Конечно, результаты состоявшихся в Турции президентских выборов будут еще долго анализироваться экспертами. Сейчас отметим очевидные факты: Эрдогану удалось создать образ «нового турка», он умело оперировал в предвыборной компании реальными экономическими достижениями, которые не могла отрицать оппозиция. Он пробудил у турок осознание имперского народа, обозначил - где открыто, а где намеками - друзей и врагов страны. Он обещал, что к 2023 году - столетию Турецкой республики - страна будет иметь одну из сильнейших в мире экономик. В это можно верить или не верить. Но проблема не в этом.
Как уже отмечалось, Эрдоган вел избирательную кампанию на антизападной волне, максимально, без оглядки, использовал имеющейся административный ресурс, что фиксировал Наблюдательный совет СМИ, когда его политическим оппонентам не находилось места на телеэкранах и в печатных или электронных СМИ. Вовсю в его пользу работали большинство муниципалитетов страны. Эрдоган, словно хирургическим ножом, разрезал народ, именуемый турками, называя своих оппонентов – Ихсаноглу - алевитом, а Демирташа - курдом, открещивался, когда оппозицию, ссылаясь на какие-то документы, называли его то ли отуреченным грузином, то ли армянином. Как бы к этому не относиться, но он признал, что народ, именуемый до недавнего времени «турки», является многонациональным.
Вопреки западным прогнозам, он победил и в социальных сетях, где обозначил синтез экономического роста Турции с возрождением ислама. Оппозиция не выдержала предложенного натиска, и, по каким-то загадочным причинам, как подметил турецкий политолог Фетхи Аджикел, «отказались вступать в словесную перепалку с Эрдоганом». Она за 12 последних лет проиграли 8 выборов подряд.
Теперь главное - что будет дальше? Дело в том, что турецкая диаспора в разных странах, прежде всего, в Европе, продемонстрировала очень - низкую явку на выборы - менее 10 процентов из обладающих правом голоса. Это создаст в будущем проблемы для Турции, поскольку МИД страны рассматривает диаспору в качестве одно из средств осуществления своей зарубежной политики. Не просто будет и во внутренней политике, поскольку обозначился раскол Турции по многим направлениям. Это может сказаться на итогах предстоящих в марте 2015 года парламентских выборах, что может помешать Эрдогану провести системные преобразования в государственных структурах страны, в первую очередь, ввести президентское правление.
Никто не знает, как будут решаться сирийский и иракский кризисы, напрямую связанные с курдским вопросом. Но главное сейчас в том, как будет выстраивать Турция свои отношения с Западом, и кого Эрдоган намерен выбрать в качестве главного внешнего стратегического партнера - президента США Барака Обаму или президента России Владимира Путина. Пока же Турцию ждет непростой переходный период.
Станислав Тарасов — Историк, политолог, эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа. Кандидат исторических наук
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 182
Рейтинг поста: