Обдуманная политика требует зрелости
Первое свойство объединённой системы состоит в том, что изменение любой из её частей затрагивает остальные. Мировая экономика относится к подобным системам, причём с каждым днём процессы интеграции усиливаются. То же самое можно сказать о дипломатических и стратегических отношениях, которым присущи компромиссные решения и взаимозависимость.
Подпись к изображению: Встреча китайского президента Си Цзиньпина с членами Азиатского банка инфраструктурных инвестиций в Доме народных собраний в Пекине
Когда Украина заколебалась между Западом и Россией, Вашингтон и Брюссель, равно как и Москва, серьёзно обеспокоились происходящим. Обе стороны как сулили выгоды Киеву, так и оказывали на него давление. В итоге прозападные протесты на Евромайдане вылились в открытый конфликт.
На русское сообщество страны обрушились разъярённые банды, некоторые из которых были связаны с впоследствии пришедшим к власти прозападным правительством. Этнические русские, в свою очередь, выступили против новой киевской власти, особенно в Крыму и на востоке страны, где они составляют большинство населения. Автономная республика Крым, управляемая собственным правительством, отделилась от Украины и на референдуме проголосовала за присоединение к России. В ответ Запад ввёл санкции против России из-за якобы «вторжения» в Крым и его «аннексии».
Западные правительства доказывают, что Россия нарушила параграф 4 статьи 2 Устава ООН, согласно которому члены организации должны «воздерживаться от угрозы силой или её применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства». Однако сама Москва отрицает какое бы то ни было применение силы в крымском вопросе. В свою очередь, она настаивает, что как раз непризнание Западом волеизъявления крымчан противоречит параграфу 2 статьи 1 Устава ООН о развитии «дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов».
Кто же прав с юридической точки зрения? Некоторые ведущие европейские специалисты по международному праву сходятся во мнении, что возможно, своим отделением Крым и нарушил украинское законодательство, но в международном законодательстве чёткое определение ситуации отсутствует.
Санкции против России постоянно ужесточаются. Но надо помнить, что Россия XXI века отличается от Советского Союза XX века, и вводимые в одностороннем порядке санкции не остаются безболезненными для тех, кто их налагает. Наносимый ими ущерб ограничен, а последствия обоюдосторонни. Россия – растущий рынок для европейских товаров. Европейские страны, в том числе и Украина, зависят от российских нефти и газа. Кроме того, Россия также ввела ответные санкции против Европы. В итоге определённые потери несёт даже самая передовая экономика Европы, Германия. И всё это разворачивается на фоне того, что дела европейской экономики и так идут неважно, в противоположность прогнозам.
С недавнего времени у Запада и Японии появились новые стратегические трудности: растущее партнёрство, не сказать открытый союз, России и Китая. Некоторые американские идеологи ранее пытались умалить перспективу росийско-китайского дуэта, ссылаясь на резкие противоречия между Москвой и Пекином. Однако эти доводы оказались несостоятельными – отношения между странами значительно улучшились со времён распада Советского Союза. Не будет ничего удивительного в том, что Москва и Пекин найдут общий язык, если целый ряд стран под водительством США начнут одновременно досаждать и России, и Китаю.
Россия и Китай – лидеры в нескольких важных международных начинаниях. Они являются крупнейшими учредителями Шанхайской организации сотрудничества, которая начала своё существование как Шанхайская пятёрка в 1996 году. С прошлого месяца начались переговоры о совместном развитии российского Дальнего Востока, куда относятся долгосрочные крупные инфраструктурные проекты. Россия и Китай являются также крупнейшими членами БРИКС. В июле был запущен Новый банк развития (НБР), считающийся противовесом Всемирному банку, где заправляют США.
В прошлом году Китай выступил с инициативой создания многостороннего кредитного учреждения – Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), что и было реализовано несколько дней назад. По мнению критиков, АБИИ «бросает вызов» Азиатскому банку развития (АБР), где доминирует Япония (под опекой США).
Вслух США не высказывали ничего против АБИИ, однако тайно пытались заставить некоторые страны отказаться от участия в нём. В итоге Япония выполнила указание; в стороне после некоторых колебаний остались Южная Корея и Австралия, уступившие давлению США. Ранее в этом году в американской деловой прессе утверждалось, что от участия откажется также и Индия. Однако страна присоединилась к 20 государствам, которые в прошлую пятницу подписали меморандум о создании нового банка. В их числе оказался также Сингапур, полагающий, что опасения по поводу господства Китая в новом банке будут рассеяны с ростом количества учредителей, а малое количество членов только сконцентрирует власть в руках Пекина.
Противодействие созданию АБИИ со стороны США противоречит как здравому смыслу, так и их собственной риторике. Своекорыстное стремление к господству в финансовых учреждениях перевешивает остальные приоритеты, ведь членство в подобных организациях имеет свои преимущества.
США долго читали крепнущему Китаю морали по поводу необходимости принятия на себя больших обязательств перед остальным миром. Но когда Пекин обращается к международной поддержке для создания остро необходимых фондов на развитие инфраструктуры в Азии, США стараются пресечь это. А ведь потребности Азии в инфраструктуре огромны. МВФ, Всемирный банк и АБР должны понимать, что их ресурсов недостаточно. И если бы их первым приоритетом действительно являлась помощь другим странам в развитии, они бы приветствовали появление АБИИ и НБР. В действительности же вашингтонские «сторонники жёсткого курса» мешают этим начинаниям как только могут, чего и следовало ожидать.
Когда эти новые учреждения окрепнут, их члены получат выгоды, а отказавшиеся от участия останутся в проигрыше. Здесь и скажутся различия между реально смотрящими на мир прагматиками и эмоциональными идеологами.
Об авторе. Бунн Нагара – старший научный сотрудник Института стратегических и международных исследований, Малайзия.
Источник Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|