На стратегическом ландшафте Азиатско-Тихоокеанского региона обозначились новые направления, проявившиеся в 4 аспектах.
Во-первых, политика «перебалансировки», проводимая США в Азии, не достигла цели. Начиная этот курс, президент США Барак Обама поставил на карту весь свой стратегический международный капитал. Результатом, однако, стал только рост нестабильности в мире, вынудивший США метаться от одной горячей точки к другой. Обама и его высокопоставленные чиновники неоднократно подтверждали свою приверженность этой политике, пытаясь дать гарантии своим азиатско-тихоокеанским союзникам и в то же время предостеречь Китай, но никаких практических результатов достигнуто не было.
В последние месяцы кризис разразился во многих точках планеты. Сюда можно отнести и конфликт на Украине, и усиление ИГИЛ, и вспышку лихорадки Эбола в Западной Африке. В определённом смысле поворот США к Азии усилил накал некоторых из этих событий. Внешняя политика США явно нуждается в корректировке. Её центр тяжести должен быть снова смещён на Ближний Восток – Вашингтону следовало бы вспомнить о своей старой миссии борьбы с терроризмом (что подразумевает удары по ИГИЛ и другим вооружённым экстремистским группировкам), отказавшись от сдерживания усиливающихся стран, особенно Китая. Распыляя силы по многим направлениям, Вашингтон не смог сосредоточиться на чём-то одном. Политика поворота США к Азии пошла на спад, когда они увязли в других кризисах и противостояниях.
Во-вторых, в своей политике «умной силы» США сами себя перехитрили. Все три использовавшихся тактики оказались неудачными. Первая заключалась в игре на противоречиях между другими странами. США поддержали Японию, Филиппины и Вьетнам в их территориальных спорах с Китаем, но этим только создали себе угрозу. Позволение Токио свободно уклоняться вправо неизбежно приведёт к милитаризации Японии и её выходу из-под контроля. Подстрекательство Японии и Филиппин со стороны Вашингтона бросить вызов Китаю приведёт к тому, что США сами пострадают от конфликтов, в которые окажутся втянутыми.
Вторую тактику можно назвать «хождением по канату». США пытались уравновесить баланс сил Китая и своих тихоокеанско-азиатских союзников, но усиление Поднебесной существенно осложнило достижение подобной цели. Зажатые в тисках противоборствующих интересов, Штаты оказались в трудной ситуации. Вашингтону непросто балансировать даже между собственными не находящими общего языка союзниками – Японией и Южной Кореей.
Третья тактика заключалась в выпячивании преимуществ и маскировке слабых сторон. США пытались извлечь как можно больше из своей военной мощи, одновременно пытаясь скрыть слабеющую экономику. В качестве недавнего примера можно привести проталкивание идеи о Транс-Тихоокеанском партнёрстве (ТТП). Но военная сила Штатов ограничивается сокращающимся бюджетом и отвлекается на вспышки в других регионах. Вообще, Вашингтону нелишне было бы задуматься о «побочных эффектах» игры мускулами, да и мечта о ТТП пока не стала реальностью.
В-третьих, другие крупные игроки региона также обозначили появление новых направлений в своей политике.
В Японии администрация Абэ неуклонно смещается вправо и старается стать первой скрипкой в политических и военных вопросах Азии. Под предлогом «превращения в нормальное государство» Токио пытается снять ограничения на вооружённые силы, пересмотреть свою пацифистскую конституцию, укрепить союз с США и объединиться с некоторыми странами для борьбы с Китаем. Япония стала основным дестабилизирующим фактором в регионе. Правда, внутри самой Японии нарастает оппозиция подобной политике.
В Индии новое правительство премьер-министра Наренды Моди показало себя активным на международной арене и практичным в проведении внутренних реформ. В отношениях с крупнейшими державами Индия пытается получить выгоду от всех.
В Индонезии недавнее избрание Джоко Видодо президентом принесло новую атмосферу в Юго-Восточную Азию. Ожидается, что Джакарта будет играть основную роль в АСЕАН, которая заявила о намерении создать экономическое сообщество в 2015 году. Все основные региональные игроки стараются укрепить отношения с АСЕАН, хотя ассоциация также отягощена многими внутренними противоречиями, ограничениями и другими проблемами.
Премьер-министр Австралии Тони Эбботт и министр иностранных дел Джули Бишоп продемонстрировали проамериканскую позицию, став добровольными «пешками» Вашингтона. Не удовлетворённая статусом «второстепенной державы», Австралия не жалеет сил на то, чтобы затмить другие страны на международной арене. Особенно заметными были действия страны в ситуации, возникшей вокруг крушения малазийского самолёта на Украине, и военных ударах по ИГИЛ. Полностью поддерживая американский «поворот к Азии», Канберра в то же время пытается маневрировать между США и Китаем.
Всё большее внимание Азиатско-Тихоокеанскому региону уделяет Россия, которая пытается скомпенсировать ущерб, нанесённый украинским кризисом и ухудшением отношений с Западом. В сфере экономики Москва стремится найти новые рынки для преодоления последствий санкций. Что касается политики, Россия надеется избежать изоляции, наращивая сотрудничество с Китаем, Индией и некоторыми другими странами.
В-четвёртых, в Азии сложился трёхсторонний баланс сил.
Наиболее влиятельными силами в регионе выступают США, Китая, Япония, Индия, АСЕАН и Россия (именно в таком порядке). Несмотря на своё первое место, США никогда не могли основное внимание нацелить на Азиатско-Тихоокеанский регион. Напротив, для Китая это центр приложения главных усилий.
Страны региона укрупнённо разделились на три группы. С одной стороны, это американо-японский альянс. С другой – сотрудничающие Китай и Россия, выступающие одновременно конкурентами и партнёрами. Индия и АСЕАН колеблются между ними.
Что касается тенденции развития, «политика господства» США и «политика инициативы» Китая будут сосуществовать, но с ослабеванием первой и усилением второй.
Источник перевод для MixedNews — Наталья Головаха Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|