Азербайджан
По военной мощи и масштабу военных расходов Азербайджан лидирует в регионе. В прошлом году его военный бюджет составил 3,7 млрд. долл. В азербайджанской армии служат 67 тыс. солдат и офицеров. На вооружении – 340 танков (Т-90СА и Т-72), около 700 боевых бронированных машин (ББМ) и боевых машин пехоты (БМП). В составе военно-воздушных сил – 14 истребителей МиГ-29, 19 штурмовиков Су-25, порядка 40 ударных вертолетов Ми-24/35 и 30 транспортно-боевых вертолетов Ми-8/17. Технику советского образца в Азербайджане отремонтировал и модернизировали.
Примечательна широкая география торговых отношений Баку по военной линии. Азербайджан не покупал вооружения в России до тех пор, пока в 2007 году Москва не поставила ему 62 танка Т-72 из своего арсенала и новые БТР-80. После этого доля России на азербайджанском рынке постоянно растет. А в 2010 году Россия на этом рынке стала доминировать. Баку уже закупил 24 вертолета Ми-35М, 60 вертолетов Ми-17, 2 дивизиона зенитно-ракетной системы С-300ПМУ-2, 130 танков Т-90СА, 100 боевых машин пехоты БМП-3, 70 бронетранспортеров БТР-80/82, около 450 различных артиллерийских систем и РСЗО, 300 переносных зенитно-ракетных комплексов и 1500 ракет к ним. Стоимость пакета российских контрактов с Азербайджаном приближается к 2 млрд. долл.
Кроме этого, Баку закупал вооружение в Украине: 12 трехсотмиллиметровых реактивных систем залпового огня «Смерч» и 3 пусковые установки оперативно-тактических ракет «Точка-У», 210 орудий и минометов, 45 танков Т-72, 132 модернизированных бронетранспортера БТР-70Di, 14 модернизированных истребителей МиГ-29. До середины 2000-х годов среди поставщиков Азербайджана значилась и Белоруссия – 60 танков Т-72 и три 203-мм самоходных артиллерийских орудия 2С7 «Питон». На азербайджанском рынке достаточно активен Израиль: противотанковые ракетные комплексы Spike-LR и РСЗО Lynx, а также беспилотные летательные аппараты Heron и Searcher.
Армения
В прошлом году военный бюджет Армении не превышал 447 млн. долл. В армии служит 45 тыс. солдат и офицеров. На вооружении – 200 танков (в основном, Т-72), около 100 БМП и 140 ББМ, 240 стволов артиллерии, а в военно-воздушных силах – 15 штурмовиков Су-25, десяток боевых вертолетов Ми-24 и столько же транспортно-боевых Ми-8/17.
По закупкам вооружений Армения уступает не только Азербайджану, но и Грузии. В прошлом году Армения получила из России 35 танков Т-72 и 110 ББМ (БМП-2 и/или БТР-80), а несколько лет назад – 480 автоматов АК-105, 36 пулеметов РПК-74М, несколько снайперских винтовок ВСС и 52 СВ-98, 32 специальных карабина КС-23, 60 подствольных гранатометов ГП-30, 10 ручных 40-мм противопехотных гранатометов 6Г30 и 603 пистолета.
От Украины Ереван четыре года назад получил два учебно-тренировочных самолета L-39, 230 пистолетов, 60 винтовок, 16500 автоматов и 2501 пулемет. Еще раньше Армения закупила у Словакии 35 авиационных ракет Х-25МЛ и Х-29Л, у Сербии 250 снайперских винтовок Zastava M93 и 100 автоматических гранатометов АГС-17 в 2007 году, а у Боснии и Герцеговины – 200 минометов.
Важнейшим обстоятельством является то, что в Армении до 2044 года будет дислоцирована 102-я российская военная база, оснащенная, согласно официальным данным, 74 танками, 17 БМП, 148 БТР, 84 артиллерийскими системами, включая РСЗО «Смерч», 18 истребителей МиГ-29, а также ЗРС С-300В и «Бук-М1-2». На базе служат 5000 военнослужащих. Между Арменией и Россией заключено союзническое соглашение – в случае военной агрессии против Армении, российская сторона выполнит союзнический долг. Правда, не очень понятно, по какому сценарию могут пойти события, если военные действия развернутся в Нагорном Карабахе. Ведь эта республика претендует на независимость, а стало быть, военный договор между Россией и Арменией на нее как бы не распространяется.
Грузия
После прихода к власти Михаила Саакашвили Тбилиси начал наращивать военные расходы. Если в 2003 году Тбилиси тратил на оборону 30 млн. долл., то к 2007 году расходы выросли до миллиарда долларов – т.е. в 24,5 раза. До пятидневной войны в Южной Осетии они достигали 8% от ВВП, правда, после войны – сократились, и в прошлом году военный бюджет Грузии не превышал 400 млн. долл. Сегодня в грузинской армии служит 20 тысяч солдат и офицеров. На вооружении состоят 90 танков Т-72, 63 БМП и 137 ББМ, 185 стволов артиллерии, 12 штурмовиков Су-25 и около 30 транспортных вертолетов Ми-8 и UH-1H Iroquois.
До пятидневной войны Тбилиси закупал вооружение в Украине. Киев продал Грузии 110 танков Т-72А/Б, 52 боевые машины пехоты БМП-2, 55 бронетранспортеров БТР-70Di/БТР-80, пять 203-мм САУ 2С7, 12 152-мм САУ 2С3, два дивизиона зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Бук-М1», почти два десятка боевых машин ЗРК «Оса-АК/АКМ». Чехия поставила в Грузию 71 танк Т-72М1, 11 танков Т-55АМ2, 24 152-мм САУ Dana, 42 буксируемые 122-мм гаубицы Д-30, 12 штурмовиков Су-25К.
Некоторое время после упомянутой войны Тбилиси не занимался покупками вооружений, но в 2011 году он приобрел у Болгарии 12 САУ 2С1 калибра 122 мм, 1500 автоматов, 450 ручных пулеметов и 600 одноразовых гранатометов РПГ-22. Знаменательно, что Грузия отказалась от попыток строительства мощной армии, и сконцентрировалась на создании компактных вооруженных сил, способных проводить совместные операции с НАТО.
«Судя по приведенным Российским советом по международным делам данным, армии трех закавказских государств достаточно сбалансированы. В пределах своих финансовых и экономических возможностей. Есть и тяжелое вооружение для сухопутных войск, есть авиация, есть системы противовоздушной обороны», – заявил автору известный эксперт по военным вопросам, руководитель Редакции военной информации ИТАР-ТАСС Виктор Литовкин. При этом он указал на отсутствие данных по военно-морским силам, хотя у Азербайджана и Грузии они есть. Виктор Литовкин подчеркнул такое важное обстоятельство как экономические и людские резервы, о которых также ничего не говорится в приведенном отчете.
«Сила и мощь армии заключается не только в наличии большого количества танков, боевых машин пехоты, боевых бронированных машин, артиллерийских орудий, систем ПВО, пусковых установок ракет и летательных аппаратов. Важен еще и такой фактор, как экономические и людские резервы (у Баку они больше, чем у двух других стран), обученность и натренированность личного состава, готовность воевать за национальные интересы своей страны, не обращая внимания на тяготы и трудности, даже на большие потери. То есть то, что называется морально-психологическим состоянием войск и военно-политического руководства страны», – заявил эксперт.
По его мнению, в этом ситуация очень разная. О морально-политическом состоянии грузинской армии после августа 2008 года судить трудно, но, исходя из мирового опыта, оно не может быть хорошим. К тому же сама военная структура Грузии оказалась в каком-то подвешенном состоянии. С одной стороны, власти этой страны объявили об отказе решать проблему утерянных территорий военным путем. С другой – на этот счет, т.е. на тему восстановления территориальной целостности никакие переговоры не ведутся. С третьей – армия перестроена по стандартам НАТО, но в НАТО Грузию не принимают.
«Не думаю, что после тех уроков, которые получило грузинское руководство и грузинские войска, они еще раз решатся напасть на Цхинвал или угрожать Сухуму. И Южная Осетия, и Абхазия заключили договор с Москвой о взаимопомощи. В обеих республиках находятся российские военные базы. Тбилиси понимает, что воевать с бывшими автономиями, значит воевать с Россией. И никакое НАТО, никакие США, как это и было в августе 2008 года, подставляться под ракетно-ядерный удар не будут. Отсюда и отношение к своей армии – маленькая, хорошо обученная, но для выполнения боевых задач в составе партнеров. Подчеркиваю, не союзников, а партнеров. В НАТО Грузию примут очень не скоро, если примут вообще. По крайней мере, раньше 2020 года это не произойдет, да и то при условии, если она откажется от Абхазии и Южной Осетии. Но ведь не откажется, не правда ли?» – говорит Виктор Литовкин.
Что касается Армении и Азербайджана, то эксперт обратил внимание на то, что в подборке Российского совета по международным делам об армянской армии нет ни слова о Нагорном Карабахе. А между тем это тоже часть, если не де-юре, то де-факто армянской армии, и не самая слабая часть. «В Конституции Армении, если я не ошибаюсь, записано, что Армения ответственна за судьбу Карабаха. Что это означает? Если кто-то (не будем уточнять) нападет на Нагорный Карабах, то он нападет и на Армению. Армения – член ОДКБ, ее союзники по этой организации обязаны оказать любую необходимую помощь стране, подвергшейся агрессии. Россия, в первую очередь. У Москвы и Еревана есть договор о взаимопомощи. К тому же, в районе Еревана и Гюмри российская военная база. Не вдаваясь в подробности, напомню о резонансе, который вызвало не столь давнее заявление командира базы в печати. А он сказал, что российская военная база обязательно будет защищать своего союзника. По-другому и быть не может», – сказал автору Виктор Литовкин. По его мнению, если бы перед Баку не маячила такая перспектива, он давно попытался бы вернуть военным путем те земли, которые потерял. И то, что Россия поставляет Азербайджану вооружение на миллиарды долларов, не боясь нарушить баланс между недружественными странами, объясняется, по мнению эксперта, именно тем, что в Баку прекрасно знают, что может произойти, если пушки выстрелят не в ту сторону.
Естественно, возникает вопрос: если закавказские субъекты международного права не собираются воевать между собой, то для чего эти безумные траты на вооружения? Возможны ли иные конфликты? Например, с учетом очень непростых отношений между Баку и Тегераном. Не секрет, что определенные круги Азербайджана посматривают на приграничные территории Ирана, которые известны под названием «Северный Азербайджан». Также общеизвестно, что в Иране время от времени начинают «изучать» положения Туркманчайского договора 1828 года, по которым произошло отторжение от Персии территорий, на которых впоследствии был создан Азербайджан.
Виктор Литовкин по поводу перспектив ирано-азербайджанских конфликтов заметил: «Их исключать нельзя. Но только при условии, если на Иран нападут США. Под шумок Баку может предпринять какие-то усилия, чтобы реализовать свои интересы». При этом он подчеркнул, что военный конфликт Тегерана с Вашингтоном пока все дальше уходит в тень. Гораздо опаснее ситуация с курдами и с террористами Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ), которая может втянуть в вооруженный конфликт не только Сирию, Ирак, но Турцию и Иран. «Как это аукнется для Баку, для меня вопрос. Но именно в этих противоречиях я и вижу основной конфликт, который может задеть Южный Кавказ», – заявил автору Виктор Литовкин.
Юрий Симонян
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 402
Рейтинг поста: