4 августа штаб-квартиру НАТО и штаб Верховного командования НАТО в Европе посетил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Хотя официально его визит был приурочен к событию столетней давности - вступлению Британской империи в Первую мировую войну, переговоры Кэмерона с коллегами по Североатлантическому блоку были посвящены выработке политики НАТО по отношению к России в условиях украинского кризиса.
Вину за кризис Кэмерон возлагает всецело на Россию. По его словам, в последние 23 года НАТО не считала Россию противником, но сама Россия своими действиями показывает, что НАТО для неё по-прежнему враг. Это означает, что альянсу следует пересмотреть свою политику по отношению к России и выработать новую стратегию по противодействию ее агрессивным намерениям. На саммите НАТО, который пройдет в начале сентябре в Уэльсе, Кэмерон предлагает обсудить вопрос о том, как защитить от России восточноевропейских членов НАТО, прежде всего Польшу и прибалтийские республики. Он предлагает укрепить штабные структуры НАТО в Польше. Очевидно, имеются в виду штаб Северо-восточного многонационального корпуса (Multinational Corps Northeast) и Учебный центр объединенных сил (Joint Force Training Center) НАТО. Кэмерон также ратует за то, чтобы перебазировать в Восточную Европу вооружение, боевую технику и материальные запасы. Наконец, он считает необходимым запланировать серию учений, которые «продемонстрируют, что России не запугать нас своим поведением».
Несколькими днями раньше Кэмерон направил письмо главам государств и правительств всех государств НАТО. В письме говорится, что натовская миссия в Афганистане подходит к концу и теперь альянс должен вернуться к исходному смыслу своего существования – сдерживанию России… Все члены НАТО должны начать тратить не менее 2% своего ВВП на оборону. Исходя из опыта своих действий в Афганистане, альянс должен оказывать более активную помощь своим партнерам в строительстве их вооруженных сил.
То, что НАТО пребывает в кризисе, достаточно очевидно. Эта организация создавалась под задачи холодной войны, и после ее окончания многие ждали ее роспуска вместе с роспуском Варшавского договора. Вместо этого альянс сначала предложил свои услуги ООН по руководству миротворческой миссией в Боснии, потом уже безо всякой ООН бесцеремонно разбомбил Сербию, отобрал у сербов Косово, а затем в поисках смысла своего существования подался в Афганистан. Однако ничто не вечно под луной, из Афганистана войска приходится выводить, причем без особых достижений, если, конечно, не считать, что создание перманентного хаоса в многострадальной стране было изначальной целью американо-натовского вторжения в неё в 2001 году.
В этих условиях многие европейцы подумали: если «глобальная ответственность» НАТО подразумевает направление наших военных в горячие точки за пределы европейского театра, то к чёрту такую ответственность. В условиях начавшегося разброда среди членов НАТО этот блок мог бы тихо захиреть, но тут, к счастью, подвернулся украинский кризис, ведущими державами альянса во многом и инспирированный.
Вернёмся, однако, к нашему британскому герою. Дэвид Кэмерон – главный евроскептик современности. В последнее время его евроскептицизм оказался несколько в тени из-за роста активности антиевропейских партий, которые то ли выиграли выборы в Европарламент, то ли нет, но так или иначе в январе прошлого года Кэмерон потребовал переговоров о пересмотре условий членства Великобритании в ЕС и пообещал в 2017 г. провести общенациональный референдум о том, стоит ли вообще его стране в Евросоюзе оставаться. В настоящее время выход Великобритании из ЕС более вероятен, чем когда-либо. Мы не ошибёмся, если скажем, что глава британского кабинета является главным троянским конем Соединенных Штатов в Евросоюзе, а заодно покровителем троянских коней поменьше и поплоше - тех же поляков, например. И вот этот человек, одним из главных дел которого является перманентное ослабление ЕС, вдруг озаботился проблемой укрепления НАТО.
С одной стороны, ЕС и НАТО ничуть не конкурируют, им нечего делить. ЕС – структура чисто европейская, в то время как НАТО – евроатлантическая. ЕС имеет экономические основания, НАТО была и остается военным блоком. ЕС и НАТО являются двумя несущими опорами Западного мира, и если тезис о единстве Запада верен, то во всех вопросах эти две организации должны идти рука об руку, а все западные политики должны в равной степени работать на их укрепление.
С другой стороны, НАТО – вотчина США, а Евросоюз – вотчина Германии. Германия – это экономический гигант, но военный карлик. США гигант и в экономике, и в военной сфере, но переживающий не лучшие времена и требующий подпорок со стороны. Одной из таких подпорок должно стать увеличение европейской доли в военных расходах НАТО, о чем прямо говорится в последнем Четырехлетнем оборонном обзоре (Quadrennial Defense Review) Министерства обороны США.
Вклад каждой страны измеряется в процентах от ее ВВП, и если это решение будет выполняться, то доля Германии в европейской части расходов окажется самой большой. Конечно, убедить Германию платить больше других будет нелегко, но если это удастся, то следующей задачей Америки и ее троянских коней будет не допустить увеличения политического влияния Германии в НАТО, что логично вытекает из правила «кто платит, тот и заказывает музыку». А так как политическое влияние Германии неразрывно связано с политической мощью Евросоюза, в котором немцы играют первую скрипку, то ослабление Евросоюза путем выхода из него какой-либо страны или лишения европейских органов тех или иных полномочий неизбежно ведёт к ослаблению международных позиций Германии.
Известно, что на всем протяжении украинского кризиса Германия упорно не хотела вводить против России никакие санкции, кроме символических. Та же украинская пресса пестрит сообщениями о том, что Россия и Германия заключили между собой негласный, но от того не менее действенный «новый пакт Молотова - Риббентропа». Понятно, что желание стать санитарным кордоном под американским покровительством серьезно затмило разум украинским политикам и журналистам и они уже переловили всех черных кошек в темных комнатах, но тот факт, что Германия не бежит впереди паровоза в стремлении «наказать» Россию, сомнений не вызывает. Вместе с тем, несмотря на 69 лет, прошедшие со времени окончания Второй мировой войны, и 24 года, миновавшие со дня объединения Германии, внешняя политика Германии пока не стала до конца независимой и приводные ремни, протянутые из-за океана, еще крепки. В Берлине не хуже, чем в Москве, знают, кому было выгодно крушение малайзийского авиалайнера, но Германия вынуждена идти на иррациональные, невыгодные ей шаги в отношении России, чтобы избежать любых сравнений политики Меркель с политикой Риббентропа.
Однако то, что эти шаги были предприняты под давлением и нехотя, означает, что Германия будет стараться использовать любые удобные поводы, чтобы хотя бы частично отыграть назад или проигнорировать другие настойчивые просьбы своих англо-саксонских союзников. Этот шанс им представится уже скоро, на саммите НАТО в Уэльсе, где будут обсуждаться экономически обременительные меры, предложенные Дэвидом Кэмероном.