Россия и Китай: к вопросу о партнёрстве в военной сфере
С началом учений «Мирная миссия 2014» возобновились разговоры о туманных перспективах российско-китайского военно-технического сотрудничества. Эксперты вспомнили о том, что Россия может поставить Китаю комплексы С-400, а также сколько-то самолётов Су-35. Но тут и хочется, и колется: Москва желала бы торговли с Поднебесной, да боится, что китайцы технику скопируют.
В упомянутых учениях задействованы контингенты вооружённых сил государств — членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Как передаёт ИТАР-ТАСС, во вторник на этой неделе состоялась «генеральная репетиция» совместной антитеррористической операции с боевой стрельбой. Она прошла на полигоне Чжужихэ (Внутренняя Монголия, автономный район в КНР). По сообщению Управления пресс-службы и информации МО РФ, учебная операция завершила этап боевого слаживания многонациональных воинских контингентов вооружённых сил государств-членов ШОС, участвующих в военном антитеррористическом учении «Мирная миссия 2014».
ИТАР-ТАСС уточняет, что войска разыграли четыре тактических эпизода: 1) разведка и наблюдение за полем боя; 2) совместное поражение важных целей противника; 3) антитеррористические действия в населённом пункте; 4) преследование противника в горных районах.
Что касается российского участия, то нашу страну представлял мотострелковый батальон на танках Т-72 и БМП-2 при поддержке армейской авиации (Су-25 и Ми-8АМТШ), а также артиллерии (БМ-21 «Град» и самоходные артустановки 2С3 «Акация»).
Газета «Красная звезда» особо отмечает, что на полигоне Чжужихэ созданы уникальные условия для отработки навыков ведения боя в городе. На большой площади сооружён городок с несколькими кварталами с многопрофильной застройкой. Тут и банк, и кинотеатр, и почта, и супермаркет, и административные здания, и разные дома, затем макеты христианской церкви, мусульманской мечети и даже двухуровневая автомобильная развязка. При этом каждое действие штурмовых групп расписано по минутам и секундам.
Столь масштабные учения действительно подтверждают российско-китайское сотрудничество в военной сфере.
Однако куда более важным представляется сотрудничество военно-техническое. А вот здесь не всё идёт гладко.
Ещё с ранней весны ходят «проверенные» слухи о грядущей сделке Москвы с Пекином по продаже ЗРК С-400. В марте, ссылаясь на один источник — «Коммерсантъ», российская пресса писала о том, что Владимир Путин дал принципиальное согласие на продажу зенитных ракетных комплексов С-400 Китаю.
Что до переговоров с Пекином на эту тему, которым «исполнилось» уже три с половиной года, то они, видимо, ведутся и по сей день. Речь идёт, как всегда, о цене, но главное — о количестве. Весной обсуждалась поставка Поднебесной от двух до четырёх дивизионов С-400 (в состав каждого входит 8 пусковых установок).
Камнем преткновения является то, что китайские заказчики желают получить полную информацию о тактико-технических характеристиках комплекса. «Лента.ру» справедливо отмечает, что переговоры, возможно, идут долго потому, что Китай систематически копирует российское вооружение и военную технику.
В июле 2014 года появилась новая информация об С-400 для Китая.
Находясь с рабочим визитом в КНР, руководитель администрации президента России Сергей Иванов заявил, что Китай может стать первым государством, которое получит от России С-400.
По его словам, отношения двух стран активно развиваются, в том числе и в сфере военно-технического сотрудничества. Ранее Иванов на встрече с зампредседателя КНР Ли Юаньчао отметил, что отношения России и Китая характеризуются особой доверительностью.
С тех пор о «подвижках» с С-400 для КНР ничего не слышно.
В том же июне в прессе прошла информация насчёт Су-35 для КНР.
17 июня в подмосковной Кубинке состоялся показ этого истребителя, организованный специально для военной делегации из Китая.
«Данный показ организован в рамках подготовки контракта на поставку в Китай партии истребителей Су-35. Китайские военные специалисты детально ознакомились с боевыми и лётно-техническими характеристиками самолета, посмотрели самолет в воздухе и провели консультации по особенностям эксплуатации истребителя», — сообщил «Интерфаксу» осведомлённый источник. «Разговор был предметный, китайских специалистов интересовало буквально всё», — добавил он.
Накануне этой демонстрации прошла встреча руководителя делегации Чжана Юся с замминистра обороны России Юрием Борисовым, на которой как раз обсуждался вопрос о подготовке контракта на поставку Су-35 в КНР.
Имеется также информация, что Китай закупит не более 24 самолётов, да ещё таких, которые Россия изготовит под заказ, адаптировав машины под требования китайских ВВС. Цена 24 самолётов — 1,5 млрд. долл.
Напомним, ранее в СМИ писали о желании Москвы поставить Китаю не менее 60 самолётов Су-35. Затем «планка» контракта была снижена до 48 — с оговоркой, что это минимальное количество. Как видим, к лету 2014 года китайцы сумели «минимальное количество» ополовинить. Есть также предположения, что больше двенадцати самолётов КНР не купит.
Константин Богданов («Лента.ру») пишет:
«В увлекательном процессе пиратского копирования оружия и лежала суть разногласий по объёмам поставок Су-35. Заказ 10-12 машин, как этого хотел до недавнего времени Пекин, по сути означал покупку нескольких образцов для испытаний и «на разбор». Посмотреть в Су-35 было на что: там и новая авионика, и в особенности не знакомый китайцам двигатель АЛ-41Ф1С, слегка разоружённая версия двигателя — «изделие 117», установленное не где-нибудь, а сразу на российском истребителе пятого поколения Т-50».
Томас Ньюдик в «The Week» сегодня рассуждает на ту же тему, о Су-35:
«Теперь же поставки за границу рискуют полностью прекратиться».
Имеются в виду, понятно, российские поставки. Почему же они могут прекратиться? Автор считает, что и Индия, и Китай наращивают военные силы путём собственного производства. С той разницей, что в Индии производство лицензировано, а в Китае — нет.
Именно потому, пишет автор, Москва и увеличила внутренний заказ на три разных «Су». Она желает поддержать производителей: «Иркут» и «КнААПО», а потому «закупает всего по несколько десятков Су-30М2, Су-30СМ и Су-35С». «Это разные модернизированные версии Су-27 1970-х годов», — указывает аналитик.
Что касается китайцев, желающих закупить Су-35, то о них мы, вероятно, скоро услышим.
Упомянутый Константин Богданов не считает отношения Китая и России в военно-технической сфере союзными. Исключительно прагматизм, доходящий до цинизма:
«В военных отношениях России и Китая с самого начала не было никакой романтики — более того, с обеих сторон сквозил вежливый, но неприкрытый цинизм в самом лучшем своём издании. Обе стороны только и думали, как бы использовать «великого соседа» под боком для реализации своих текущих интересов. Именно поэтому ошибочно говорить даже о признаках возможного военного союза».
Возможность военного альянса отрицает и председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Фёдор Лукьянов. По его словам, которые приводит «Свободная пресса», «все российско-китайские учения проходят по сценарным планам не предотвращения каких-то реальных угроз, а довольно абстрактной борьбы с терроризмом».
Военно-политического сближения между Россией и Китаем не происходит:
«На практике, думаю, нет. Китай принципиально не вступает в военно-политические альянсы. Его линия в этом смысле идентична российской: не ограничивать свой суверенитет и свободу рук вступлением в какие-либо обязывающее отношения.
Кроме того, именно сейчас Китай занимает довольно хитрую позицию. Он не поддерживает антироссийскую кампанию, не поддерживает санкции против РФ, но при этом не поддерживает и Россию. Пекин ограничивается тем, что молчаливо следит за действиями Москвы — сначала в Крыму, теперь в ситуации вокруг Донбасса. Этот факт, на мой взгляд, лишний раз доказывает, что реального военно-политического взаимодействия у нас с КНР нет, и вряд ли оно в ближайшее время появится».
Однако есть и иное мнение.
Академик Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов о перспективах военного сотрудничества России с Китаем сказал «Свободной прессе» следующее:
«Военное сотрудничество в рамках ШОС сейчас явно активизируется. И наиболее масштабное сотрудничество, естественно, идёт по линии Москва — Пекин. Речь не просто о поставках КНР российского оружия — обозначаются и проекты совместных оружейных производств, а также производств военной техники.
В связи с тем, что Запад вводит санкции против предприятий российской оборонки, это направление сотрудничества будет только расширяться. Уверен, в ближайшее время будет налажен и более тесный контакт между министерствами обороны Китая и России, и обучение китайских военнослужащих в российских вузах, и политические консультации по военным вопросам…»
К этому надо добавить, что Китай и Россия сегодня всё же являются стратегическими партнёрами «поневоле» — из-за западных санкций, которыми США и Европа «наказали» Россию за «аннексию» Крыма и в целом за «украинский кризис». Вашингтон хотел перетянуть на свою сторону и Китай, но ничего у него не вышло. Ведь Китай хочет покупать российский газ, да ещё недорого.
Белый же дом при Обаме поменял приоритеты. Сегодня «стержнем» геополитической (и «оборонной») стратегии Соединённые Штаты считают Азиатско-Тихоокеанский регион, где потихоньку раскачивают Японию и других территориальных «спорщиков» с Китаем. Пекин не может этого не замечать и не учитывать. Поэтому-то он и отказал Соединённым Штатам в поддержке санкций против России.
А копировать российскую военную технику Китай будет, в этом сомнений нет. Consuetude est altera natura. Привычка — вторая натура.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
Источник: topwar.ru.
Рейтинг публикации:
|