Георгий ПЫРВАНОВ: Болгария становится заложником геостратегических игр
Болгария переживает глубокий политический кризис, в том числе и в отношениях с РФ, заявил экс-президент республики Георгий Пырванов. В эксклюзивном интервью ИТАР-ТАСС он рассказал о том, почему правительство Болгарии приняло решение остановить проект «Южный поток».
Считаете ли вы, что Болгария сегодня переживает политический кризис?
- Выборы в Европейский парламент тому подтверждение. Страна сейчас переживает серьезный политический кризис, о котором мы говорили и предупреждали заранее.
Существует кризис доверия к органам власти, особенно к парламенту, правительству и президенту. Причины этого лежат в итогах предыдущих выборов в парламент страны, в результате которых сформировалась сложная, я бы даже сказал, странная коалиция между Болгарской социалистической партией (БСП), Движением за права и свободы (ДПС) при негласной поддержке партии «Атака».
Существует кризис доверия к органам власти, особенно к парламенту, правительству и президенту
Очевидно, что эта коалиция оказалась неработающей. А при отсутствии коалиционного соглашения стали возможны серьезные отступления от предвыборных обязательств, как, например, в вопросе со строительством атомной электростанции «Белене», по поводу чего был даже проведен референдум.
Это вопрос об отмене плоской шкалы налогообложения. Предложения о решении серьезных социальных проблем. Если к этому прибавить серьезные кадровые ошибки, допущенные правительством, и серьезный нравственный дефицит в политике, то картина кризисной ситуации становится полной.
- Полагаю, что есть проблемы и внутри правящей партии (БСП), которые также способствовали кризису?
- Стабильность правительства зависит от стабильности каждого из его элементов, коалиций и партий. В этом смысле состояние партии, которая обладает мандатом на управление страной, оказывает очень серьезное влияние.
К сожалению, изменений в Социалистической партии не произошло, и доверие к ней у избирателей серьезно падает.
- А почему БСП не может переломить ситуацию?
- С сожалением и болью могу сказать, что идея единства любой ценой заглушила внутрипартийную дискуссию, блокировала любые здравые предложения. Очевидно, что пришло время, когда большинство осознает необходимость перемен, и об этом в партии сейчас много говорят. А ведь еще в 1999 году я предупреждал (к сожалению, приходится цитировать самого себя) о том, что партия должна измениться, чтобы не погибнуть.
- А какова роль вашего движения «Альтернатива болгарского возрождения» (АБВ) в современной политической жизни Болгарии?
- АБВ появилась как реакция на политику закулисья, на отсутствие прозрачности и морали в управлении страной, на отказ от предвыборных обещаний и необъяснимые кадровые назначения. Но со временем АБВ превратилась в более широкое движение, в том числе и с политической точки зрения, с точки зрения национальных интересов и с точки зрения общества.
- Каковы приоритеты вашего движения на ближайшие пять лет?
- Мы четко сказали, что АБВ будет заниматься решением ключевой для Болгарии демографической проблемы, ведь мы нация, численность которой уменьшается очень быстро.
Это значит, что политика в области здравоохранения и социальной сфере должна быть направлена на преодоление этого кризиса.
Очень важен вопрос развития болгарской энергетики — современной и высокотехнологичной отрасли, где Болгария имела очень сильные позиции. Очень важны обязательства по укреплению государственности как средства решения существующих в обществе проблем. Именно поэтому мы настаиваем на серьезном изменении политической модели, системы финансирования партий, на борьбе с коррупцией. Надеюсь, что, отстаивая эти позиции, мы заручимся доверием людей и получим возможность участвовать в управлении государством.
- Как бы вы охарактеризовали сегодняшние отношения Болгарии и России?
- К сожалению, отношения между Болгарией и Россией последние пять лет движутся в обратном направлении. Весьма показателен даже тот факт, что премьер-министр Болгарии ни разу не побывал в Москве.
За это время были зачеркнуты или ушли на периферию совместные проекты, особенно в сфере энергетики. Причем это были не российские, а европейские проекты — «Южный поток», «Белене».
Им была найдена неравноценная замена, как произошло в сфере ядерной энергетики, где на место «Белене» пришел седьмой реактор АЭС «Козлодуй», который намерена построить американская компания Westinghouse.
Был нарушен политический диалог, что также отразилось на экономических контактах и культурной сфере.
К сожалению, отношения между Болгарией и Россией последние пять лет движутся в обратном направлении
После подъема, который происходил в первом десятилетии этого века, нынешнее отступление не может не беспокоить. Эта политика не отвечает национальным интересам. Мы должны быть заинтересованы в мощной энергетической отрасли с ядерными проектами и проектами строительства газопроводов, самым перспективным из которых является «Южный поток».
Поэтому я настаиваю на том, чтобы Болгария проявила характер в своей европейской политике. Мы должны проявлять солидарность с европейскими союзниками, но при этом отстаивать свое право на особые отношения с Российской Федерацией. Наши страны связаны не только исторически и культурно, но и экономически. Эта связь носит взаимный характер, от нее Болгария могла бы выигрывать. Надеюсь, что следующий парламент и правительство стабилизируют отношения двух стран.
- С вашей точки зрения, сегодняшние проблемы «Южного потока» носят надуманный характер?
- Это политические проблемы. Я уже выражал свое недоумение по поводу позиции, занятой ключевыми представителями Брюсселя, которые заявили, что, пока Россия и Украина не разберутся между собой, «Южного потока» не будет.
Почему при этом никто не ставит вопрос о «Северном потоке»? Ведь если есть северный газопровод, значит, должен быть и южный. Потому что он выгоден экономически, дает гарантии безопасности для болгарской энергетики, оказывает положительный эффект на социальную сферу и дает дополнительные гарантии в самом широком смысле для Болгарии и других стран — членов ЕС.
Поэтому я рассчитывал, что болгарское правительство проявит характер, как сделали некоторые другие страны. Но вместо этого совершенно неожиданно прозвучало заявление премьер-министра Пламена Орешарского о том, что он распорядился остановить «Южный поток».
Очевидно, что Болгария становится заложником геостратегических игр. В мое время мы достигли своей стратегической цели, став членом ЕС, и одновременно имели очень хорошие отношения и с Россией, и с США. Тогда это было возможно, почему же сегодня надо делать трудный выбор? Еще раз хочу подчеркнуть то, что мы можем быть достойным партнером в рамках ЕС, но это совершенно не требует холодных отношений с Россией.
- Вы уже упомянули украинский кризис, хотелось бы услышать ваше мнение о его причинах.
- Не хочу выступать в роли судьи. Тем более что был главой государства и не хотел бы высказываться по поводу соседних дружеских нам государств. Однако с большой надеждой наблюдаю в последние дни сигналы о том, что решение конфликта может быть найдено в результате мирных переговоров.
Искренне надеюсь, что это произойдет, потому что обратный вариант, нагнетание военной напряженности, разрыв культурно-экономических связей будут иметь тяжелые последствия для всего региона, а не только для русского и украинского народа.
Болгария должна поддерживать мирный диалог, а не нагнетать напряженность. Надеюсь, что намеки на проведение переговоров перерастут в тенденцию, потому что невозможно разрешить существующие проблемы противостоянием и применением военных средств.
Беседовал Игорь Ленкин
(ИТАР-ТАСС, София) Источник: continentalist.ru.
Рейтинг публикации:
|