Председатель комитета Государственной Думы России по международным делам Алексей Пушков в своем Twitter написал: «Обама твердит: история — на стороне США. Но история гегемонии США уже заканчивается. Новая холодная война Обамы призвана отдалить ее конец».
Ранее Пушков уже заявлял о том, что Обама войдет в историю как президент, который вновь развязал холодную войну.
Однако сам глава американского государства не считает, что конфликт, возникший вокруг Украины, можно приравнивать к холодной войне.
В последнее время глава США высмеивает бездействие России и в то же время призывает союзников к тому, чтобы те заняли еще более жесткую позицию по отношению к КНР. Цель такова: принудить Китай к тому, чтобы тот уважал правила безопасности и международного устройства, определенные западными странами, а также не бросал вызов системе, в которой Америка занимает место бесспорного гегемона.
Резкие перемены на Украине, споры в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях - всюду сложная ситуация, того и жди бури. Однако американские лидеры в это самое время то и дело задевают Китай и Россию. Просто в голове не укладывается.
В то время, как только ленивый не поливает Америку грязью, Обама хвалится тем, что США будут процветать еще сотню лет. Иными словами, Вашингтон одной ногой - в могиле, но умирать будет еще долго. Поэтому развивающимся странам не следует переоценивать свои силы: американского гегемона, мол, так просто не сместить. Однако когда государственный бюджет страны находится в критическом положении, а военные вечно недовольны, такие воодушевляющие речи нельзя не воспринимать с некоторой долей скептицизма.
В нелепое положение ставит Обаму и упрямое нежелание признать важность России и ее лидера.
Пушков утверждает, что Россия бросает Америке вызов в борьбе за господство в регионе, однако Вашингтон убежден, что сможет избежать эскалации конфликта. Только вот украинский кризис развивался вовсе не в соответствии с американскими ожиданиями.
США надеются, что испытание украинским кризисом приведет к тому, что их европейские союзники будут снова покорно исполнять приказы из-за океана, что все расхождения, наметившиеся в предыдущий период, будут стерты. Однако в вопросе введения санкций страны Европы явно действуют без фанатизма. Особенно примечателен пример лидера Евросоюза Германии, которая куда больше заинтересована в укреплении связей, нежели в усилении противостояния с Россией.
США — единственная страна современной эпохи, которая выступает против многополярного мира. Такой подход полностью расходится с концепцией развития, принятой в ЕС. Сегодня Америка затянула себя сразу в три водоворота острых противоречий. Здесь и полный хаос на арабском Ближнем Востоке, и зыбкая почва мутного стратегического позиционирования в отношениях с Китаем, и охлаждение отношений с Россией, в которых, как и во время холодной войны, температура упала до нуля.
По сути, это отличный шанс для Евросоюза добиться отмены послевоенного порядка и восстановить величие Европы. Поэтому автор этих строк убежден, что в решении вопросов, связанных с Россией и Китаем, странам ЕС следует больше думать о своих национальных интересах, нежели раболепствовать перед США.
Если говорить о ситуации в западной части Тихого океана и приграничных регионах, то Вашингтон раз за разом чинит Пекину препоны, самыми разными способами старается пошатнуть китайскую систему безопасности, замышляет использовать соседей КНР для того, чтобы те совместно создали вокруг Китая систему сдержек и противовесов. Однако все это никак не замедляет роста китайской экономики и роста влияния КНР в Азии.
Когда речь заходит о вмешательстве в сферу ключевых интересов страны, Пекин все чаще проводит полностью независимую стратегию, при этом постепенно прибегая ко все более жестким методам. Это и есть прямой вызов региональной и мировой гегемонии США.
Если не брать в расчет несколько государств, которые в отношениях с Пекином вечно прячут камень за пазухой, Китай постоянно и разнообразно показывает свое уважение ко всем азиатским странам.
Пользуясь экономической мощью и инвестициями, КНР дает этим странам возможность получить реальную выгоду, не ставя при этом никаких политических условий. Подобное мягкое лидерство постепенно убеждает все больше наших соседей в том, что Китай действительно ставит перед собой цель именно мирного возвышения. Сравните с черно-белым мышлением США, которые готовы тут же объявить тебя врагом. Такое поведение тревожит страны региона куда больше чем то, что делает Китай.
Внешняя политика КНР проявляется в экономическом расширении. Этот подход создал для нас такую модель оказания влияния на весь мир, какой не было ни у США, ни у СССР, ни у России. Сегодня она дает нам возможность еще сильнее укрепить свое влияние на задворках Америки и в покинутой ею Африке. Может ли американская стратегия сдерживания Китая предложить Вашингтону какие-то меры противодействия политике Пекина? Нет.
Сегодня США и их приспешники, включая Японию, изо всех сил стараются поспеть за Китаем, тужатся, пытаясь нанести контрудар, однако КНР спокойно продолжает развертывать свою стратегию.
Поскольку мировая политика и мировая система безопасности становятся все более многополярными, мышление в духе эпохи безраздельной власти США может в любой момент оказаться на свалке истории.