Россия и США видят вещи по-разному: изменит ли это Рэнд Пол?
У республиканского истеблишмента будет время решить, кто им наиболее подходит в качестве кандидата в президенты после грядущих выборов в Сенат
От редакции: Уже очень скоро – 4 ноября, в США пройдут промежуточные выборы, на которых будет решаться судьба не только демократического большинства в Сенате, которое находится под угрозой, судя по результатам американских опросов общественного мнения. Будут определяться стратегии, с которыми претенденты как от демократов, так и от республиканцев отправятся на президентские выборы 2016 года. Окончательное решение примут и те политики, что размышляют о своем участии в гонке – в частности Рэнд Пол и Хиллари Клинтон. Первому нужно понять, может ли он рассчитывать на торжество своей идеологии, второй – определить, «стоит ли игра свеч», если результаты выборов окажутся «мрачными». О шансах Хиллари Клинтон мы скоро поговорим отдельно, а о шансах Рэнда Пола и о животрепещущей теме российско-американских отношений рассказывает Дэвид Адесник – американский политолог, научный сотрудник Центра изучения безопасности в Американском институте предпринимательства (AEI).
***
– Уважаемый господин Адесник, Рэнд Пол номинально еще не заявлял о намерении баллотироваться в президенты США. Но есть много экспертов, утверждающих, что он может стать лидирующим кандидатом от республиканцев, при наличии несомненной поддержки хотя бы части электората. Как Вы оцениваете его шансы стать кандидатом от Республиканской партии, с точки зрения интересов самой партии?
– С этой позиции еще слишком рано называть Рэнда Пола или кого-либо еще «лидирующим кандидатом».
Я ожидаю увидеть в 2016 году максимально открытый конкурс на кандидатуру от республиканцев, который будет также мало предсказуем, как в 2012 году. Тем не менее, Рэнд Пол – очень заметный кандидат с хорошими шансами на успех, в отличие от своего отца, который никогда бы не смог завоевать сердца республиканского мейнстрима.
Подъем группировки «Исламское государство» и мнение многих американцев, которые думают, что мир становится намного более опасным местом, чем прежде, усложнит путь Пола к победе. Его внешнеполитическая философия направлена скорее на избегание угроз, чем на борьбу с ними. Но до первых праймериз еще больше года. Многое может измениться.
– Считаете ли Вы, что идеи Пола относительно внешней политики расходятся с общей политикой Белого дома и оппозиции? Как Вы думаете, американский истеблишмент примет такого кандидата? И насколько жизнеспособны инициативы Рэнда Пола, чтобы стать основой американской внешней политики?
– Пол постоянно критикует президента Обаму, хотя, на самом деле, по многим ключевым вопросам в области внешней политики он куда ближе к Обаме, чем к другим республиканцам.
Республиканцы часто критикуют Обаму за «излишнюю мягкость» в решении вопросов с «Исламским государством», Ираном, Россией, Китаем и другими, а сенатор Пол критикует Обаму за «чрезмерную активность за рубежом», будь то Сирия или Афганистан. Таким образом, критика Пола довольно похожа на критику в адрес Обамы со стороны демократов.
В американском истеблишменте, разумеется, есть место такой критике, но не всегда – среди верхушки Республиканской партии. Пол выделяется на фоне других республиканцев, потому что он высказывает точку зрения, которая намного более настороженно относится к идее американского вмешательства в дела на планете. Но он не предлагает никакой альтернативной программы.
– Но разве фактор «Исламского государства» не полностью изменил доктрину внешней политики Обамы? Можем ли мы говорить, что после бомбежек в Сирии эта доктрина (основывавшаяся на незначительном или полном отсутствии вмешательства) вообще существует?
– Пока неясно, в какой степени появление группировки «Исламское государство» изменило подход Обамы к иностранной политике. Он стал придерживаться более интервенционистского подхода в ситуации с Сирией и Ираком. Но вовсе не очевидно, что при этом он отказался от своей философии, которую сам же характеризовал фразой «не делайте глупостей». Проблема в том, что бездействие может иногда быть иногда более опасно, чем смелые действия.
В Сирии и Ираке именно снижение американской активности стало тем фактором, который дал «Исламскому государству» возможность так быстро подняться. В будущем Обама, возможно, будет позиционировать себя как более решительный лидер в вопросах внешней политики. Но до тех пор, пока он на деле не применит этот подход – один раз, другой, третий, пока это не станет системой, – нет оснований утверждать, что он изменился с точки зрения философии внешней политики.
– Рэнд Пол призывал к «уважительным отношениям» с Россией и подвергся критике за это. Как бы Вы охарактеризовали его позицию в отношении России, и в чем она отличается от позиции Барака Обамы?
– До присоединения Крыма к России сенатор Пол критиковал других за провоцирование России. Но случившееся шокировало и демократов, и республиканцев. Почувствовав перемены в общественном настроении, последовавшие за присоединением Крыма, сенатор Пол начал призывать к более жесткой реакции на это деяние России. Хотя он и не стал лидером в продвижении этой темы – он не критиковал президента Обаму за ограниченность американских санкций. Таким образом, мы опять видим, что Пол намного ближе к Обаме, чем к ключевым республиканцам.
– На Ваш взгляд, Россия может что-то сделать, чтобы воспользоваться этой возможностью (подъемом популярности Рэнда Пола) и улучшить отношения между двумя странами? Или Вы считаете, что Рэнд Пол еще не обладает достаточной силой и популярностью, чтобы устранить последствия сложившейся ситуации?
– Разница между Россией и США заключается в том, что они расходятся в трактовке фундаментальных вопросов. Вот в чем дело.
Президент Путин и большая часть российских СМИ изображают правительство Украины как «деспотичный фашистский режим». Они считают, что восстание на востоке Украины – обоснованно. Что оно произошло по независящим от Москвы причинам. Но, за исключением периферии политического спектра, американские политики и журналисты сходятся во мнении, что Россия «наказывает» Украину за свержение Януковича и попытки отстоять свою позицию. И до тех самых пор, пока не будет согласия в отношении этих интерпретаций, перспективы реального улучшения американо-российских отношений невелики.
Беседовала Юлия Нетесова Источник: terra-america.ru.
Рейтинг публикации:
|