Как Европа рассорилась из-за России
В Европе продолжаются горячие споры вокруг введенных Россией ответных санкций. Бизнесмены требуют от властей прекращения неэффективной политики, и власти начинают колебаться
Россия продолжает институциональное оформление введенных против ЕС торговых санкций, а также стабилизацию внутреннего рынка. Так, российские власти намерены в ближайшее время принять закон, устанавливающий потолок цен для тех видов товаров, ввоз которых с Запада запрещен (дабы российские бизнесмены не взвинчивали цены). А к октябрю российские чиновники должны закончить составление как программы по импортозамещению товаров, поступавших к нам с Украины, так и программы по замещению товаров, поставляемых Западом.
Однако если первый документ однозначно необходим (даже если Украина сохранится как государство, она останется ненадежным поставщиком, а кроме того может вообще в среднесрочной перспективе лишиться собственного значимого промышленного сектора), то актуальность второй программы к октябрю может существенно снизиться. В Европе растет понимание того, что торгово-экономическую войну с Россией за остатки Украины нужно заканчивать, причем как можно быстрее.
Так, аналитики из крупнейшего датского банка «Danske Bank» говорят, что взаимные санкции могут быть сняты через несколько месяцев (напомним, что когда ЕС принимал свои санкции в последних числах июля, он зарезервировал за собой возможность их отменить через три месяца после введения). Они утверждают, что, во-первых, санкции не достигли своей цели и не подорвали авторитет Владимира Путина внутри России, а, во-вторых, приведут к серьезным экономическим потерям для ряда государств ЕС, а также к обострению отношений внутри Евросоюза.
Это обострение по сути началось. 14 августа в Брюсселе открылось совещание представителей сельскохозяйственных министерств стран-членов ЕС, где они должны были озвучить Еврокомиссии свои убытки и выставить претензии по их компенсации из бюджета ЕС. Проблема, однако, в том, что общий компенсационный фонд составляет 420 миллионов евро, а объемы убытков уже оцениваются в миллиарды. Неудивительно, что европейские аграрии перессорились, и ситуацию, возможно, придется решать на экстренном саммите на уровне министров. Где, вероятно, вопрос будет поставлен ребром — либо компенсируйте все убытки, либо заканчивайте санкционную войну.
Поскольку денег для первого варианта нет, у второго появляется все больше сторонников. Так, одной из наиболее пострадавших стран в датском докладе названа Финляндия. Неудивительно, что финский премьер Александр Стубб заявил, что его страна не намерена дальше раскручивать спираль санкций и не поддержит ввод ответных ограничительных мер со стороны ЕС на российское продовольственное эмбарго. «У нас хорошие отношения с Россией, и, конечно, мы используем их себе на пользу», — отметил глава финского кабинета министров.
Против «санкционной дипломатии» в отношении России активно выступает и Чехия (опасаясь потерять российских туристов). «Применение любых санкций является бессмысленной и неэффективной мерой», — говорит президент этой страны Милош Земан. А в Греции, до сих пор находящейся в кризисе, санкции вообще могут привести к серьезным беспорядкам. Так, фермеры говорят о скором банкротстве. «Россия потребляет более 60% объема экспортируемых нами персиков и почти 90% нашей клубники. Чрезвычайно важно, чтобы ЕС оказал нам помощь, в противном случае все наше сельское хозяйство рухнет», — заявил журналистам глава крупнейшей в Греции региональной ассоциации фермеров и кооператоров Христос Яннакакис. Правительство же в ответ говорит, что не собирается строить свою дипломатию на персиках — опрометчивое заявление, если вспомнить, что массовые антиправительственные выступления в Греции случались и по куда менее значимым поводам.
Серьезные проблемы ожидаются и в Латвии. «Уже неделю назад появились дополнительные направления, куда можно экспортировать мясо или рыбу… Я имею в виду арабский мир, страны Азии», — заявил министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичус, а другие чиновники напоминают, что в целом ущерб от российских санкций составит лишь 0,2% ВВП. Между тем, литовские бизнесмены куда более скептично настроены — глава конфедерации промышленников Литвы Робертас Даргис, ссылаясь на свои источники в Центробанке страны, говорит, что в том числе и из-за санкций в следующем году падение ВВП может достигнуть 12%.
На первый взгляд может показаться, что санкции не стали уроком для швейцарских властей (которых, напомню, Россия убрала из итогового санкционного списка) — Федеральный совет страны заявил о принятии нового пакета санкций в адрес Москвы. Однако если посмотреть на список санкций, то можно увидеть, что речь идет о запрете на поставки товаров военного назначения и строгом контроле за поставками товаров двойного назначения, причем в последнем случае речь идет не только о России, но и об Украине. Это стандартная практика в случае идущего между странами конфликта. При этом ни о какой поддержке европейских секторальных санкций швейцарцы не говорят.
Москва, в свою очередь, готова демонстрировать добрую волю и не собирается закрываться от Запада. «У нас, конечно, не стоит задача ввергнуть страну в самоизоляцию, опустить железный занавес. Для технологий, даже не обороны, это была бы катастрофа. Мы не хотим закрыться от зарубежных партнеров и, конечно же, готовы к кооперации», — отметил вице-премьер России Дмитрий Рогозин. Все, что хочет Россия — достойного отношения. «Мы должны спокойно, достойно и эффективно обустраивать свою страну, не отгораживаясь от внешнего мира, не разрывая связь партнерами, но и не давая вести себя с нами пренебрежительно», — заявил российский президент Владимир Путин во время своего визита в Крым. Но при этом нужно понимать, что чем позже европейские лидеры признают неизбежное и пойдут на прекращение торгово-экономической войны, тем сложнее им будет восстановить свои позиции на российском рынке, на который (вопреки уговорам ЕС) укрепятся южноамериканские производители и компании с постсоветского пространства.
Между тем, прекращение экономической войны (даже если оно произойдет) не нужно переоценивать. Само по себе противостояние между ЕС и Россией продолжится, просто оно перейдет в менее затратную для ЕС политическую плоскость. Так, например, некоторые британские политики уже предлагают лишить Россию Чемпионата мира по футболу 2018 года. Интерес Британии понятен — если Москве откажут в праве проводить чемпионат, то ее вполне могут заменить англичане.
Впрочем, на этом направлении шансы Запада нанести удар по России невелики. Маловероятно, что ФИФА готова будет пойти на такого рода санкции. И дело даже не в том, что у организации нет оснований (лишить чемпионата можно, например, в качестве наказания за принятие в РФС Крымских клубов), а в том, что сейчас у футбольных чиновников есть иной кандидат на лишение права стать хозяином Кубка мира — Катар, который должен был принять его в 2022 году. Если ФИФА отменит два чемпионата подряд по финансово-политическим причинам (а многим понятно, что нынешний скандал вокруг Катара связан не со взятками, о которых было известно еще давно, а с тем, что новый эмир проводит «неправильную» внешнюю политику), то это станет серьезнейшим ударом по имиджу мировой футбольной организации.
Геворг Мирзаян Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|