Быстрые перемены на Крымском полуострове
Ночью 27 февраля этого года, с появлением в крымской столице (Симферополе) и других городах полуострова российских военных, одетых в форму зеленого цвета без опознавательных знаков, но несомненных профессионалов, внезапно начался процесс аннексии Крыма, который вскоре завершился спорным с точки зрения международного права референдумом. Так с 18 марта Крым снова стал российской территорией. Тот факт, что присоединение полуострова к России произошло без единого выстрела, подготовил основу для утверждений о том, что Крым не был оккупирован российскими властями. И, как только местное русское и украинское население благоприятно встретило вновь возникшую на полуострове конъюнктуру, стало ясно, что с реализацией подобного сценария были связаны ожидания и надежды этих народов. В Крыму не состоялось ни одной массовой демонстрации, направленной против политики Кремля, и очень скоро в общественной жизни воцарилось спокойствие. Это можно объяснить тем, что населяющее полуостров русское и украинское население обладает схожими с Москвой взглядами.
В то же время по Крыму прокатилась череда изменений: отмена украинской гривны и введение в обращение российского рубля, реструктуризация государственных учреждений в соответствии с российским законодательством, введение новых автомобильных номерных знаков, а также русскоязычных надписей на фасадных вывесках и дорожных указателях. Все это показывает, насколько серьезно Москва относится к этой аннексии. Тем временем в минувшем августе с целью скорейшей интеграции Крыма в Россию российское правительство одобрило программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополь». Согласно этой программе, к 2020 году Москва вложит в два новых субъекта федерации 681 миллиард рублей (около 17 миллиардов долларов). В числе приоритетных вопросов программы — в том числе работы, которые позволят, как минимум, втрое увеличить объем заработных плат в Крыму и повысить их до среднероссийского уровня (около 750 долларов). Несмотря на то, что произошедший вместе с аннексией полуострова рост цен в Крыму не может не беспокоить граждан с низким уровнем дохода, в целом жители полуострова приветствовали вхождение Крыма в состав России. Кроме того, во время нашей недолгой поездки у нас была возможность наблюдать, как Крым, пусть и частично, принимает мигрантов из таких ныне охваченных беспорядками районов на юго-востоке Украины, как Донецк, Луганск, Одесса. Практически все мигранты, занятые в основном в низкооплачиваемых сферах (например, служба такси или сфера услуг) полагают, что жизнь в Крыму является более безопасной и доходной, чем на территории остальной части Украины.
Интеграция татар
Большинство крымскотатарского населения, которое не обладает какой-либо сильной позицией в составе политической и экономической элиты полуострова, пусть и неохотно, но все же пытается адаптироваться к новой ситуации. Хотя крымские татары, можно сказать, бойкотировали референдум о присоединении к России, а затем и парламентские выборы в Крыму, у них нет другого выхода, кроме как искать пути кооперации с Москвой. Поэтому они стремятся спокойно и с наименьшими потерями пережить этот процесс, опасаясь давления, которое может последовать в том случае, если они выступят против политики Кремля.
Как отмечали присутствовавшие на конференции в Ялте российские официальные лица, обыск и закрытие крымскотатарского меджлиса в сентябре этого года является отражением политики Кремля, который придерживается того мнения, что «два петуха в одном курятнике не уживутся». Москва не хочет, чтобы наряду с парламентом субъекта федерации, который является органом законодательной власти в Крыму, существовал еще и меджлис. Хотя эти и некоторые другие шаги (в частности запрет на въезд в Крым таких выступающих против политики Кремля крымскотатарских лидеров, как Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров, а также проблемы, возникающие у тех, кто не собирается получать российский паспорт) создают напряженность в рядах крымских татар, в целом люди считают, что придется привыкать к новым условиям.
Вместе с тем известно, что Кремль стремится повлиять на симпатии крымскотатарского населения в отношении данных лидеров и маргинализировать тех, кто, пользуясь авторитетом, активно выступает против политики Москвы. В числе такого рода усилий особое место занимают планы по созданию к началу следующего года новой партии под названием «Крым», которая будет поддерживать Кремль, но ориентироваться на крымскотатарское население на полуострове. По итогам парламентских выборов в Крыму в сентябре этого года только три из 75 депутатских кресел получили представители крымских татар. В таких условиях татары еще сильнее нуждаются в партии, которая занималась бы вопросами реабилитации крымскотатарского населения и защиты его социально-политических прав в этих новых условиях.
Также следует подчеркнуть, что, несмотря на недостаточность усилий со стороны России в вопросе реабилитации крымскотатарского населения, кремлевские власти сделали ряд шаги, имеющих действительно немаловажное значение. В числе таких позитивных решений московского руководства необходимо отметить следующие: признание крымскотатарского языка в качестве одного из официальных, заявления официальных лиц о том, что при выборе языка обучения будут приниматься во внимание пожелания крымских татар, назначение представителя крымских татар на должность вице-премьера, а также выделение 10 миллиардов рублей (около 250 миллионов долларов) на возвращение в регион крымских татар, депортированных со своей исторической родины в сталинский период. Власти Крыма также работают над тем, чтобы к следующему учебному году русскоязычные учебники были переведены на крымскотатарский и украинский языки. Но судя по тому, что в Крыму, где проживают около 300 тысяч крымских татар, обучение на крымскоготатарском языке ведется всего в 14 школах, можно утверждать, что Москве следует проявлять больше участия к проблемам данного этнического меньшинства, особенно в образовательной сфере.
Тем не менее налицо признаки того, что Кремль не желает повторять в Крыму свои прежние ошибки, которые, можно сказать, подтолкнули мусульманское общество на Северном Кавказе к радикализму и экстремизму. С этой точки зрения важно, что московское руководство содействует тому, чтобы мусульмане, проживающие на полуострове, который стал изолированным от мира в связи с западными санкциями, имели возможность совершать паломничество по священным для них местам. В результате такого подхода 150 человек из Крыма, имеющего авиасообщение практически только с Россией, смогли бесплатно посетить священные места, а остальным мусульманам была предоставлена возможность совершить хадж со скидкой, достигшей по сравнению с предыдущими годами порядка 50%. В вопросе реабилитации крымских татар в новых условиях Москва, сопоставляя с собственными решениями ограниченные действия киевского руководства на протяжении 23 лет, принимает во внимание концепцию прав человека, что действительно позволяет решить данную проблему в более сжатые сроки.
Обновление политики Кремля
Да, адаптация Крыма к новому периоду проходит весьма успешно, но российские официальные лица и ученые, присутствовавшие на конференции, обращали внимание и на факт наличия некоторых трудностей. Однако основная идея этой ялтинской конференции заключалась в том, что теперь Крым стал неотъемлемой частью России, и в будущем под влиянием меняющейся конъюнктуры в этот так и не завершившийся процесс «территориального расширения» России могут быть вовлечены и иные регионы постсоветского пространства. Таким образом у России есть идея и желание «восстановить сузившиеся после холодной войны границы русского мира на основе исторической реальности» в ответ на вмешательство Запада в «ближнее зарубежье» России. И хотя в настоящее время сценарий, согласно которому российская аннексия Крыма является лишь небольшой частью более крупной картины и стратегии, не находит достаточное количество адресатов, можно утверждать, что он опирается на прочную идейную основу.
Заметив, что идеология украинства, подразумевающая полячество, католичество и тяготение к Европе, превратилась в русофобию, московское руководство посчитало, что эта идеология не служит интересам русского мира. Поэтому Кремль не допустит того, чтобы контроль над Украиной перешел к западным игрокам. Ведь в узком смысле Москва смотрит на украинский кризис через призму стабильности действующего в России режима, а в широком — как на вопрос национальной безопасности страны и защиты интересов русского мира. Один из приоритетов во внешней политике России — не допустить экономической, а затем и политической интеграции Украины с ЕС. С точки зрения Москвы, вероятность вступления Украины в НАТО — и вовсе угроза существованию России. Поэтому Кремль, который видит, насколько хрупким является режим прекращения огня на востоке Украины, не готов отбрасывать вероятность того, что в регионе развернутся еще более ожесточенные боевые действия. Москва не откладывает в долгий ящик и постоянно держит наготове стратегию создания «Новой России» («Новороссии»). Этот проект может быть претворен в жизнь в результате, например, второго «майданного» движения после того, как экономическая ситуация в стране станет еще хуже.
За последний год украинская гривна потеряла 50% своей стоимости относительно доллара. Также, по прогнозам официальных лиц на 2014 год, уровень доходов граждан Украины по сравнению с предыдущим годом упадет на 17-18%. Все это еще долго не позволит добиться решения политического и экономического кризиса в стране. Весьма спорным является и вопрос о том, насколько переговоры Киева и Москвы о поставке энергоресурсов на Украину могут разрешить энергетическую проблему Украины в долгосрочной перспективе. Киев должен Москве 4,5 миллиарда долларов за природный газ. Этот долг украинская сторона планирует выплатить за счет ресурсов Всемирного банка и МВФ, выделенных на восстановление экономики страны, чтобы затем покупать российский газ для зимы 2015 года за 385 долларов за кубометр. Такое решение энергетической проблемы может повлечь за собой дальнейшее повышение цен на внутреннем рынке и обострить общественное недовольство в отношении пребывания Порошенко у власти.
По мнению российских экспертов, в случае второго «майданного» движения, России не составит труда аннексировать такие территории, как Харьков, Херсон, Запорожье, Сумы, а также Одессу, или сначала присоединить их к «Новой России», которая в таком случае будет создана как независимая от Украины целостность. Многие российские эксперты называют аннексию Крыма началом «русской весны», при этом они убеждены, что территориальное расширение России быстро не закончится, а кризис на Украине только начинается. Недавние заявления российского министра иностранных дел Сергея Лаврова в «Гражданском университете», согласно которым Россия может аннексировать Приднестровье в случае изменения Молдовой статуса нейтралитета, показывают, что процесс не ограничится Украиной. Однако следует учесть, что территориальное расширение России в ближайшее время не коснется тех партнеров Москвы, которые присоединяются к Евразийскому экономическому союзу. В настоящее время Кремль стремится удержать проект русского мира в рамках тех стран, что в большей степени уходят с орбиты российского влияния: Украины, Молдовы, Грузии и Азербайджана.
Таким образом, новая реальность в Крыму — это необратимый путь для Украины, основа дальнейшего нарастания напряженности на постсоветском пространстве для Запада, если он не найдет общего языка с Россией, и возможность дальнейшего территориального расширения для России в случае успешной реализации проекта интеграции в Крыму. Между тем в силу ряда политических, военных, экономических и социальных причин на уровне двусторонних, региональных и глобальных отношений аннексия Крыма и процесс его интеграции в Россию предстают как нечто большее, нежели рядовая проблема территориальной целостности.
Автор — эксперт по внутренней и внешней политике России, проблемам безопасности и энергетической политике в Евразии (Центр евразийских исследований, Международная организация стратегических исследований USAK).