстве высотной Асуанской плотины. На празднование пригласили большую делегацию российской общественности. Были в ней и ветераны стройки в Асуане, награжденные египетскими орденами и медалями. На торжественном заседании в Каирской опере выступил премьер-министр Ибрагим Мехлеб. Когда посол России Сергей Кирпиченко зачитал приветственную телеграмму Владимира Путина временному президенту Адли Мансуру, зал долго аплодировал стоя.
Новые власти Египта не могли не отреагировать на настроения «улицы». Сближение с Россией давало возможность хоть немного ослабить слишком тесные связи с США, заложенные еще в конце 1970-х годов тогдашним президентом Анваром Садатом, сделать внешнюю политику страны более сбалансированной. Особую тревогу вызывала односторонняя ориентация на США в военно-технической сфере, по существу ущемлявшая суверенитет Египта. Поэтому новая страница в египетско-российских отношениях началась не только с укрепления политических и общественных связей, но и с переговоров о поставке в Египет крупной партии российской военной техники. Египтян интересовали в первую очередь наши истребители и ракетные системы противовоздушной обороны. Это и понятно. Если бы в соседней Ливии при Муаммаре Каддафи было бы такое оружие, то вряд ли нашлись бы охотники ее бомбить. Переговоры движутся к завершению. Как заявил в середине сентября директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин, парафированы контракты на сумму 3,5 млрд. долларов. Правда, с финансами в Египте после двух революций туговато, но, по многочисленным сообщениям каирской печати, оплатить контракты пообещали его ближайшие союзники в арабском мире – Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.
Новый импульс в развитии отношений дал визит в Россию в середине августа избранного президентом Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси. Примечательно, что он состоялся чуть более двух месяцев спустя после вступления ас-Сиси в должность и был первым визитом египетского президента за пределы арабского мира. На встрече в Сочи с Владимиром Путиным обсуждался широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества. Египет выразил готовность практически удвоить поставки в Россию овощей и фруктов, что даст возможность в значительной степени компенсировать запрещенный из-за обоюдных санкций импорт сельскохозяйственной продукции из стран Евросоюза. В свою очередь Россия готова увеличить на 60% поставки в Египет зерна, доведя его объем до 5,0 – 5,5 млн. тонн. Для Египта это чрезвычайно важно. Основа питания большинства египтян – хлебная лепешка, а собственного зерна хватает лишь на полгода.
Обсуждались в Сочи и перспективы сотрудничества в других областях, в частности, в энергетике, в том числе и атомной. Еще в 2008 году Россия и Египет подписали соглашение о сотрудничестве в мирном использовании атома. Это соглашение открывает российским фирмам дорогу к участию в строительстве первой египетской атомной электростанции. Из-за двух революций в Египте последних лет объявление тендера было отложено, но АЭС будет непременно построена: египтяне испытывают растущий дефицит электроэнергии.
В этой связи заслуживает внимания, на мой взгляд, предложение наших экспертов из ассоциации «Гидропроект», участвовавших когда-то в сооружении высотной Асуанской плотины – возродить проект строительства канала от Средиземного моря к Каттарской впадине в Западной пустыне Египта. Эта впадина лежит на 60-70 м ниже уровня моря, максимальная отметка – минус 124 м. На выходе из канала построить ГЭС мощностью 500-800 МВт, производительностью 4-7 млрд кВт/ч в год. Причем сбрасывать во впадину лишь столько воды, сколько испаряется, не заполняя ее целиком. По расчетам наших специалистов, стоимость этого проекта сравнительно невысока, а осуществить его можно быстро, буквально за год-полтора. Масштабы проекта, конечно, несравнимы с высотной Асуанской плотиной, но он мог бы стать флагманом уже российско-египетского сотрудничества.
Во время переговоров в Сочи Абдель Фаттах ас-Сиси передал Владимиру Путину приглашение посетить Египет. Приглашение было с благодарностью принято. Сроки визита пока не определены. Думаю, причина, по крайней мере, отчасти, в том, что такой визит должен дать конкретный результат. В июне 2009 года, во время поездки тогдашнего президента Дмитрия Медведева в Каир, был подписан Договор о стратегическом партнерстве между Россией и Египтом. Срок его действия, 10 лет, далеко еще не истек. Но атмосфера российско-египетских отношений ныне уже совсем другая, куда более сердечная. Так, может быть, стоило бы обновить этот договор, сделать его менее формальным? И подписать его во время визита Владимира Путина в Каир. Думаю, что Египет мог бы выступить с подобной инициативой.
Египтяне ждут Владимира Путина. Для них он – символ вновь обретенной после революции 30 июня возможности для Египта проводить подлинно независимую внешнюю политику, самому выбирать себе друзей и партнеров. И В.Путин, уверен, в Египет приедет.
Владимир Беляков, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|