Резюме: Сперва казалось, что у блока БРИКС нет будущего. Придуманная аналитиком Goldman Sachs в 2001 году аббревиатура БРИК связала Бразилию, Россию, Индию и Китай только с инвестиционными целями.
Аналитикам, а впоследствии и инвесторам показалось удобным объединение в один пул акций и облигаций стран, которые находятся в рейтинге посредине между мусорными активами и активами высшей категории.
Будучи чуть менее надежными, чем бумаги с наивысшим рейтингом, акции и облигации стран БРИК представляли собой динамично развивающиеся экономики, что обещало в отличие от сверхнадежных активов неплохой инвестиционный доход.
Аббревиатура прижилась. Но ни аналитики из Goldman, ни сами страны-участницы первоначально даже и не предполагали никаких политических или экономических объединений на основе придуманной классификации. Слишком разными были экономики у стран, слишком неоднородными казались задачи, решаемые правительствами.
Бразилия - аграрная страна, поставляющая на внешний рынок кофе, сахар и зерновые, Россия - крупнейший в мире экспортер энергоресурсов, Китай - обладатель бесконечных трудовых ресурсов и в те времена поставщик дешевого ширпотреба по всему миру, ну а Индия славится программистами и учеными. Добавление в 2011 году в блок Южной Африки и превращение тем самым аббревиатуры в БРИКС, казалось, лишь только увеличили невозможность союза, ведь новый член блока представлял новый континент, Африку, со своими особенностями и проблемами.
Но история получила неожиданное развитие. Сегодня доподлинно неизвестно, кому именно из членов альянса пришла в голову идея провести полуофициальный саммит на уровне министров иностранных дел. Но это и не важно. Важно, что за первой встречей последовала вторая, официальная, а в итоге все вылилось в регулярные ежегодные саммиты. Страны нашли точки соприкосновения и начали путь объединения на экономической основе.
Нынешний бразильский саммит - шестой по счету, и планируется, что на нем произойдут революционные изменения.
Главным событием саммита, скорее всего, станет создание собственного резервного фонда БРИКС размером $100 млрд как альтернативы МВФ. Ведь не секрет, что, несмотря на декларируемое равенство более чем 180 стран - участниц МВФ, политика фонда в значительной степени определяется странами, имеющими максимальные квоты в создании фонда.
К этим странам относятся США (более 17%) , а также развитые капиталистические страны - Япония, Германия, Франция, Англия (от 5 до 6% каждая).
Вроде бы все верно: кто платит, тот заказывает музыку. Но в последнее время МВФ часто подвергается справедливой критике. Это и фактическое бездействие в начале финансового кризиса, и оказание помощи одним странам в ущерб другим. Например, суммарная помощь Бразилии от МВФ составила около $20 млрд, Аргентине - примерно столько же ($22 млрд из запрашиваемых $40 млрд). А план спасения Греции, принятый МВФ в 2010 году, предусматривал суммарную помощь стране в размере €110 млрд - почти в четыре раза больше, чем суммарно Аргентине и Бразилии. При этом в момент принятия плана более 40 неевропейских стран - участниц фонда возражали против такой огромной помощи, но мнение учтено не было. А позднее, в 2013 году, согласно внутреннему докладу МВФ, в плане спасения Греции были обнаружены "большие ошибки".
Все это и подтолкнуло страны БРИКС на создание собственного фонда. Конечно, каждая страна блока при этом преследует собственные цели. Китай ищет новые возможности для инвестирования, ведь валютные резервы страны перегружены гособлигациями США. Россия хочет отвязки от доллара, остальным странам не помешает лишняя финансовая страховка. Которая, как показали кризисные времена, никогда не будет лишней.
Но с точки зрения альтернативы единственному пока МВФ создание параллельного фонда - большой плюс для всей мировой финансовой системы. Если, конечно, и сам фонд, и альянс БРИКС продолжат свое развитие. Но сомнений в этом не остается даже у скептиков.
По представлению Индии, ЮАР и Бразилии в ближайшем будущем будет рассмотрена возможность расширения объединения за счет Аргентины. Далее, скорее всего, последует Индонезия: параметры ее развития вполне соответствуют первоначальному смыслу BRICS. Чем больше участников, тем тяжелее окажется доля альянса в мировой экономике, тем значительнее и весомее будут и фонд, и создаваемый на основе фонда банк.
В конечном итоге это может привести к такому долгожданному биполярному миру между развитыми и развивающимися странами. Причем биполярность будет основана не на военном или политическом противостоянии, а на финансово-экономическом соперничестве. Мировая экономика от этого только выиграет.
| ИТАР ТАСС
Рейтинг публикации:
|