Сомалийские пираты: взлет и падение флибустьеров 21 века
В последнее время набеги сомалийских пиратов постепенно сходят на нет. Так называемый Африканский рог, Красное море и прочие зоны активности разбойников становятся безопасны для торговых и пассажирских судов. Как удалось добиться столь ощутимых успехов в борьбе с теми, кто еще недавно вселял ужас в сердца транспортных компаний?
Для начала, следует сделать небольшой экскурс в историю Сомали, для того чтобы понять, откуда появился этот феномен, и что послужило катализатором его упадка. Единого общепризнанного государства в Сомали не существует уже более двадцати лет. Сомали как единая страна фигурирует только на географических картах и школьных атласах, на самом деле являясь лоскутным одеялом, поделенным на несколько территорий, контролируемых различными военно-политическими силами. Речь идет о более чем десятке враждующих между собой областей, каждая из которых претендует на звание единственно возможной легитимной власти в стране. На самом деле, назвать эти территории государствами решится разве что законченный оптимист. На самом деле, они представляют собой условные клочки земли, подконтрольные тому или иному полевому командиру и возглавляемой им фракции. Сами эти силы тоже с трудом можно назвать армиями — скорее речь идет об огромных бандах, не имеющих единого вооружения, униформы, устава, и опирающихся лишь на жажду власти и жалкое подобие идеологии, нередко укладывающееся в пару предложений из уст обкуренного опиатами вождя. Стоит ли говорить о том, что вслед за политическим упадком в стране неизбежно последовал упадок культурный и экономический. Состояние беспрерывной войны всех против всех окончательно уничтожило все, и без того небольшие, производительные мощности государства. В стране нет единой экономической системы, нет единых денег, медицина находится в плачевном состоянии. Перспектив на установление единой сильной власти в стране – тоже никаких. Сепаратистам не до дел государственных, им бы грабежи благой целью прикрыть – и сойдет, глядишь, мировая общественность скушает.
На этой, несомненно, благодатной для любого авантюрного начинания почве и появились в 2004 году сомалийские пираты. Чернокожие флибустьеры бесчинствовали более пяти лет, заставив весь цивилизованный мир относиться к морским путешествиям в акватории Индийского океана и Красного моря с опаской. Облик «романтиков с большой дороги» при ближайшем рассмотрении не кажется таким уж грозным – утлые кораблики, ведомые кучкой африканских голодранцев со старым оружием, преимущественно советского производства. Какой либо профессиональной подготовки и выучки это этого воинства, ясное дело, не было, но их дерзость и отчаянность, больше свойственная обреченным, заставляли капитулировать лайнеры с хорошей охраной. Механизм нападения был достаточно прост – мелкие кораблики пиратов окружали и брали на абордаж крупное судно, оставляя капитану и команде предельно простой выбор – или откупиться, или становиться заложниками африканских «джентльменов удачи».
Для целой категории населения Сомали, проживающей преимущественно в прибрежных районах, пиратство стало не просто источником дохода, а ремеслом, образом жизни, вытеснив все легальные способы обогащения, которые по своим результатами ни в какое сравнение не шли с морским разбоем. Это способствовала близкая к масштабам экологической катастрофы ситуация у побережья Африканского рога, куда традиционно годами сбрасывались различные токсичные отходы. Все это отрицательно сказалось на местной рыбной ловле, по сути не оставив бывшим рыбакам иного способа выжить, кроме как пиратство. Зато минувшие годы подарили местному населению большие запасы вооружения и боеприпасов, а также бесценный опыт ведения боев и выживания в самых экстремальных ситуациях.
Основу для лихих ватаг долго искать не приходилось – команды суденышек составляли бывшие рыбаки и мореходы, а ударную силу, абордажные команды – отщепенцы от различных местных формирований. Стоит отметить, что разбойники почти повсеместно среди населения встречали поддержку. Сомалийцы считали, что мировое сообщество отвернулось от них, и сознательно не предпринимает никаких действий по урегулированию положения в стране, так что народ должен позаботиться о себе сам. Долю от морского разбоя имели и местные полевые командиры, именно по этой причине не вмешивавшиеся в дела жителей побережья Африканского рога.
В период с 2004 по 2012 годы было зарегистрировано около полутора сотен атак пиратов на суда различных стран мира. Особый пристрастий в этом вопросе у пиратов не было – жертвой мог стать корабль под любым флагом. В плену побывали почти 4 тысячи моряков, а около сотни — погибли. Выручка разбойников от всех рейдов составила более 400 миллионов американских долларов, что кажется немыслимым в наш век высоких технологий и военизированных охранных структур. Однако, эта сумма может быть куда большей, ведь пираты налогов не платят, и доходных смет не ведут. Помимо выкупов, транспортные компании столкнулись и с другой категорией убытков, куда более опасной. Из за нестабильности на привычных маршрутах перевозок, был расторгнут ряд контрактов, что принесло транспортировщикам дополнительные убытки. Постепенно действия сомалийских пиратов из небольшого, полу комичного прецедента местного масштаба превратились во всемирное бедствие, оказывающее ощутимое негативное влияние на мировую экономику.
Для скорейшего решения щекотливого вопроса тема пиратов была поднята на заседании ассамблеи ООН, что привело к принятию резолюции №1838, которая разрешала вооруженную борьбу с пиратами силами военно-воздушных и военно-морских сил пограничных стран. НАТО сформировали особый отдельный флот, который был направлен к восточному побережью Африки, и использующий тактику многочисленных быстроходных патрулей, прочесывающих местные прибрежные воды. Это создало серьезные проблемы для пиратов, которые не могли тягаться с миротворцами ни техническим оснащением, ни выучкой. В ходе первых столкновений стало ясно, что удалой вольнице скоро придет конец. Пираты несли все новые и новые потери, в то время как объемы добычи неуклонно уменьшались. Многие капитаны, понимая опасность соперничества с более сильным противником, предпочитали уходить из прибыльного, но ставшего с недавних пор таким опасным, «бизнеса».
Помимо непосредственно водной «охоты», миротворческие силы проводили рейды по прибрежным базам снабжения бандитов, а на территории, поддерживающие разбойников, были введены ограниченные контингенты сопредельных африканских держав. Тут следует отметить, что эти войска вели себя на территории Сомали ничуть не лучше самих разбойников. Африка вообще известна рекордно низкой ценностью человеческой жизни, особенно – если это жизнь инородца. Естественно, что на все мировые конвенции по правам человека бравые африканские вояки плевать хотели, и вели себя как хозяева. Нередки были случаи мародерства и грабежей, а так же убийств мирного сомалийского населения. Особенное «усердие» проявили кенийцы, устроившие этакий камерный геноцид на религиозной и этнической почве, а именно – вырезавшие мусульман, составляющих основной процент населения Сомали. Самое интересное, что в условиях всеобщего хаоса и безвластия все это просто затерялось и прошло мимо глаз мирового сообщества, избравшего, в очередной раз, политику невмешательства.
Также получила широкое распространение практика амнистий, и даже вознаграждений тем капитанам, которые соглашались сложить оружие и распустить сои отряды. Целый ряд известных бандитов избрал такой вариант выхода на пенсию, и теперь эти люди являются обеспеченными респектабельными людьми, вряд ли с сожалением вспоминающими о своей разбойничьей карьере. В соседних африканских государствах, где не бушуют пожары гражданских войн, уютно расположились богатые виллы бывших пиратских атаманов. Роскоши этих особняков позавидуют резиденции самых известных звезд Голливуда, и, кажется, никого не волнует, что эти роскошные дома отстроены на кровавые деньги.
Все это стало катализатором обострения межрелигиозных противоречий в регионе. Активизировались различные радикальные исламские движения и организации. Все это вылилось в теракты в столице Кении Найроби, а так же массовых амнистиях захваченным пиратами мусульманам, в то время как представители других конфессий подвергались бесчеловечным пыткам и казням. Получилось то, что прогнозировалось рядом специалистов – проблема пиратов была решена, но породила, в свою очередь, новую, еще более масштабную проблему. И без того нестабильный регион захлестнула новая волна насилия, и теперь установить здесь хоть какое то подобие мира без прямого военного вмешательства уже не представляется возможным. Но мировой общественности как всегда все равно. Главное, что пираты больше не нападают на торговые суда, а значит новые коллекции модной одежды и побрякушек доберутся до назначения в срок. Внутренние же проблемы нищей и изнуренной войнами Африки сытую Европу волнуют мало.
Alex Wellington Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|