Инициативы Варшавы по расширению антироссийских санкций не нашли отклика у остальных стран-участниц Вышеградской группы - Чехии, Венгрии и Словакии.
Для Польши это недобрый знак. Вышеградская группа создавалась в 1991 г. как антироссийский проект по консолидации стран Центральной и Восточной Европы. Польша, Венгрия, Чехия и Словакия заключили военно-политический союз, обозначив тот рубеж, на котором страны бывшей социалистической Европы вознамеривались «сдерживать» Россию. Членство стран-участниц группы в НАТО (Польши, Венгрии и Чехии – с 1999 г., Словакии – с 2004 г.) являлось естественным продолжением такой политики. В рамках НАТО Вышеградский блок повышал уровень военно-политической координации между странами восточноевропейской четвёрки.
В 2011 г. не без участия польской дипломатии Вышеградская группа заявила о намерении создать отдельное военное подразделение под командованием Польши, которое к 2016 г. должно превратиться в полноценную боевую единицу. Кризис на Украине заставил Варшаву вновь активизировать усилия в этом направлении. Однако к тому времени согласие внутри «четвёрки» уже было нарушено. К предложениям польской стороны расширить санкции против России Будапешт, Прага и Братислава отнеслись холодно. Жертвовать выгодами торговли с Россией в интересах «атлантической солидарности» ни в Венгрии, ни в Чехии, ни в Словакии совсем не торопятся.
Словацкий премьер Роберт Фицо призвал отложить введение нового пакета санкций. Его чешский коллега Богуслав Соботка также выразил несогласие с экономической политикой Брюсселя в отношении России. Слова главы Европейского Совета Хермана Ван Ромпея о том, что убытки от санкций – это та цена, которую европейцам необходимо заплатить, не убеждают.
И Прага, и Братислава призывают трижды подумать, прежде чем пробовать «наказывать» Россию. Венгерский премьер Виктор Орбан еще более прямолинеен: он считает, что санкции вредят больше Евросоюзу, чем России, и призывает Брюссель компенсировать производителям убытки, которые они понесут в этой ситуации.
В итоге Польша осталась в Вышеградской группе в одиночестве. Варшава не исключает, что покинет ряды «четвёрки», и намекает своим партнёрам по объединению, что без нее их военные планы могут не осуществиться, а тогда на вызовы их безопасности им придется отвечать самим, без помощи Варшавы, чей военный бюджет – самый внушительный в Вышеградском блоке.
Однако ни Чехия, ни Словакия, ни Венгрия военной угрозы себе не видят, и попытки польской дипломатии милитаризовать отношения в рамках Вышеградской группы вызывают у них скорее отторжение. Партнёров Варшавы по «четвёрке» больше интересуют экономика и торговля. Понять политическую логику поляков чехам, словакам и венграм сложно. Поэтому Польша пытается на других направлениях наверстать то, что не удалось сделать в рамках «четверки». Уже прозвучали заявления о формировании в Восточной Европе сил быстрого реагирования НАТО. Предполагается, что дислоцироваться они будут на военных базах в Польше, Румынии и Прибалтике.
С Румынией у Польши летом прошлого года заключено соглашение о двустороннем сотрудничестве в области обороны. Бухарест и Варшава рассматривают Россию в качестве потенциального противника. Военная доктрина Бухареста, как и Варшавы, рассматривает Россию врагом №1. Что касается Прибалтики, то Варшава давно уже проталкивает идею расширения Вышеградского блока в формате 4+. Речь идёт о присоединении или особой форме партнерства блока с Латвией, Литвой и Эстонией.
Придерживаясь антироссийского курса, Варшава обрекает себя на вечные поиски такой конфигурации региональных сил, которая затрудняет, если не делает невозможной нормализацию польско-российских отношений до уровня, наблюдаемого, например, в российско-венгерских или российско-словацких отношениях.
Сейчас польские политики пытаются примерять на себя лавры европейских лидеров в проведении санкционной политики по отношению к России. Определённую ставку при этом Варшава делает на Германию. Однако в Берлине предпочитают холодный расчет польской горячности, к вопросу о санкциях против России там подходят более взвешенно, без эпатажных метаний. Во-первых, политика Берлина в области санкций строится на избирательном подходе. Во-вторых, устами главы МИД Франка-Вальтера Штайнмайера немцы провозгласили, что «санкции, сами по себе, не являются политикой». Германия никогда не сузит свою восточную политику до тоннельного зрения польских стратегов, не признающих ни компромиссов, ни дипломатических оттенков.
В этих обстоятельствах у Польши не остается ничего другого, как продолжать следовать в фарватере политики США. Взаимопонимания с Берлином нет, а партнёры Польши по Вышеградской группе не хотят лишать себя возможности манёвра. Спаянного антироссийского братства в Восточной Европе не получилось. Больше того, там понимают, что, если венграм, словакам и чехам удастся выстоять под давлением Брюсселя, в отношениях их стран с Россией могут открыться новые перспективы.
Владислав ГУЛЕВИЧ Источник: Фонд Стратегической Культуры.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 3923
Рейтинг поста:
- и Польша при этом серьёзно задумалась, так, что возникла тема "специального антикризисного штаба" в связи с резким сокращением объёмов польского экспорта в Россию.
Это хорошая предпосылка для наращивания РФ-санкций в отношении польского пром-экспорта в Россию:
- надо учить поляков думать... - ДЕЙСТВИЕМ!
--------------------
- гипертрофированное самомнение - верный путь к деградации...