Автор: Степан Степанович Сулакшин — генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ-мат.н., профессор
Общеизвестно, что аббревиатура МВФ расшифровывается как Международный валютный фонд. Однако на деле поточнее будет — Международный вампир финансов.
Международный валютный фонд это одно из звеньев в глобальной финансовой системе. Вторым важнейшим звеном является, так называемый, Всемирный банк, хотя это группа нескольких финансовых учреждений. Облик этой системы сложился с конца Второй Мировой войны, когда Соединённые Штаты Америки были и экономическим, и политическим, и финансовым бенефициаром в той глобальной трагедии, выстраивали глобальную систему, вернее, начали выстраивать глобальную систему контроля управлением развития мира. Сегодня все более заметны такие элементы этой глобальной системы, как военно-политическое присутствие вооруженных сил, военных баз, флотов, глобальных космических систем американцев в мире. Эти силы применяются для того, чтобы настаивать на своих политических и геополитических вариантах форматирования мира.
Как говорят, — «деньги любят тишину». И хотя ее меньше слышно, глобальная система латентного (скрытого) управления миром через финансовую систему еще более развита, еще более эффективна и действует каждый день, каждую минуту.
Формально МВФ создавался в последние годы Второй Мировой войны и целью его по уставу организации было: «способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли». Что такое международная торговля? Во-первых, не все страны имеют что-либо для торговли. А кто в первую очередь?
Транснациональные корпорации. Заметим, что у некоторых ТНК объемы капитализированных и оборотных (маневровых) средств не только сопоставимы, но в ряде случаев даже больше, чем госбюджеты у некоторых государств.
Мы являемся свидетелями создания глобальной системы управления миром не на основании международных правовых принципов, не на основе двусторонних или многосторонних межстрановых договоров, не на основании решений или резолюций Организации Объединённых Наций, а на основании вот таких специально устроенных механизмов. МВФ — это кредитно-финансовая организация и, несмотря на уставную цель, чаще всего к ней обращаются те государства, если говорить на языке фирмы, у которых возникает «кассовый разрыв». То есть доходная часть бюджета не соответствует расходной. Бывает такое в условиях кризиса или постреволюционных событий.
Бюджет не соответствуют даже минимальным обязательствам государства, не просто в социальном плане перед населением, но и в плане содержания государственных институтов. Имеется в виду система органов безопасности, связи, энергетики и так далее. Фирмам, попадающим в такие временные финансовые затруднения, кто-то может предоставить кредит и фирма «выбирается» за счет этой помощи — восстанавливает производство и доходность, а потом постепенно выплачивает кредит. По такой же схеме Международный валютный фонд предоставляет кредиты государствам, попавшим в сложную финансовую ситуацию. И тут возникают очень хитрые моменты, которые не только не содействуют «мировой торговле», но весьма эффективным образом воздействуют на развитие государств. И во вполне определенном направлении.
ВСЕМИРНЫЙ БАНК И МВФ
Всемирный Банк и МВФ — это разные организации, с разными мандатами. Всемирный банк, который раньше назывался Международный банк реконструкции и развития, это группа банков. Это набор инструментов, по словам президента Всемирного Банка Роберта Зеллика, «призванный способствовать устойчивой глобализации в интересах всех слоев населения, сокращению масштабов бедности, ускорению экономического роста без ущерба для окружающей среды, а так же созданию для людей новых возможностей и вселению в них надежды». Вот такая замечательная декларация.
На деле Банк участвует в заемных операциях Получать займы Всемирного Банка может только страна-член Международного валютного фонда (вот уже завязка), важно то, что кадровый состав топ-менеджмента Федеральной резервной системы США, Министерства финансов Соединенных Штатов, Всемирного Банка и МВФ — это один пул. Если проследить судьбу известных персон, которые занимали первые посты в этих организациях — то получается, что они дрейфуют «оттуда» «сюда». Все эти организации связаны в политическом смысле и, конечно, главные цели, в первую очередь, геополитические, геоэкономические, политические цели в рамках глобального политического процесса – не имеют никакого отношения к декларированным прекраснодушным позициям. На деле речь идет о глобальном политическом господстве Соединенных Штатов Америки, о претензии на достижение еще больших масштабов этого господства, а инструментом являются финансовые институты МВФ и Всемирного Банка.
Благие цели, которые в открытой форме декларирует Международный валютный фонд, на деле выглядят совершенно иначе. Начну с небольшой теоретической зарисовки. Есть так называемая «долговая ловушка», она касается не только межстрановых заемных отношений, но и любых отношений «кредитор — кредитополучатель», «заем — необходимость возврата кредита». У меня, допустим, есть необходимость покрыть мои затраты заемными средствами. Я закрываю свои потребности, но беру обязательства закрыть не только сам долг, но еще и затраты (проценты) на обслуживание взятого долга. И если соотношение между моей новой доходностью и необходимостью обслуживать этот долг таково, что «удавка» больше, чем полученные мной вновь возможности, то я вынужден еще брать долги, чтобы обслуживать уже взятый долг — и это делает разрыв между моей платежеспособностью и необходимостью возврата долга еще больше. Я опять кредитуюсь и это и есть «долговая ловушка государства», которая заканчивается дефолтом государства, каким-либо внутриполитическим событием — революцией, переворотом, сменой режима и так далее. Такого рода события в работе Международного валютного фонда это постоянный результат. (Рис. 1)
Рис 1. Фазирование кредитных историй для разных стран (Анализируемые значения ВВП каждой страны за кредитный период были условно разделены на две фазы. От начала кредитования до года максимального значения (пика) накопленного долга. И от максимального значения накопленного долга до периода полного погашения кредита. Таким образом, различающиеся временные масштабы кредитных периодов были сведены к универсальной фазовой шкале длиной в 12 шагов).
В этом заемном цикле взаимоотношения стран с МВФ есть, так называемая «первая фаза», а есть «фаза вторая». Представим, падает ВВП какой-то конкретной страны, допустим Аргентины или России. В 90-е годы 20-го века Россия была классическим участником и примером такого рода «долговой удавки», которая завершилась дефолтом страны 1998-го года. На рисунке видно как растет долговое обязательство и, как видим, — оно не спасает развитие. А полное выздоровление экономики страны начинается, тогда, когда это долговое обязательство начинает спадать. К чему это приводит в результате далее будет ясно.
Международные финансовые займы это далеко не всегда предосудительное дело. Однако, статистика (по всем странам мира и всем геополитическим регионам) кредитно-заемных отношений с Международным валютным фондом, показывает следующее. (Рис. 2)
Восточноазиатско-Тихоокеанский регион
Европа и Центральная Азия
Латинская Америка и страны Карибского бассейна
Северная Африка и Ближний Восток
Мир в целом
Рис. 2. Усредненные временные ряды ВВП развивающихся стран мира в региональном разрезе. Нормировка произведена на 1970 год (значение 1). Разница в успехах стран, получавших кредиты от МВФ, и стран, не получавших их, очень наглядна. Также была построена компаративная интегральная модель для мира в целом
Для всех без исключения регионов мира наблюдается общее явление. Государства, не прибегавшие к услугам МВФ, исторически развиваются (по критерию ВВП) заметно лучше тех, кому «помогал» МВФ. Выглядит это так как будто некий насос выкачивал ресурсы из региона, а марка этого насоса — МВФ.
Статистически в мире не было иных результатов Международного валютного фонда, кроме того, что страны платили Международному валютному фонду заметной разницей в развитии собственных экономик.
ЗАЧЕМ ЗАГОНЯТЬ СЕБЯ В ЛОВУШКУ?
Фактически МВФ является частью латентного механизма управления миром с претензией на мировое господство. В этом механизме играют роль не только и не столько финансово-экономические обстоятельства той или иной страны, а и политические, часто скрытые процессы, которые вынуждают страну обращаться к услугам Международного валютного фонда. Возьмем, для примера, Россию. Когда революция 1991-го года резко изменила экономическую, финансовую, институциональную конструкцию нашей страны, то ВВП резко повалился вниз.
Россия самая лучшая иллюстрация, для того, чтобы показать, как политические механизмы вынуждают страну идти на поклон Международному валютному фонду. В России в 1990-е годы выпускался интересный документ — назывался «План социально-экономического развития на следующий год Правительства Российской Федерации, согласованный с Международным валютным фондом», и фактически это означало несуверенное внешнеполитическое руководство страной через обещания предоставить займ. Виктор Черномырдин тогда говорил: «Нам не дадут этого займа, для погашения дефицита бюджета, если мы будем вести себя иначе», то есть не будем выполнять зарубежные требования и предписания.
Но очевидно, что они конечно ставили целью не национальную безопасность и интересы нашей страны. Поэтому ВВП падал. Когда он начал возрастать, после 1997-го года, «включился» другой механизм, и тоже по внешним подсказкам — демонетизация российской экономики (но это несколько другая история).
«АГЕНТЫ США» ИЛИ ВРАГИ?
Не надо «агентов» посылать во внутриполитическую систему той или иной страны. Достаточно, как это происходило в России, если у политических лидеров «промыты» мозги. Если внедрены достаточно простые идеологические догмы, вроде «либеральных идей устройства экономики», «монетаристского устройства госфинансов» и др. «Лидеры» сами будут проводить их в жизнь! Что для реализации такого подрывного механизма надо сделать?
Нужно чтобы в университетах на экономических факультетах преподавали постиндустриализм или либерализм в экономике. Нужно, чтобы в стране десятки тысяч — от школьников, до ученых профессоров — ездили бы на стажировки и обучались по специальным программам, оплаченным из бюджета Соединенных Штатов Америки, и «настраивали» свое мировоззрение на определенный режим. Не надо воевать со страной, надо, чтобы страна сама начала уничтожать свой экономический, финансовый, геополитический и другие потенциалы. Осуществить захват умов и страна начинает страдать «самоедством». Идеи подобного подрывного характера вбрасываются в мир в очень больших объемах! Такие идеи выдаются за научные теории, как уже упомянутая теория постиндустриализма. В России на уровне высшего политического руководства заявляется, что мы строим «постиндустриальную экономику».
«Постиндустриальная» — значит та, что после промышленности. Так вот у нас промышленное производство и сворачивается, нарастает «третий» сектор — сектор услуг. Суверенный потенциал страны резко упал, — почему внешние санкции против страны так успешны. Так и в Аргентине, и в Польше, в восточноевропейских странах постсоветского пространства и в России, в частности, эти идеи — избыточной либерализации, избыточного уменьшения этатизации, то есть роли и участия государства в экономике, финансах, социальных, других сторонах жизнеустройства страны, монетаристского обезденеживания суверенного финансового оборота страны — это уже сами собой развивающиеся процессы. Хотя в начале постсоветского периода в кабинетах исполнительной власти Российской Федерации сидели прямые иностранные советники и контролеры.
СОВЕТЫ ДЛЯ «ГЛОБАЛЬНОГО ГОСПОДСТВА»
Когда я сам был адресатом такой политической вербовки в 1991-ом году, то в том «международном университете» в Вашингтоне, где «промывали мозги», были представители всей Восточной Европы, Латинской Америки, Китая, и нас на равных учили, как нам устраивать политические реформы, экономические институты наших стран. Поэтому это глобальная система. Я как очевидец свидетельствую: во многих странах американская экспансия «через мозги и души» ставит целью глобальное господство. И это эффективно, если посмотреть на динамику экономического развития постсоветского региона и динамику расширения влияния американской системы в мире.
Но еще важнее, раз уж мы говорим о финансах, об МВФ, заметить, что с 70-х годов прошлого века Американская Федеральная Система превратилась в финансового фальшивомонетчика. Выпускаются деньги, которые не имеют обеспечения — раз. Не имеют контроля, хотя бы с точки зрения финансово-оборотного объема и объема валового мирового продукта, — два. Отсюда нерадужные перспективы и страшные прогнозы — и мировых финансовых кризисов и будущего глобального кризиса, который, по нашим оценкам, в пределах 2025-го года должен произойти. Все обычно говорят «доллар рухнет», но ведь рухнут все золотовалютные резервы, которые в основном накоплены в валюте в странах мира, включая и Китай, и Россию, у которой золотого запаса меньше 10%, а все остальное бумажки в том числе зеленого цвета.
Это будет даже не кризис, а мировой коллапс! По уровню потрясений, наверное, на уровне Мировой войны. Поэтому явные и неявные способы реализации устремления к господству очень опасны для мира. Политикам, населению в мире и разных странах следовало бы этому противиться.
ВЕРА В «ПОЛИТИЧЕСКИЙ РУПОР»
Но политики часто движимы весьма локальными интересами, а население крайне далеко от сложных материй. Денежные масса и база, структура, различные обороты, виды агрегатов в этом не каждый выпускник экономфака разбирается, не говоря уж о некоторых кадрах в некоторых министерствах и в самом ЦБ. Поэтому население, как правило, верит тому, что говорит «политический рупор». А что говорит любой политический рупор любого политического режима? «Мы действуем самым правильным образом, наши успехи грандиозны и все больше и больше, будьте уверены, что мы беспокоимся о вашем счастье, уровне жизни, устойчивости и завтрашнем дне». В любой стране на любом языке власть говорит только это! Поэтому протесты подобного рода с точки зрения содержательной, я, как эксперт, могу только поддержать. Например в Китае зарубежные институты влияния предлагают проводить вот такие-то и такие-то структурные реформы, но это реально приведет к тому, что уже возрастающее социальное неравенство, вытекающее из неравенства по доходам, будет нарастать еще сильнее. Китайские ученые разоблачают подобные советы и давление. А нам это должно напомнить Россию. Потому, что по планам российского Правительства 1990-х годов, согласованным с Международным валютном фондом, это самое расслоение по индикатору коэффициент фондов с 5-6 выросло более чем до 16 и продолжает расти. Так внешние советы реализовались. Означает это только одно: есть беднеющие бедные и богатеющие богатые. Что получилось в итоге, например, в 1917-м году или в 1991-м году, когда нарастает эта разница и порождает социальное напряжение, социальные протесты, драмы и трагедии? Cитуация в России сегодня просто опасная.
В мире подобные расслоения также нарастают. Со времен создания Международного валютного фонда и глобальной финансовой системы исключительного американского бенефита также поменялось распределение по доходам богатых и бедных стран. (Рис.3)
Функция распределения стран по доходам в 1950 г. А1: Китай, Индия, Индонезия, Бангладеш, Афганистан, Бирма, Африка, Ирак, Южная Корея, Пакистан, Албания, Лаос, Колумбия. А2: СССР**, Португалия**, Греция**, Испания**, Перу**, Парагвай**, Бразилия**, Болгария, ЮАР, Румыния, Иран, Турция, Малайзия, Мексика. Б: США, страны Западной Европы, Австралия, Канада, Аргентина, Уругвай, Чили, Япония, Сингапур, Бахрейн, Гонконг
Функция распределения стран по доходам в 2010 г. А1: Афганистан, Пакистан, Африка, Северная Корея, Монголия, Бангладеш, Бирма, Лаос. А2: Китай**, Индия**, Индонезия**, Колумбия**, Вьетнам**, Бразилия, Ирак, Венесуэла, Сербия, Казахстан, Украина, Молдова, страны Центральной Азии. А3: Россия, ЮАР, Мексика, Турция, Перу, Парагвай, Иран, Аргентина, Чили, Малайзия, Белоруссия, Хорватия, Латвия. А4: Южная Корея, Греция, Португалия, Новая Зеландия, Саудовская Аравия, страны Восточной Европы, Израиль, Испания. Б: США, страны Западной и Северной Европы, ОАЭ, Катар, Австралия, Япония, Канада
Кривые 1950-го и 2010-го годов сведены в одной системе координат, что позволяет увидеть временнýю динамику
Рис 3. Историческая динамика функции распределения стран по уровню доходов. Все страны мира на графиках распределены по группам от А1 (беднейшие), А2 (промежуточное положение, т.е. те, которые, с одной стороны, включены в мировые хозяйственные отношения, но, с другой стороны, не получают от этого преимуществ в виде значительного увеличения национальных доходов), А3 и А4 (развитие которых носит догоняющий характер) до Б (наиболее развитые страны). Звездочкой (*) отмечены страны, которые на определенном этапе своего развития стагнировали, либо регрессировали, двумя звездочками (**) отмечены государства, сделавшие рывок в умножении валового продукта. При построении функций распределения использовалась статистика Всемирного банка
В 50-м году все страны имели примерно одинаковый тип распределения по доходам. Что изменилось за 60 лет? Все страны конечно как-то развиваются, но наряду с этим богатейшие страны богатеют с отрывом от других, и одновременно с этим растет пул стран бедных и нищих. Опять расслоение.
Несправедливость, расслоение по доходам происходит во всем мире и это касается всех стран, которые соглашаются с глобальной американской системой — мы ее называем «системой глобального социального паразитизма». Соединенные Штаты Америки вносят вклад в мировой валовый продукт на уровне 20%, а потребляют на уровне 30%. Откуда покрывается эта разница? Да все оттуда же, из-за того, что некоторые страны эксплуатируются. Про Маркса и Ленина стараются забыть, но это же данность! Одни, как паразиты, живут на теле других, которые их кормят. И «паразитизм» не производит блага, он занимается потреблением. Вопрос: может ли мир, который живет по этому закону — паразиты все больше паразитируют, а те, на ком они паразитируют, все более нищают — быть устойчивым? Нет, конечно.
КАК ВОССТАНОВИТЬСЯ ПОСЛЕ КРИЗИСА?
Общего рецепта не бывает. Кроме того, что экономическое благополучие страны зависит от таких макро показателей, как, например, блокада Ирака, или как сейчас против России применяют чреватые последствиями санкции экономического порядка. Еще срабатывают внутренние факторы: правильная мощная идея, которую может родить национальный интеллект. Сильные политические руководители, партии, которые могут взять власть. Еще один важный фактор — так называемая «пассионарность народа». Ведь народ любой страны способен на подвиг, на свершение, созидание, когда он пассионарен, энергичен. Но он же способен на разрушение и фрустрацию, анемию, бездеятельность. Мозаика из этих факторов может дать стране шанс «рвануть», а может не дать даже при самых благоприятных обстоятельствах.
Простой вопрос: в России квалифицированная рабочая сила, ресурсы во всем диапазоне, был мощный нефтегазовый приток капитала, но где рывок и где развитие России? На деле имеем деградацию и стагнацию, и по нашим расчетам уже спад ВВП. А рядом Китай, у которого уже много десятилетий ежегодный прирост 8-10%. Поэтому много есть факторов для успеха у каждой страны, единственное, что можно точно утверждать, что советы от МВФ, советы от специалистов Соединенных Штатов Америки, как правило и практически без исключения, преследуют цели не успешного развития стран реципиентов, а иные цели. Весь массив послевоенной истории доказывает этот вывод.
ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ
Тема золотовалютных резервов для национальной безопасности, устойчивости и развития страны очень важна. Потому что это — суверенный запас, как «заначка под подушкой». Когда плохо, то часть этих запасов можно продать, можно реализовать и как-то «перебиться», а потом вернуться опять к его пополнению и устойчивому развитию. Это аналог тех самых внешних заимствований на условный «кассовый разрыв», который МВФ делает для тех или иных стран. Первый вопрос: в каком виде золотовалютные резервы формируются в каждой стране. Сегодня в глобальной системе, которую сформировали Соединенные Штаты Америки, большинство стран, кроме самих Соединенных Штатов, золотовалютные резервы формируют в виде валютных накоплений и даже не всегда самих долларов, а производных от них ценных бумаг. Например, кудринская «помощь и наследство» для нашей страны заключается в том, что на сегодня золота в резервах менее 10%. Благодаря путинскому периоду цифра увеличилась в три раза, было даже 3%. А остальные 97% — это в основном зеленые бумажки. Это доллары и бумажки американских государственных обязательств, а как с ними может поступать Америка хорошо известно. Пример? Как обходится Америка с золотом других стран, которое хранится в на ее территории в силу разных исторических причин? Они обходятся так с немецкими, ранее французскими, китайскими запасами, которые хранятся на территории Америки. Они просто говорят: а мы не можем их вам вернуть, подождите завтра, послезавтра. Шарль Де Голль вернул золото во Францию — сделал это национальным суверенным запасом. Но это практически единственный пример. Германия сегодня тоже пытается вернуть немецкое золото, у Германии, кстати, номинально второй запас среди всех стран 3400 тонн. Самый большой запас у американцев — 8000 тонн. Американцы золото Германии не отдают. Бундестаг принимал решение по 50 тонн ежегодно возвращать. Вернули 30 с чем-то тонн и на этом вопрос закрыт. Есть много этаких конспирологических инсинуаций что вообще может золотишка-то нет... Но в это вдаваться очень трудно, потому, что нет прямой и надежной информации. Факт же заключается в том, что вопрос возврата золота затруднен и это говорит о том, что коэффициент суверенной надежности национального запаса уменьшается.
В СССР было почти 2500 тонн золота в 53 году на год смерти Сталина, а на год политической смерти Горбачева — этот объем уменьшился примерно до 300 тонн.
Куда делось золото? Разбазарили, вывезли, украли. На сегодня более чем в 1000 тонн золотой запас России хранится на нашей национальной территории. Несмотря на продолжающийся монетаризм в стране ощущение угрозы все-таки заставило политические силы утроить, наращивать золотой запас вместо того, чтобы продолжать кудринские заветы покупать фантики за доллары, которые от экспорта нефти и газа страна получает. Это положительный знак, хотя золота по прежнему всего 10% от золотовалютного резерва.
ВОЛЬФРАМОВОЕ ЗОЛОТО
Глобальная финансовая система в мире, основанная на долларе, как резервной валюте, эмитируемой ФРС, — это фактически система фальшивомонетчества.
Американское государство сформировало эту банковскую систему, на основе того, что ФРС — это не государственная система. Она смешанного типа, но по своим функциям и по мандату в большей степени это частная организация. Так вот сам принцип, который американское государство себе присвоило — паразитировать на мире за счет фальшивомонетчества. Сам принцип системы говорит о том, что не важно, какую продукцию они продают, — если надо миллиард долларов на оранжевую революцию — да берите, надо вам еще миллиард — пожалуйста. Никто не контролирует. Слушания в Конгрессе, финансовом комитете, бюджетном комитете выявили такой прецедент, когда триллионы долларов оказались не учтены — откуда взялись и куда делись никто не мог сказать. Вот какой масштаб! А делать ли фальшивой купюру или золотой эквивалент стоимости — как с моральной, так и с государственно-политической точки зрения все равно.
Во времена Клинтона по заказу банков федеральной резервной системы были изготовлены замечательные штучки — по виду золотые слитки, по весу подбирается объем и внутренняя структура, чтобы удельный вес был равен весу золота, но изготовленные из позолоченного вольфрама. И вот это жульничество — подмену настоящих золотых слитков фальшивыми — они попробовали применить в межгосударственных отношениях выдав Китаю по требованию эти слитки. Но в Китае их просверлили и установили, что это фальшивка. Я не знаю, чем это на самом деле закончилось — не в интересах ни одного, ни другого государства раздувать этот скандал.
Но сам факт, что мировая финансовая система основана на допустимости использования фальшивомонетчества, хоть в эмиссии денег, хоть в подмене золотых слитков, говорит о том, что по любому национальному уголовному праву и представлению в мире существует страна — уголовник, которая паразитирует на всем остальном мире, подсовывая ему фальшивые монеты.
КРИЗИС 2025 ГОДА
Мы давно изучаем природу длительных процессов, накапливающих кризисогенные напряжения. В мире финансовые кризисы начались не вчера. Первый кризис, который мы изучали — это 1838 года. С тех пор сотня таких кризисов произошла. Очень важно, что межкризисный интервал между очередным кризисом и предыдущим уменьшается и тенденция такова, что этот интервал станет нулевым, т.е. кризисы попросту «сольются» во времени. Это примерно как обрушение пирамиды Мавроди. Что в этот момент может сделать эмитент доллара, поскольку его валюта превратится в бумажки как у Мавроди? Он, конечно, знает, когда это наступит и не хочет себе ущерба. Поэтому это будет либо колоссальнейший военно-политический конфликт, в котором что называется списываются все долги, меняются все финансовые обороты, валюты, что угодно. Либо это будет колоссальный очередной финансовый кризис, когда американцы завтра утром объявят: «Ребята! Доллара больше нет и теперь вы можете обклеивать ими стены. Мы решили перейти на другую валюту». Примерно как это было в послевоенной Германии по плану Маршалла, когда старую рейхсмарку заменили на новую. Каждому дали по 50 марок, а дальше — живите своими трудами как сможете. Вот примерно такая трагедия уготована миру. Кто будет в выигрыше? Вероятно тот, кто управляет процессом, конечно если мир не станет возражать.
Миру стоило бы над всем этим задуматься и собрать какой-то международный трибунал по этому поводу. Но перед этим создать справедливую и ответственную мировую финансовую систему. России, вместо того, чтобы служить по правилам мирового финансового «хозяина», стоило бы выступить вместе с другими странами инициатором оздоровления мировых финансов. Источник: rusrand.ru.
Рейтинг публикации:
|