К какой войне и с кем готовят Азербайджан
Премьер-министр Турции Ахмет Давудоглу прибыл с официальным визитом в Азербайджан. Это -второй визит — после президента Реджепа Тайипа Эрдогана- высокопоставленного турецкого чиновника в Азербайджан. Это — своеобразная традиция: турецкие руководители после избрания или назначения сначала посещают Кипр, затем Азербайджан.
Взаимоотношения между Анкарой и Баку всегда носили устойчивый, но не всегда беспроблемный характер. Так весной прошлого года бакинский официоз, директор Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу заявлял, что «Азербайджан очень часто боролся за интересы Турции больше самой Турции», и что «азербайджано-турецкие отношения создают дополнительные сложности для Азербайджана», поскольку «они всегда были в центре внимания и Запада, и России, и Ирана». Баку до сих пор болезненно воспринимает факт подписания в октябре 2009 года между Турцией и Арменией Цюрихских протоколов, то, что «президент Турции Абдулла Гюльоказался вторым человеком после Владимира Путина, поздравившим Сержа Саргсяна буквально за неделю до годовщины Ходжалы». Но и Турция косо поглядывает на Азербайджан, особенно с учетом того, что тот не последовал ее примеру в отношениях с Израилем. В то же время стороны пытаются не выпячивать наружу существующие проблемы, больше апеллируют к идеям «братской солидарности».
Так было и на сей раз, когда премьер-министр Турции Давутоглу на совместном брифинге с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым заявил, что «не видит разницы между Турцией и Азербайджаном, служить Азербайджану — это значит служить Турции, и наоборот». Тем не менее, нынешний визит Давутоглу в Азербайджан имеет одну важную особенность. Он совпал с завершающимся этапом совместных азербайджано-турецких военных учений. В Азербайджан для участия в них прибыли боевые самолеты и вертолеты ВВС Турции.
Вообще, такие учения проводятся не впервые. Но нынешние можно назвать крупномасштабными, поскольку в них принимают участие до 10 тысяч военных двух стран. По данным Минобороны Азербайджана, на учениях отрабатывается взаимодействие ВВС двух стран, изучаются вопросы боевой совместимости во время операций, в том числе «при выполнении заданий по уничтожению с воздуха наземных целей». А на прошедших этапах учений «выполнялись задания по организации и проведению наступательных операций, высадке тактического воздушного десанта в тылу условного противника, внедрению рейдовых и передовых отрядов», отрабатывались «действия по всестороннему обеспечению операций в различных, в том числе и горных условиях». Но фактом остается то, что после недавнего обострения военного противостояния на линии соприкосновения Азербайджана и Армении в зоне карабахского конфликта, нынешние азербайджано-турецкие военные учения поддерживают в регионе состояние вооруженной эскалации. Поэтому складывается ощущение, что Баку в отношении Еревана стал активнее использовать приемы темповой игры, не снимая с повестки возможности силового решения карабахского конфликта. Если это так, то в складывающейся ситуации эта игра все же не «козырными тузами», а унылыми трефовыми шестерками, в которой впереди зияет пропасть неизвестности и огромные риски. Вот почему.
Буквально в 500-600 километрах от границ Азербайджана разворачиваются драматические события, связанные с » Исламским государством Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Оно демонстрирует тенденцию к расширению: Ирак – Сирия – Турция — Иран. Это — первое. Второе: потенциально складывается общекурдский фронт в борьбе с ИГИЛ, охватывающий территории этих стран. При этом не исключено, что ИГИЛ, контролирующее часть территории Ирака и Сирии, в скором времени объявит о включении в свою «юрисдикцию» и примыкающие к закавказским границам юго-восточные вилайеты Турции и выйдет на границу с Закавказьем.
После того как авиация США нанесла удар по подразделениям ИГИЛ близ Багдада, джихадисты перенесли боевые действия на север Сирии, где захватили 21 курдское селение. Курдские бойцы из сирийской Партии демократического союза (ПДС) ведут ожесточенные бои и обратились за военной помощью к курдам всего ближневосточного региона, в том числе и запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК). Одновременно в события уже вовлечен Иран. Как заявил министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф, Тегеран, хотя и не подключен к международной коалиции по борьбе с ИГИЛ, но «взял на себя ведущую роль на этом направлении». В свою очередь президент Ирана Хасан Рухани обозначил «красную линию», за которую Тегеран не пропустит ИГИЛ в Ираке: Багдад и религиозные шиитские святыни в городах Кербела и Неджеф.
Что касается Турции, то по итогам состоявшегося внеочередного заседания по вопросам безопасности президент Эрдоган подтвердил согласие содействовать мерам по борьбе с боевиками ИГИЛ, но только на уровне предоставления разведывательных данных и логистики. Отказ от иных вариантов борьбы с ИГИЛ Анкара объясняет опасениями за жизнь находящихся в плену у джихадистов 49 сотрудников своего генконсульства в Мосуле. Такая позиция не устраивает США, которые решили «сдать» своего союзника. Сначала экс-посол Вашингтона в Анкаре Френсис Риккардоне в газете в Telegraph заявил, что «Турция оказывала прямую поддержку сирийскому крылу Аль-Каиды – группировке Аль-Нусра, а также радикальной салафитской группировке Анхар Аль-Шам, с которой мы решили не сотрудничать, а турки плотно работали». Заметим, что это — первое публичное заявление такого рода со стороны высокопоставленного сотрудника госдепа США. Затем New York Times опубликовала статью, где обвинила Турцию в «подстрекательстве и помощи боевикам ИГИЛ».
В ответ президент Турции Эрдоган обрушился с критикой в адрес США, обвинив их «в разрушении Украины как страны, а также в гражданских войнах, в которых погрязли Ирак, Сирия и другие страны Ближнего Востока». По мнению известного турецкого эксперта в сфере международной политики Хасана Селима Озертема, «Запад обвиняет Турцию в том, что та тайно ведет переговоры с ИГИЛ, в том числе контрабандными путями закупает у него нефть, что, в свою очередь, укрепляет позиции ИГИЛ». Обвинения США в адрес Турции, союзника по НАТО и международной коалиции, являются беспрецедентными.
В Баку сейчас размышляют: присоединяться ли к коалиции против ИГИЛ? В этой связи газета «Эхо» отмечает, что «ИГИЛ находится в том же регионе, что и Азербайджан», и что «быть в коалиции США хорошо потому, что они окажут ответную поддержку в других вопросах». ИГИЛ быстро расширяет фронт, осуществляет неожиданные маневры на одной территории с продвижениями на другой, оказывая давление на ситуацию в регионе в целом. Турции вряд ли удастся прикрыться от ИГИЛ буферной зоной, Иран фактически сражается уже на двух фронтах — сирийском и иракском. В этой связи бакинский политологПарвин Дарабади предупреждает, что «ИГИЛ распространило карту, и в состав своего будущего государства джихадисты включили и Азербайджан» и «если наша страна присоединится к этой коалиции, боевики данной террористической организации захотят отомстить, заслав сюда своих террористов».
Такое нельзя исключать. Так что если Азербайджану и придется в скором времени с кем-то воевать, то не с Ереваном или Степанакертом. Не случайно госсекретарь США Джон Керри, завлекая Москву в международную коалицию против ИГИЛ, призывал и ее «задуматься об опасности, исходящей от джихадистов, поскольку могут появиться определенные проблемы со стороны стран, расположенных по соседству с Россией». Что это за страны — достаточно бросить взгляд на географическую карту.
Тарасов Станислав Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|