США исключили военные действия, пока премьер-министр Нури аль-Малики не уйдет
Курдский боец пешмерга, раненый в стычках с ИГИЛ, лежит на кровати в пункте скорой помощи госпиталя в Эрбил
США заявили высокопоставленным иракским официальным лицам, что премьер-министр Нури аль-Малики должен оставить должность, если они хотят, чтобы США вмешались военным образом и остановили продвижение суннитских экстремистов, как узнала газета "Индепендент". Суннитская община считает г-на Малики главным архитектором своего угнетения, и американцы считают, что между суннитами и шиитами не может быть национального примирения, пока он остается лидером страны.
Г-н Малики демонстрирует признаки того, что он хочет удержать власть несмотря на катастрофы последних десяти дней, когда его армия в 350000 человек, на которую Ираком с 2011 года было потрачено 41,6 миллиардов долларов (24,5 миллиарда фунтов), развалилась после того, как ее атаковал намного менее многочисленный противник. Он обвинил в этом Саудовскую Аравию, курдов и генералов-предателей, но не дал реального объяснения ситуации, а также не взял на себя ответственность за поражение.
Г-н Малики был фактически назначен США в 2006 году, но сегодня его считают находящимся под влиянием Ирана. В иранском руководстве есть разногласия в отношении того, следует ли прекратить поддержку г-на Малики и позволить ослабить доминирование шиитов и иранского влияния в Ираке. Иранские военачальники взяли на себя главное управление иракской армией, но иракские политики не верят, что у Ирана есть ясный план по спасению багдадского правительства от этого кризиса. Иранский президент Хасан Рухани сказал, что "великая иранская нация не колеблясь будет защищать священные [шиитские] гробницы". Они находятся в Самарре на линии фронта, в аль-Кадимии в Багдаде и в Наджафе и Кербеле дальше на юге.
Самым эффективным видом американской военной поддержки будут являться воздушные удары по боевикам "Исламского государства Ирака и Леванта" (Игил), затребованные американскими передовыми авиационными наводчиками, действующими вместе с иракскими частями. Беспилотники были бы по большей части бесполезными против неуловимого и легко вооруженного врага, хотя американские воздушные удары любого типа подняли бы моральный дух иракской армии и шиитского населения.
Существует конституционный способ избавиться от г-на Малики, когда иракский парламент соберется до конца июня. Он должен выбрать спикера и президента, который затем попросит члена крупнейшей партии сформировать правительство. Маловероятно, чтобы г-н Малики был выбран премьер-министром, так как другие партии объединяются против него. "Невозможно, чтобы он работал третий срок", - сказал один иракский политик, который не захотел, чтобы было названо его имя.
Но парламентские процедуры могут быть слишком медленными, чтобы убрать г-на Малики и установить новое иракское руководство, способное противостоять восстанию иракского суннитского населения в пять или шесть миллионов человек, руководимому "Игил", но включающему семь или восемь других вооруженных групп. Темп продвижения "Игил" замедлился к северу от Багдада в последние дни, но группа по-прежнему захватывает суннитские города и деревни, где к ней присоединяется большая часть вооруженного мужского населения. Таким образом, первоначальные силы боевиков "Игил", которые иногда оценивают в 10000 человек, умножаются во много раз.
Так случилось в суннитском городе Хибиб рядом с Бакубой, который находится в 40 милях к северо-востоку от Багдада, за последние два дня. Местная женщина, говорившая по телефону, сказала: "Менее 100 "Даиш" [Игил] приехали в город и вскоре их стало более 2000 вооруженных людей. Даже подростки в возрасте 14-15 лет имеют оружие и ставят блокпосты".
Общая поддержка суннитского восстания в северном и западном Ираке очень затруднит любое контрнаступление, которое может столкнуться с большим числом противников, чем было изначально у "Игил". "Игил" теперь контролирует почти всю долину Евфрата, от Фаллуджи на западе до Багдада, и в западном Ираке и восточной Сирии и до самой турецкой границы. Любая долгосрочная кампания против "Игил" со стороны иракского правительства при поддержке ВВС США потребует воздушных ударов и в Сирии и в Ираке. Обе страны по сути превратились в одно поле боя.
Иракский премьер-министр Нури аль-Малики (АП)
Успех или провал США и внутренних противников г-на Малики в деле его замены в следующие несколько недель станет решающим моментом в определении будущего конфликта. Главной причиной того, почему "Игил", суннитские вооруженные группы и суннитское население смогли сформировать свободный общий фронт против правительства, является глубокая неприязнь суннитского населения к г-ну Малики. Они считают, что он методично превращает их в граждан второго сорта и бросил 100000 человек в тюрьму, когда заключенных часто держат там из-за вырванных у них пытками признаний или совсем без всяких обвинений. Враждебность к г-ну Малики является частью того связующего элемента, который удерживает вместе суннитскую коалицию.
Но проблемы иракского правительства являются безотлагательными и требуют умного руководства, которого так не хватает. Это было продемонстрировано в Мосуле на прошлой неделе, когда два высокопоставленных генерала сняли свою форму и бежали в Эрбил, столицу полунезависимой зоны под контролем Регионального правительства Курдистана. В общем и целом, как сообщается, около 230000 солдат дезертировали из своих частей.
Г-н Малики продолжает сам принимать многие военные решения. Иракские источники говорят, что как раз перед тем, как силы "Игил" ворвались в Таль-Афар, шиитский туркменский город с населением 300000 человек к западу от Мосула, президент регионального правительства Курдистана Масуд Барзани отправил послание г-ну Малики, предложив послать пешмерга (курдских солдат) на защиту города. Г-н Малики отверг это предложение. Пешмерга, что находились в Таль-Афар, были выведены, и "Игил" взял его под контроль.
Если только силы "Игил" не окажутся слишком растянутыми для дальнейшего продвижения, "Игил" может решить, что в интересах группы - быстро нанести удар по Багдаду, прежде чем США и Иран решат, что делать, и пока политическое и военное руководство в Багдаде находится в панике. Шииты являются большинством в столице, но в западном Багдаде есть суннитские анклавы, которые могут восстать.
Председатель комитета Палаты представителей по иностранным делам Эд Ройс встречается с иракским послом в Соединенных Штатах Лукманом Абд аль-Рахим Фейли на Капитолийском холме (Getty)
Условия жизни по всему северному и центральном Ираку станут более трудными, так как экономическое единство страны нарушено. Багдадцы готовят чаще всего с помощью пропана в газовых баллонах, но этот газ больше невозможно доставлять из Киркука, так как дорога заблокирована силами "Игил". Повстанцы также захватили три четверти НПЗ Бейджи, согласно одному чиновнику, который сообщил об этом с самого завода. Согласно версии правительства на гостелевидении о том, что произошло в Бейджи, 44 боевика "Игил" были убиты, а выжившие бежали.
Наилучшим шансом для г-на Малики отвести призывы о его уходе с поста является то, что угроза Багдаду станет настолько серьезной, что Вашингтону и Тегерану придется оказать поддержку, даже если он останется в должности. Он уже получил подкрепление со стороны шиитского духовного руководства в Наджафе, которое призвало людей вступать в иракскую армию. Не все проблемы в Ираке являются виной г-на Малики, но его ответственность за сегодняшнюю катастрофу слишком велика, чтобы он мог играть положительную роль в предотвращении межрелигиозной гражданской войны. Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|