Сегодня, 27 ноября, президенты России, Белоруссии и Казахстана Дмитрий Медведев, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев утвердили Единый таможенный тариф и Таможенный кодекс трёх стран, положив таким образом начало функционированию Таможенного союза. Политический и экономический смысл данного события прокомментировал для ИА REGNUM Новости российский политолог Юрий Солозобов
Я считаю это событие историческим. Сегодня был сделан очень важный шаг к созданию реального интеграционного экономического пространства на просторах бывшего Советского Союза. У нас было очень много разговоров об интеграции, много ностальгических проектов, но проекты, основанные на ностальгии, долго не живут. Таможенный союз - не реинкарнация Советского Союза и не попытка создать СССР-2. Это проект, созданный на прагматичной основе и при учёте опыта неудачного Таможенного союза начала девяностых. Тот союз не имел наднациональной системы управления и логики развития, поэтому он потерпел неудачу. Эти ошибки были учтены, и сегодняшний проект был реализован в формате трёх государств.
Конечно, эти государства разные. Наиболее схожую экономическую структуру имеют Россия и Казахстан. Белоруссия тоже очень важна нам как ворота на Запад, и те сомнения и опасения, которые высказывал за неделю до подписания документов и в момент их подписания белорусский президент Александр Лукашенко, как раз и отражают неравномерность структур экономик наших стран. Однако не надо оглядываться назад и смотреть на наши экономики как на закоснело-сырьевые, как на экономики дележа и пилежа, не подлежащие реформированию. Наступает переломный момент. Казахстан желает строить новую экономику, Астана устами президента Назарбаева объявила программу индустриализации. Россия же устами президента Медведева объявила программу модернизации. К сожалению, она ещё не конкретизирована так чётко, как программа Казахстана, и не доведена до уровня конкретных проектов и предприятий. Россия пока находится в зоне выбора. Но важно то, что мы можем использовать принципиально новые возможности, которые даёт нам Таможенный союз.
Что это за возможности? Прежде всего, мы можем воссоединить утраченный потенциал предприятий с высокой добавленной стоимостью и воссоздать старые индустриальные цепочки. Это даёт нам сохранение критически важных технологических рубежей. Второе обстоятельство заключается в том, что мы получаем возможность реализовать очень крупные транзитные проекты. Смотрите, что получается: впервые на просторах Евразии образовывается единое таможенное пространство с одним таможенным оформлением, протянувшееся через 11 часовых поясов. Это пространство является естественным сухопутным мостом между двумя гигантскими центрами силы - между Евросоюзом, ставшим после ратификации Лиссабонского договора пятисотмиллионной сверхдержавой, и полуторамиллиардным Китаем, являющимся мировой фабрикой. Смотрите, что происходит на Востоке: Китай к 2010 году образует вместе со странами АСЕАН общий рынок объёмом в 2 млрд человек. Мы тоже образуем крупный рынок в формате Таможенного союза, в котором участвует где-то 170 млн человек и примерно $ 2 трлн капитала. Это интересное экономическое пространство для инвесторов и для свободного развития, это очень важный момент. Помимо этого, мы получаем возможность создать "мост" между ЕС и Китаем. По оценкам специалистов, оборот торговли Восток-Запад к 2012 - 2015 годам достигнет уровня в $ 1 трлн. И сейчас мы забираем лишь малую часть этого транзита через Транссиб. Речь идёт не о том, что мы должны быть какими-то кули, грузчиками, такелажниками между трудолюбивыми китайцами и гедонистами из Западной Европы. Мы должны создавать логистические центры и предприятия с новой добавленной стоимостью. Фактически, некий гигантский фордовский конвейер должен протянуться от Китая до Европы через нашу территорию. Если мы сможем осилить создание в Евразии объектов и предприятий, основанных на новейших технологиях, то тогда мы совершим очень важный модернизационный скачок. Вот какую возможность даёт нам Таможенный союз.
Насколько это способно воплотится в жизнь? Я думаю, это вполне реально. У нас есть программа создания экономического кластера "Астана-Омск", у нас есть программа развития коридоров "Север-Юг" и "Запад-Восток". Согласно транспортной стратегии России, мы должны увеличить транзит грузов через нашу территорию в три раза. Все эти планы были невыполнимы без практической реализации Таможенного союза. Таможенный союз даёт нам шанс реализовать эти мечты. И насколько этот шанс воплотится, зависит от двух вещей. Первое - это насколько серьёзно постсоветские элиты воспримут эту возможность и интерес к подобного рода интеграции. И второе: колебания Лукашенко показали, насколько зависит наш интеграционный проект от воли первых лиц наших государств. Сегодня евразийская интеграция делается в кабинетах президентов. Нам нужно резко расширить интеграционную составляющую в пользу экспертов, в пользу простых людей. Простые люди должны понимать, какую пользу они получат от реализации Таможенного союза. Евразийская интеграция сегодня не закреплена в публичном поле каким-либо общественно-политическим движением. Все евразийские движения начала девяностых имели смешной маргинальный привкус. Нам нужно респектабельное евразийское движение, которое будет лоббистом этой идеи в чиновничьих кабинетах и её популяризатором в публичном поле.
Почему я так ратую за евразийскую интеграцию? Потому что у России и сопредельных ей стран есть всего два варианта развития. Мы можем стать периферийными участниками проектов Евросоюза и Китая, причём для Казахстана это практически однозначно обернётся ассимиляцией, а для нас - разрывом страны на две части в течение ближайших пяти - десяти лет. Альтернатива у нас только одна: создание в центре Евразии собственного центра силы. И Таможенный союз как раз даёт нам инструмент для создания такой силы.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+