Надежда для Гонконга («Project Syndicate», США)
Мир встретил демократическое движение в Гонконге с восхищением: принципиальность и порядочность его юношеского авангарда позволяют нам с уверенностью говорить о наличии высоких качеств у поколения, которое скоро будет управлять этим городом. Тем не менее, пришла пора перейти к эндшпилю.
Чем дольше продолжается противостояние между главой администрации Гонконга и демонстрантами, тем больше вероятность того, что отдельные граждане — и сам Гонконг — пострадают. Правительству Гонконга стоит продемонстрировать некоторую государственную мудрость, на которую так называемое «Umbrella Movement» (Движение Зонтиков) — занимающее позицию морального превосходства и не желающее рисковать общественной поддержкой — не может не ответить взаимностью. Содержательный и успешный диалог с правительством не означает, что протестующим придется отказаться от своей кампании за демократию, диалог лишь завершит текущий этап кампании, которая в конечном итоге завершится победой.
У главного исполнительного директора гонконгского регионального правительства Лян Чжэньина (Liang Zhenying, иначе Leung Chunying) и его правительства, несмотря на заверения в обратном, есть значительный простор для маневра. Как утверждают многие граждане Гонконга, китайское правительство определяет свою позицию, исходя из данных доклада, подготовленного чиновниками Чжэньина и якобы точно отражающего исход местных консультаций по конституционному развитию.
Но в докладе явно занижена степень общественной поддержки изменений. Учитывая то, что произошло в последние несколько недель, г-н Лян вполне мог бы предоставить властям в Пекине новый доклад с упором на два вопроса, не представленным в мини-конституции Гонконга, так называемом «Основном законе».
Первая проблема касается не только важнейшего для протестующих вопроса, то есть условий, по которым глава Гонконга будут избран в 2017 году, но и того, как Законодательный совет будут избирать в 2016 году и в дальнейшем. Во многом это решение — в руках гонконгских властей.
Удивительно, что спустя 17 лет после передачи суверенитета от Великобритании Китаю Гонконг все еще не имеет прямого избранного законодательного органа. В декабре 1992 года Маргарет Тэтчер предположила в своем выступлении в Палате лордов, что если все будет хорошо, то в Гонконге всеобщее избирательное право будет уже в 2007 году.
К несчастью, все сложилось иначе. Законодательная власть сегодня представлена сочетанием напрямую избранных членов и тех, кто представляет функциональные круги, то есть корпоративные интересы и группы работников. Общественные группы выступают за то, чтобы увеличить число избираемых прямым голосованием законодателей и открыть функциональные избирательные округа более широким группам избирателей. Кроме того, функциональные округа должны потерять возможность тормозить работу законодательного органа, решения нужно принимать на основании простого большинства. Подобные меры можно сопроводить планом, в рамках которого к 2020 году уже все члены законодатели будут избираться напрямую.
Второй вопрос касается состава и правил голосования для выбранных партией 1,200 членов избирательной комиссии, которые будут выбирать главу города в будущем. Сегодня властям предлагают варианты механизмов, которые не дадут китайскому правительству накладывать вето на любую кандидатуру, которая ему не нравится. Критики сравнивают существующий подход с выборами в Иране: «Вы можете проголосовать за того, кого мы выберем».
Правительство Гонконга может поспособствовать тому, чтобы главу города избирали в более открытых и справедливых условиях, не отказываясь при этом от текущего метода в пользу всеобщего избирательного права. Согласно Основному закону, избирательная комиссия должна «широко представлять» общество — положение, которое нынешний состав Комитета нарушает. Его состав определяют лишь 7% от общего числа избирателей в городе, и принятые в нем схемы голосования направлены на то, чтобы не допустить выдвижение кандидатов, которые разделяют демократические идеи.
С 1997 года 55-61% избирателей проголосовали за демократических кандидатов на выборах в Законодательный Совет. В последний раз избирательная комиссия была чуть меньше (при выборах Лян Чжэньина), правила по выбору кандидата были менее строгими, чем обычно, и все же лидеру Демократической партии удалось стать претендентом на пост (хотя он в итоге получил менее 7% голосов).
Поэтому г-ну Ляну и его команде стоит выдвинуть предложения по расширению электоральной базы для избирательной комиссии, а также по снятию ограничений по выдвижению кандидатов. Есть много рекомендаций от групп гражданского общества о том, как достичь этих целей. Чтобы предотвратить эскалацию конфронтации на улицах, когда полиции придется стать заменой осмысленной политике, обеим сторонам придется от чего-то отказаться.
Как уже отмечало британское правительство, очень важно, чтобы «народ Гонконга имел настоящий выбор». Лян Чжэньин и его коллеги могут дать им такой выбор. Это будет лишь частью того, что требовали активисты Umbrella Movement, однако такой шаг подтолкнет протестующих к тому, чтобы пойти на компромисс, в то время не отступая от своей долгосрочной цели.
Вот почему главе гонконгского правительства стоит перейти к диалогу и компромиссу. Даже правителю с небесным мандатом иногда стоит прислушаться к словам конфуцианского мудреца Мэн-цзы: «Небо видит глазами народа и слышит ушами народа».
Оригинал публикации: Hope for Hong Kong
Перевод редакции ИноСМИ. Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|