Лондон просят определиться
Великобритания снова спекулирует вопросом выхода из состава Европейского Союза. В Берлине уже устали от поведения Лондона, и предлагают ему наконец сделать выбор.
Очередным предметом конфликта стал миграционный вопрос. Дэвид Кэмерон утверждает, что мигранты из ЕС злоупотребляют возможностями британской социальной сферы и вообще занимают рабочие места, тогда как жители Соединенного Королевства сидят без работы. Поэтому он хочет изменить иммиграционное законодательство — в частности, ввести квоты на низкоквалифицированных мигрантов из стран-членов ЕС; запретить въезд в страну для трудовых мигрантов из Евросоюза, не имеющих конкретной работы; платить пособия по безработице гражданам других стран ЕС только в течение трех месяцев и вообще депортировать тех, кто оказался не в состоянии зарабатывать себе на жизнь после трех месяцев пребывания в Великобритании.
Предложения британского премьера на первый взгляд кажутся вполне разумными и рациональными. Однако проблема в том, что свобода передвижения граждан стран-членов — один из столпов, на котором зиждется не только экономика, и сама идея единой Европы. Это признают даже некоторые однопартийцы нынешнего британского премьера. «Если мы хотим иметь разумный единый рынок, если мы хотим конкурировать с американцами, китайцами и другими в современном мире, нам необходимо свободное передвижение рабочей силы», — говорит бывший министр юстиции Великобритании Кеннет Кларк. Неудивительно, что непризнанный лидер государств-еврооптимистов — ФРГ — уже отвергла предложения Кэмерона. «Германия не станет ставить под сомнение принцип свободы передвижения в Евросоюзе», — заявила бундесканцлер Ангела Меркель.
В Берлине дают понять, что уже несколько устали от британской фронды, и призывают Лондон определиться, куда он хочет двигаться и в чьей компании. «Великобритания должна сама выяснить, какую роль она собирается играть в Евросоюзе в дальнейшем. Это тема не для двустороннего диалога между Германией и Великобританией, а для диалога между Великобританией и всеми ее европейскими партнерами», — говорит официальный представитель правительства Германии Штефан Зайберт. Более того, немецкое издание Spiegel сообщает, что немецкое правительство приняло принципиальное решение: если Лондон запустит программу изменения иммиграционного законодательства, то тем самым он пройдет «точку невозврата», и Берлин больше не будет удерживать Великобританию в составе Евросоюза. И эта позиция была донесена до Кэмерона лично Ангелой Меркель в конце прошлого месяца.
Лондон, впрочем, на угрозы никак не реагирует. «Премьер-министр сделает то, что будет в интересах Великобритании, и он уже неоднократно дал это ясно понять», — поясняет канцлер казначейства Великобритании Джордж Осборн. Да, чиновник утверждает, что к иммиграционной реформе Лондон подойдет «в спокойной и рациональной манере», однако добавляет, что проблема однозначно требует ответа, поскольку иммигранты «создают серьезную нагрузку для общественных структур и население Великобритании требует, чтобы мы решили этот вопрос».
Даже если Лондон и Берлин достигнут компромисса по иммиграционной реформе, это мало что изменит. Дэвид Кэмерон уже взял курс на выход страны из ЕС — его принципиально не устраивает сама философия развития организации «вглубь», выразителем которой является вступивший с 1 ноября в должность главы Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Великобритания предпочла бы видеть ЕС в качестве некоего общеевропейского «клуба по интересам», нежели организации, которой национальные правительства делегируют все больше и больше полномочий. Сейчас же, по мнению Лондона, процесс принятия решений в ЕС настолько централизирован и обезличен, что евробюрократы попросту теряют связь с рядовыми избирателями. «Евросоюз в настоящее время оторван от граждан, от их интересов и насущных нужд, подтверждением чему является, например, участие всего 13% словаков в недавних выборах депутатов Европарламента», — говорит министр иностранных дел Великобритании Филип Хаммонд.
Возникает впечатление, что основные препятствия на пути выхода Великобритании из ЕС имеют скорее внутриполитический характер, нежели внешнеполитический. В частности, инициация процедуры выхода может вновь обострить шотландский вопрос.
Да, на сегодняшний день большинство жителей Соединенного королевства (по некоторым данным около половины) выступает за выход своей страны из Евросоюза. Однако евроскептики превалируют в основном в Уэльсе и части Англии. Что касается Шотландии, то там, судя по результатам опросов, более половины жителей Шотландии как раз хотят остаться в составе Евросоюза. Шотландские политики требуют от Кэмерона учитывать мнение Шотландии, и считают, что для выхода из состава ЕС нужно решение всех четырех частей Соединенного Королевства (то есть сепаратные референдумы в них). Однако британский премьер отказался от заманчивого предложения предоставить Шотландии право вето, после чего шотландцы обвинили Кэмерона в отказе от ранее данных обещаний предоставить жителям региона больше конституционных прав (хотя, справедливости ради, такого права британский премьер им не обещал). Более того, лидеры Шотландии угрожают Лондону вновь инициировать референдум в том случае, если желание населения региона остаться в составе ЕС не будет учтено.
Помимо шотландского вопроса, процесс отделения тормозят и узкопартийные интересы. Так, в Палате общин не смогли принять закон о инициации в 2017 году общенационального референдума о выходе из состава ЕС. Консерваторы обвиняют в либерал-демократов в срыве голосования. Представители Либерал-Демократической партии же говорят, что принятие законопроекта сорвали именно консерваторы, которые пытаются таким образом повысить свои шансы выиграть ближайшие парламентские выборы, намеченные на май 2015 года. В частности, привлечь на свою сторону английских националистов, обещая им беспрепятственное принятие закона о референдуме в случае своей победы (так, глава националистической Партии независимости Соединенного Королевства Найджел Фарадж называет Евросоюз «вампиром, опьяненным кровью британских налогоплательщиков»). Консерваторы, впрочем, и не отрицают возможности подобной привязки. «Вопрос проведения референдума будет ключевым на следующих всеобщих выборах», — признается один из лидеров партии Боб Нил.
Геворг Мирзаян Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|