Астероид вам в помощь: неземная почва для дружбы США и России
Сегодня голос NASA – самый громкий голос в поддержку хороших российско-американских отношений
От редакции: Как заметил Скотт Макконнелл на страницах The American Conservative, «американская политика в отношении России имела бы смысл только в том случае, если бы Россия была вечным врагом для Соединенных Штатов. Но только очень немногие в Вашингтоне действительно верят в это… Так что эта политика – загадка». Заголовки СМИ и блогов с новостями, посвященными России, завораживают своим брутальным тоном и безапелляционностью самых жестких суждений. И вот в этом «океане нелюбви» появляется «островок», все обитатели которого испытывают самое острое желание дружить с Россией. Причем в Космосе. Никакой конспирологии, никакой наивности – сугубый прагматизм скрывается за этим стремлением. О природе этого прагматизма – в рассказе Натальи Демченко.
***
Еще в начале августа новостные агентства сообщили, что США замораживают российско-американские соглашения о сотрудничестве в научных исследованиях и разработках в ядерной и энергетической сферах. С того самого момента в американских СМИ регулярно появляются сообщения о том, что это событие крайне вредит Америке и – буквально – «дружить с Россией» для США жизненно необходимо. Даже несмотря на все сложности, вызванные обострением отношений с Украиной.
Приковывает внимание не только само по себе наличие дружелюбных по отношению к России сил, действующих на фоне постоянного информационного шума о «злом Путине». Интересно, что дружить Америке с нашей страной «надо» в связи с довольно экзотической темой, не слишком вызывающей обычно интерес и доверие читателя даже в более спокойное время.
Вот примеры заголовков, которые предлагают Вашингтону подружиться с Кремлем: «Враг астероида – мой друг», «Космическая программа США в заложниках у России», «Маленький, крепкий астероид может быть очень опасным», «Как лидеры планеты Земля будут отвечать на реальную космическую опасность?». И так далее, в том же духе. Целый ряд публикаций с начала августа, посвященный сотрудничеству России и США в области защиты планеты от астероидной опасности.
Ни приключениями в духе космических опер, ни опасениями конспирологов или «выживальщиков», строящих бункеры на случай возможного конца света, появление этой темы не объясняется.
Зато этот призыв к дружбе под угрозой астероидной опасности очень объясняется практическими и совершенно земными интересами американского космического агентства – NASA (Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США).
Насколько серьезной является эта самая астероидная опасность?
Учеными эта угроза трактуется как «реальная, но маловероятная».
Падение метеорита в Челябинске всколыхнуло интерес к этой теме, и этот факт приводится в качество аргумента реальности проблемы. Но есть и научные данные о том, что падение сколь-нибудь серьезного из известных на данный момент времени метеоритов «подходящего размера» не грозит Земле в ближайшие сто с лишним лет.
Оговорка об известных и наблюдаемых астероидах – ключевая в этой дискуссии. В случае с пресловутым Челябинским метеоритом заранее предсказать его появление не представлялось возможным – его диаметр слишком мал для существующих средств наблюдения. Так же, как и уничтожить на подлете к Земле – скорость метеорита выше скорости средств ПВО. Метеориты небольшого диаметра причиняют некоторые разрушения, но, скажем, сравнять город с землей они точно не могут.
Собственно, именно на тот случай, если к Земле приблизится метеорит диаметром более 100 метров, и нужны программы по защите Земли.
На счет того, каким именно способом нужно предотвращать угрозу, мнения специалистов даже внутри одной структуры могут существенно разниться. (Скажем, в NASA так все и обстоит). Основных направлений научной мысли немного: изменение траектории астероида или уничтожение последнего с помощью ядерного оружия.
Именно в этой точке, где соединяются космические исследования и ядерные вооружения, и лежит объяснение необходимости «астероидной дружбы» с Россией.
Замороженные соглашения о сотрудничестве в научных исследованиях и разработках в ядерной и энергетической сферах были подписаны Министерством энергетики США и отечественным «Росатомом» чуть меньше года назад.
Считается, что это был беспрецедентный по уровню российско-американского доверия документ, который должен был позволить добиться новых результатов в обозначенных областях исследований. Соглашение позволяло российским ученым получить доступ к ядерному комплексу целого ряда исследовательских лабораторий в США[1], а американским ученым – к отечественным лабораториям и исследовательским центрам.
С момента объявления о приостановке программы со стороны США NASA развернуло настоящую кампанию по актуализации дружественных отношений с Россией. У агентства сложная история отношений с действующей администрацией президента Обамы, который сократил ряд программ NASA, считавшихся ключевыми на протяжении предыдущих лет. Именно при Обаме была остановлена программа строительства американских шаттлов, предназначенных для доставки астронавтов на МКС. Пока какая-нибудь из частных компаний, занимающихся разработкой космического транспорта, не запустит реально работающий экземпляр, доставлять космонавтов на борт МКС будут российские «Союзы».
И NASA совершенно точно не помешала бы общественная поддержка в борьбе за финансирование, почему этой организации жизненно важны продуктивные и прагматичные отношения с Россией для стабильного существования и перспектив развития. Рассказывать об астероидной опасности – один из вариантов привлечения внимания к текущим невзгодам и радужным перспективам («если федеральное правительство сделает то-то и то-то»).
Проблема и NASA, и заинтересованных в дружбе с этой организацией (и США вообще) в России в том, что потенциальные «космические» опасности будоражат воображение весьма небольшого процента землян, даже среди граждан «космических» держав.
Огромные куски камня и льда, бороздящие необъятные космические пространства по уровню беспокойства среди населения сопоставимы примерно с уровнем беспокойства на счет вторжения пришельцев – «занятно», «будоражит». Верится же как-то с трудом.
Собственно, до тех пор, пока эта угроза будет расцениваться именно так, говорить о том, что мир способен объединиться перед лицом глобальной угрозы абсолютно точно не приходится. Почти как с лихорадкой Эбола – пока эпидемия не грянет, затраты на разработку вакцины кажутся неоправданно высокими.
Впрочем, NASA ведут игру сразу на двух направлениях. Мощное космическое лобби работает над тем, чтобы Конгресс США не забывал выделять воистину астрономические суммы на исследования и разработки, а параллельно ведет работу по возвращению интереса к космической теме в обществе – любыми средствами.
«Роскосмос», кстати, ведет собственную работу по популяризации космических исследований. Инстаграмм-аккаунт бортинженера МКС Олега Артемьева набирает популярность и уже перегнал по числу подписчиков официальную страничку самой организации. И, хотя до полутора миллионов подписчиков NASA пока далеко, сам формат – повседневная жизнь космической команды и космические пейзажи – делает МКС немного ближе каждому из нас.
Космос для большинства землян – нечто совершенно непостижимое. И единственный вариант приблизить его к нам, со всеми его красотами и опасностями – показывать его нам, землянам, которые в реальной жизни никогда не смогут увидеть ничего подобного.
И когда это станет жизнью, это станет и политикой.
[1] В том числе и к Лос-Аламосской национальной лаборатории, где была разработана американская ядерная бомба.
Источник: terra-america.ru.
Рейтинг публикации:
|