Часть 1.
Мы продолжаем серию публикаций нашего автора из города Баткена, что находится на юге Киргизии, в ферганской долине. В то время как все внимание приковано к гражданской войне на территории Украины, в Средней Азии разворачиваются не менее важные процессы. Которые в дальнейшем могут определять судьбу России и Евразийского союза не меньше чем украинский кризис.
В текущем году на киргизско-таджикской границе произошло уже два серьёзных конфликта. В январе пограничники двух республик устроили перестрелку из-за споров о том, где должна проходить дорога в объезд анклава Ворух по территории Киргизстана. В мае на этом же участке границы произошло столкновение между жителями приграничных сёл. Хотя ситуация на данном участке таджикско-киргизской границы всегда была достаточно напряжённой, но до сих пор это не приводило к такому накалу противостояния и такому резкому охлаждению в отношениях между двумя республиками. Дошло до того, что жители киргизских приграничных сёл потребовали от властей немедленного начала процесса делимитации границ с Таджикистаном.
Нельзя сказать, что эти требования застали руководство республики врасплох. В преддверии вступления Киргизии в Таможенный Союз, демаркация и делимитация государственных границ с Узбекистаном и с Таджикистаном является одним из первоочередных вопросов. При этом проблемные участки южной границы республики приобретает особую актуальность из-за борьбы между властью и оппозицией. Растёт недовольство жителей приграничных районов, на жизни которых приграничные конфликты отражаются непосредственно. Оппозиционные политики пытаются использовать это недовольство для раскачивания политической ситуации в Киргизии. Не повторят ли нынешняя власть роковую ошибку предшественников, которая приведет к очередному перевороту?
Особенности киргизских революций
Как известно, каждой «цветной революции» требуется повод для недовольства (если повода нет, его нужно создать). Зачастую этим поводом становятся выборы, вернее их результаты. По такому сценарию состоялись перевороты в Грузии (2003 г.), на Украине (2004 г.) и в Киргизии (2005 г.). Помимо основного повода, который создаёт тлеющее недовольство, нужны дополнительные поводы (толчки), которые превратят пассивное недовольство в активное и выведут народные массы на баррикады. В роли таких дополнительных поводов может выступить всё что угодно: от повышения цен на услуги мобильной связи и до коррупции среди государственных служащих. Главное, чтобы толчок был значимым, болезненным, успешно генерировал ненависть в отношении власть имущих.
Одной из важных предпосылок обеих (2005 и 2010 гг.) революций в Киргизии стала проблема делимитации границ с Китаем и с Казахстаном. В обоих случаях оппозиция обвинила действующую власть в продаже земель соседним государствам. В 1999 году Киргизия в соответствии с киргизско-китайским дополнительным соглашением о делимитации передала Китаю участок Узенги-Кууш. Это послужило одним из поводов т.н. тюльпановой революции в марте 2005 года. А во время переворота 2010 г. таким поводом стала ратификация Жогорку Кенешем [парламентом республики] предложенного правительством соглашения о киргизско-казахской границе, согласно которому, часть земель вблизи реки Каркыра отошла Казахстану.
Политический цугцванг властей Киргизии
С учётом такого опыта действующая власть в республике стоит перед дилеммой: законсервировать проблему границ до лучших времен или закончить демаркацию и делимитацию сейчас, раз и навсегда погасив тлеющий очаг недовольства, перерастающего в перевороты. Но казус в том, что оба варианта потенциально могут быть использованы оппозицией для раскачивания политических ситуаций в Киргизии.
В первом случае (консервация) количество и качество конфликтов на границе будет расти, текущая динамика иного не предполагает. В перспективе приграничные столкновения могут перерасти даже в открытую войну с Таджикистаном.
Параллельно с ростом количества столкновений на границе будет расти недоверие граждан — готовый повод, на котором не преминёт сыграть оппозиция. И не только она, но и соседний Узбекистан, от которого Киргизстан и Таджикистан зависят примерно в равной степени. И до тех пор, пока проблема приграничных территорий сохраняется, Узбекистан может быть спокоен: конфликтующим республикам нескоро удастся выступить с согласованной позицией.
Выбирая второй вариант, следует держать в уме, что делимитировать границы нужно не только с Таджикистаном, но и с Узбекистаном, а это может затянуться ещё на несколько десятилетий, так как Ташкенту выгодно использовать неопределённость границ как рычаг давления на соседние страны. Можно форсировать решение проблемы готовностью идти на уступки, однако тогда уступать придётся обоим республикам. Кроме того, если власти Киргизии уступят слишком много, то им точно не избежать народного гнева. Как говорится, куда не кинь — всюду клин.
Как избежать приграничного капкана
При этом следует постоянно держать в памяти немаловажный момент: приграничные конфикты между Киргизстаном и Таджикистаном в конечном счёте определяют цену и доступность героина в любой точке Евразийского союза. Поэтому и РФ, и Беларусь и, в первую очередь, Казахстан будут естественными союзниками в решении Бишкека укрепить свои южные границы. Однако при этом такое укрепление не должно быть вещью в себе. Этой процесс определяется содержательной стороной, заключение формальных соглашений с Таджикистаном можно отложить. Тем более, что решать вопрос анклавов будет куда как проще, когда граница действительно станет границей, а позиция Бишкека будет находить опору в общих интересах с Минском, Москвой и Астаной.
Разумеется, что оппозиция всеми способами будет подталкивать действующую власть к приграничному капкану. И в этом уже состоит внутренний интерес Бишкека по скорейшему установлению системы безопасности границ совместно с членами Таможенного союза. Такая система безопасности поставит приграничные конфликты на паузу, но совсем не на ту, на которую рассчитывает киргизская оппозиция (тлеющее недовольство и взрыв). В нашем случае речь идёт о паузе, во время которой Киргизстан 1) не останется со своими проблемами в одиночестве; 2) будет постепенно наращивать вес в регионе за счёт влиятельных союзников. Только так Бишкеку удастся выпутаться из лабиринта приграничных конфликтов и миновать угрозу нового переворота.