Недавно проведённый в Молдавии социологический опрос выявил настроения в обществе. На вопрос «Поддерживаете ли вы подписание и ратификацию документа от ассоциации с Европейским союзом» около 47% опрошенных ответили «нет». Примерно столько же граждан Молдавии (а опрос проводился на тех территориях, которые не относятся ни к Приднестровской Молдавской Республике, ни к Гагаузии) сказали договору об ассоциации своё «да».
Говорит это о том, что молдавское общество расколото примерно пополам, однако власть в Кишинёве слабо волнует то, что мягко говоря, не все граждане жаждут на основании официального документа стать очередным рынком для сбыта европейских товаров, и приступить к окончательным похоронам своей промышленности (в первую очередь сельскохозяйственной), сохранившейся к текущему моменту.
Ещё меньше энтузиазма у населения Молдавии вызывает желание нынешнего президента, подписавшего указ о ратификации ассоциативного соглашения с Евросоюзом, доказать гражданам страны, что Молдавия сегодня – это искусственно отделённая часть Румынского государства. После того как властями в Молдавии было объявлено, что, по сути, не существует даже молдавского языка, а существует язык румынский, и история Молдавии – это только часть истории Румынии, даже у тех, кто тяготел к поддержке евроинтеграции, стал появляться существенный скепсис в суждениях. По последним данным, не более 4% населения Молдавии поддерживают идею Николае Тимофти (президент страны) о том, что государству нужно поскорее вливаться в евросемью посредством понимания того, что молдаване – это румыны, и что главный локомотив большого молдавского счастья стоит где-то на путях в Бухаресте.
Президент Молдавии Н.Тимофти
На снижение популярности политики действующих властей не могут не обратить внимания представители молдавской оппозиции. На фоне ухудшающейся экономической ситуации в Молдавии даже заявления тех, кто уже находился во власти в Кишинёве и, по большому счёту, не преуспел в развитии экономики страны, могут оказаться вполне востребованными.
Из выступления экс-президента Молдовы Владимира Воронина – лидера Компартии страны (цитата из газеты
«Независимая Молдова»):
Сегодняшнее предательство (речь о договоре с ЕС) началось еще 7 апреля 2009 года, с государственного переворота, организованного и реализованного теми, кто инициировал войну в Грузии, разделив эту страну, кто финансировал и по сей день финансирует Майдан.
Осталось сделать последний шаг, и коалиция достигнет цели, ради которой была создана, поддержана и финансирована Европейским союзом, начиная с того трагического 7 апреля. Являясь заложниками Брюсселя, наши власти отказались от всего, предали интересы страны. После ратификации Соглашения об ассоциации у нас будет лишь один победитель - Брюссель и миллионы проигравших - народ Республики Молдова.
Эти слова Воронин произносил ещё до ратификации соглашения и его подписания президентом Тимофти. Теперь все документы подписаны, а, стало быть, и последний шаг, о котором упоминал Воронин, сделан.
Воронин:
Конституция Молдовы предусматривает принятие таких стратегических документов только после проведения национального референдума. Но это Соглашение не было обсуждено в Парламенте, не было рассмотрено в Правительстве, не было представлено гражданскому обществу. И это неслучайно. Коалиция принимает документ, посредством которого Молдова теряет суверенитет и политический, и экономический, и социальный. Роль Парламента сведена к нулю. Парламент Республики Молдова исключен из процесса реализации положений этого Соглашения. Напротив, документ предусматривает создание наднациональных структур: таких как Совет ассоциации, Комитет ассоциации и многих других, решения которых носят обязательный характер. Исходя из этого, чем же отличается наша страна от классической средневековой колонии?
Результаты социологического опроса свидетельствуют о том, что вряд ли соглашение об ассоциации с ЕС прошло с позитивным для нынешних властей результатом через всенародный референдум, особенно если учесть, что официальный Кишинёв молдавской территорией считает и ПМР с Гагаузей, где ассоциация с ЕС не поддерживается абсолютным большинством граждан. Понимая это, политики в Кишинёве и продвинули соглашение побыстрее, чтобы граждане не успели, что называется, очухаться. Но что теперь?
Теперь молдавская оппозиция берёт быка за рога и начинает обстоятельно разъяснять соотечественникам, что сладкая сказка о благоденствии под крылом ЕС от реальности так же далека, как сам Кишинёв далёк от Брюсселя. Основывается оппозиция на фактах А вот и факты: безработица, снижение уровня жизни, повышение тарифов коммунальных услуг.
Владимир Воронин:
Мы, коммунисты, и наши сторонники не против модернизации страны. Более того, мы этому содействовали в течение восьми лет. Для ПКРМ (Партия коммунистов республики Молдова – прим. «ВО») всегда были и остаются наиважнейшими национальные интересы Молдовы как во взаимоотношениях со странами-членами ЕС, так и с нашими традиционными партнерами из СНГ. Но это Соглашение не даёт шансов для модернизации, потому что нельзя модернизировать труп, в который превратится наша экономика. Соглашение оставляет Молдову без будущего. У страны, которая не будет ничего производить, где единственными рабочими местами будут уборщица и сторож, останется одна перспектива - деградация.
Такие слова Владимира Воронина не могли не услышать рядовые граждане Молдавии. А если они их услышали, то возникает вопрос, что теперь будут предпринимать кишинёвские политические элиты, чтобы оправдывать ухудшение внутренней экономической ситуации при одновременном росте внешнего долга после подписания соглашения об ассоциации РМ с Евросоюзом. Мало того, что это соглашение окончательно ввергает и без того слабую экономику государства в кабалу, так оно ещё и ставит последнюю точку в разделении Молдавии. После ратификации соглашения с ЕС Молдавии Приднестровье уже подписало пакет документов о сотрудничестве с РФ и фактическом выходе из-под экономического влияния Кишинёва. С Гагаузей у Кишинёва тоже всё на уровне «заклятых друзей».
В этой связи и в связи с далеко не внушительной поддержкой самих молдаван договора от ассоциации возникает вопрос: ассоициироваться с ЕС будет какой территориальный «кусок» Молдавии? И не получится ли так, что через непродолжительное время к власти в Молдове придут люди, которые не видят никаких благ в ассоциации?
Есть мнение, что если Запад не станет удерживать ту власть, которая сформировалась в Кишинёве, когтями, то политическая переориентация вместе со сменой власти в Молдавии – не за горами. И вот в этом случае возникнет новая для Молдавии и Европы ситуация: а что делать с договорённостями, если новые власти такие договорённости просто не признают, и большинство молдавских граждан их в этом поддержат? Устраивать кишинёвский майдан? Но настолько ли стратегически важна Молдавии для Запада, как важна, к примеру Украина? В таком контексте российским властям следовало бы обратить внимание на молдавскую оппозицию. Почему бы и не поддержать?..