Госсекретарь США Джон Керри намерен заручиться поддержкой стран Юго-Восточной и Центральной Азии в борьбе с радикальной группировкой «Исламское государство» (ИГ). В Джакарте, куда он прибыл накануне на инаугурацию нового президента Индонезии, он призвал представителей Брунея, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Австралии препятствовать набору новобранцев в ИГ и блокировать каналы финансирования. С аналогичным воззванием ему предстоит обратиться к странам Центральной Азии, где в последнее время интенсивно рекрутируют новобранцев.
Террористическая группировка «Исламское государство», границы которого с каждым днем расширяются, стала врагом № 1 всего цивилизованного мира. США предлагают совместными усилиями противостоять созданию халифата на территории Центральной Азии. Опасения эти не преувеличены. Канадский эксперт Рафал Рогозинский, занимающийся исследованием вопросов информационной безопасности в контексте международных отношений, заявил, что в рядах ИГ воюют 4 тыс. боевиков, выходцев из Центральноазиатского региона. «Проблема в том, что эти ребята будут возвращаться на родину, поскольку амбиции ИГ сегодня простираются дальше Сирии и Ирака. В их планах – создание халифата, в который войдут страны Средней Азии и Казахстан», – заявил журналистам Рогозинский в Алма-Ате. По его словам, отдельно взятое государство, конечно, может защищать свои интересы, но для эффективной борьбы нужна международная кооперация.
Руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин считает, что, ведя разговоры о необходимости противостояния халифату, американцы попутно попытаются укрепиться на южных рубежах России – в Центральной Азии. «Пока очевидных признаков, свидетельствующих о подготовке к созданию в регионе баз США или НАТО, нет. Но предложения об этом могут прозвучать уже в ближайшее время. Причем одной из реальных целей США станет также воспрепятствование развитию Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сделать это можно лишь в том случае, если будут дестабилизированы Средняя Азия и Казахстан, взорвутся границы и начнется перемещение вооруженных групп, потоков и людей. Где-то главными действующими лицами будут доморощенные боевики, где-то – опытные комбатанты, спонсируемые внешними спецслужбами», – считает Александр Собянин. Эксперт полагает, что Среднюю Азию готовят к масштабному взрыву, но это будет не сейчас, а скорее в следующем году. «Американцам нужно присутствовать там, где они будут стравливать народы, разжигать войну, им нужно управлять ситуацией на месте», – отметил Собянин.
Вопросы безопасности в регионе, и в Таджикистане в частности, обсудил в конце минувшей недели президент Таджикистана Эмомали Рахмон на встрече в Душанбе с секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым. По сообщению пресс-службы президента Таджикистана, на переговорах рассматривались вопросы укрепления таджикско-афганской границы, совместной борьбы против проявлений терроризма и экстремизма. И это были не дежурные переговоры – на днях МВД Таджикистана сообщило о предотвращении готовящихся на территории республики серии терактов. Группа из 13 человек, членов религиозной организации «Джундуллох», планировала перед отправкой в Сирию взорвать тоннели «Шахристон» и «Истиклол» на автодороге Душанбе–Худжанд–Чанок.
Эксперты не исключают, что таджикские новобранцы готовились для боев на стороне ИГ. Сегодня в Сирии, по словам главы МВД Рамазона Рахимзоды, уже воюет около 200 таджикских граждан. Известно о 50 погибших.
Тревожная ситуация складывается в соседней Киргизии, где на войну уходят не только мужчины, но и девушки. Они востребованы не только как медицинские работники, но и в качестве наложниц для боевиков. Большая часть примкнувших к ИГ родом из южных областей Киргизии, где наиболее распространена деятельность радикальных религиозных организаций. Как считает киргизский эксперт Кадыр Маликов, не важно, сколько человек уехало воевать, важно, насколько быстро может распространиться процесс вовлечения в радикальный ислам. «Механизм секты как сетевой маркетинг: работает и вглубь, и вширь. Тем более уже и у нас, и в других странах ЦА есть те, кто, не выезжая, принес присягу ИГ через интернет-переписку, скайп, и теперь представляет эту организацию у нас», – сказал Маликов.
Однако говорить о конкретной численности воюющих на стороне ИГ граждан стран Центральной Азии вряд ли возможно. В частности, профессор Алексей Малашенко заметил «НГ», что на стороне ИГ народа воюет много – до 30 тыс. Причем из 80 стран мира. Есть даже один человек из Мексики. «Пошел новый виток напряженности. Это то, к чему привела арабская весна. Если процесс не остановить, он пойдет дальше. Остановить тоже не просто, так как ИГ – пик айсберга радикального исламизма. Отголоски происходящего разносятся по всему миру – Индии, Пакистану, Нигерии и т.д. Противостоять такой угрозе обязательно надо», – сказал эксперт московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.
С ним согласен политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов: «Перепись населения» в рядах боевиков ИГ никто не проводил, поэтому все оценки их численности с указанием этнической принадлежности выглядят приблизительными». «Очевидно одно: кроме арабов там представлен весь интернационал народов Центральной Азии, Северного Кавказа и других мусульманских регионов России. К примеру, в августе этого года в граничащую с Таджикистаном афганскую провинцию Кундуз были переброшены через Пакистан две группы боевиков ИГ общей численностью до 120 человек, среди которых были арабы, чеченцы и выходцы из Дагестана. Их попытка установить в Кундузе шариатские порядки встретила ожесточенное сопротивление местных афганских моджахедов, в результате больше половины пришлых было перебито, а остальные ретировались». По мнению эксперта, есть основание предполагать, что ИГ-десант в Кундуз был акцией по устрашению северных соседей Афганистана с целью склонить их к более активному сотрудничеству с западной коалицией. Но в любом случае не факт, что исламисты получат подобный отпор в других местах, куда идеологи построения всемирного халифата придут с обещаниями «исламского счастья» взамен несправедливости, которая творится местными светскими властями, как это происходит в большинстве регионов Центральной Азии. «И если «счастье» будет предложено в одной упаковке с рецептом избавления от «несчастья», которое несет «неверный» Запад с «продажной» Россией, то этот компот станет весьма опасным: чем более необразованны люди, тем больше им нравятся простые и ясные решения», – резюмирует Дубнов.
Судя по заявлению министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, сделанному 20 октября, о готовности к совместным с Западом операциям против ИГ, но только в рамках принятых ООН решений, в Москве понимают серьезность угрозы «Исламского государства», в том числе для России. Другое дело, что идеи всемирного халифата, как считают эксперты, гораздо больше угрожают стабильности в Центральной Азии, нежели в России. Но даже единичные теракты здесь, в России, будут хорошей рекламой борьбы с кяфирами (неверными). «Что касается координации усилий стран ЦА с Россией в противостоянии угрозе ИГ, то уже сегодня признаки этого видны: президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов на саммите СНГ в Минске сказал, что потенциал СНГ может и должен быть использован для сохранения баланса региональной безопасности и недопущения конфликтов.
В этом контектсе следует рассматривать и визит главы Совета безопасности РФ Николая Патрушева в Таджикистан. Однако ожидать увеличения российского военного присутствия в регионе не стоит. Во-первых, российских военных инфраструктур в Таджикистане и в Киргизии достаточно для необходимой реорганизации усилий, а во-вторых, после событий в Крыму, где российскими «вежливыми людьми» было обеспечено воссоединение Крыма с Россией, к подобной российской молчаливой «мягкой силе» в ЦА относятся с подозрением», сказал «НГ» Дубнов. Источник: stanradar.com.
Рейтинг публикации:
|