Логические доводы, почему Индия, а не Китай. И доводы против доводов
От редакции: Портал
Terra America уже не первый раз обращается к теме двух азиатских гигантов, Индии и Китая, а также к предпочтительности «дружбы» России с тем или другим «партнером». Мы постарались внимательно следить за тем, как с «дружбой»
разбирается США, мы рассказали о
выборах в Индии, а также попытались
поставить под сомнениераспространенное мнение о том, что Поднебесная далеко опережает самую густонаселенную демократию в мире…
Несмотря на газовый контракт с КНР (до его реализации все же далеко!), несмотря на предполагаемое космическое сотрудничество РФ и Китая (до него, похоже, еще дальше), мы все же предлагаем нашим читателям еще раз поразмыслить и над темой китайско-индийского противостояния, а также над тем, какой партнер предпочтительнее для нашей страны.
Наш постоянный автор Кирилл Мартынов решил «зайти» на эти проблемы с неожиданной стороны. Он прямо и недвусмысленно решил упомянуть опыт Макиавелли.
* * *
Макиавелли учил, что, находясь у власти, для укрепления собственного могущества поддерживать нужно более слабую партию. Это позволяет создать противовес более сильному конкуренту, одновременно поставив слабых в зависимость и не дать сильным получить над собой власть. С этой точки зрения, России в поиске новых друзей на международной арене нужно сегодня держать курс на Индию.
По Макиавелли…
Сторонники новейшего азиатского поворота в российской политике часто забывают, что Китаю уже сегодня трудно рассматривать Россию как равноправного партнера. Напротив Благовещенска на Амуре стоит китайский город Хэйхэ, который еще недавно был деревней, а сегодня насчитывает почти два миллиона жителей. Хэйхэ светит огнями в сторону «российской мглы», и это отражает экономическую динамику двух стран в течение последних двадцати лет.
Китай сегодня обладает второй в мире экономикой с объемом ВВП более 12 триллионов долларов. Россия же может похвастаться лишь шестым местом с 2,5 триллиона.
Дружить с Китаем, делать ему уступки и передавать технологии – значит принимать позицию «младшего брата», потенциально очень опасную для судьбы России, как тихоокеанской державы.
Между тем, еще в октябре 2000 года молодой президент Путин подписывает Декларацию о стратегическом партнерстве между Россией и Индией.
Этот документ предполагал широкие рамки двухстороннего сотрудничества, начиная от регулярных встреч на высшем уровне и совместных проектов в сфере безопасности и заканчивая торговлей. Вспомнить эту историю сегодня весьма полезно, потому что четырнадцать лет назад в Индии у власти находилась партия, которая сегодня во второй раз в своей истории выиграла общенациональные выборы.
Это так называемые националисты из Индийской народной партии во главе с премьер-министром Нарендрой Моди, политика которых в действительности, вероятно, ориентирована на последовательный прагматизм.
У Моди не очень хорошие отношения с Западом (хотя хуже с Японией), Индия совершенно точно не собирается целиком отдавать себя в цепкие объятия Китая, общение с исламским миром опосредовано для индусов взаимным недоверием… В этих условиях Российская Федерация выглядит естественным союзником индийских патриотов. По крайней мере, до тех пор, пока она достаточно сильна, чтобы вызвать их интерес.
Индия, третья экономика в мире (4,5 триллиона долларов), в отличие от нынешнего Китая, может быть для России вполне равноправным партнером.
У Индии много проблем (у нас, что ли, мало?), в частности, бедность, крайне неравномерное развитие различных частей страны, социальное и гендерное неравенство, религиозная и этническая напряженность. При этом Индия обладает гигантским демографическим потенциалом, в том числе стремительно растущим образованным средним классом, она интегрирована в мировую экономику, особенно велико ее присутствие на глобальном рынке услуг. И при этом страна обладает одной из самых мощных армий в мире.
В отличие от Китая, Индия является почти образцовой парламентской демократией, способной проводить самые масштабные в истории человечества выборы. Наконец, у Индии нет никаких территориальных претензий к России, да и в долгосрочной перспективе нет поводов для конфликтов. Индию, как и Россию, тревожит растущее могущество Китая, и индусы, точно также, как и мы, не готовы принять на себя роль младшего партнера китайцев.
* * *
Что может Индия и Россия предложить друг другу уже сегодня?
Вот основные проекты двух стран. Мы активно развиваем сотрудничество в области атомной энергетики. Буквально только что вступил в строй первый блок атомной электростанции «Куданкулам» в штате Тамилнад, которая строится при участии российских специалистов. Нынешней осенью в Волгоградской области проходят традиционные совместные учения «Индра-2014». Также широко освещалась история передачи ВМС Индии тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» – с ноября 2013 года он стал флагманом индийского флота, получив название «Викрамадитья». Развиваются и другие проекты в сфере ВПК, в частности, на слуху российско-индийский проект многоцелевого транспортного самолета, который должен быть завершен к 2017 году, и тогда же поступить на вооружение в обеих странах.
Разве этого мало?!
На Петербургском экономическом форуме в нынешнем году индийские бизнесмены и посол Индии в России вели переговоры с российской стороной о возможном торгово-экономическом сотрудничестве стран на уровне Таможенного союза. Наиболее смелая идея, которая обсуждается сегодня в рамках двухстороннего сотрудничества, – это участие индийских рабочих в строительстве крупных инфраструктурных проектов в России. Об этом президент Путин в конце мая говорил с премьер-министром Моди.
И все же… Может ли Индия заменить для России Китай, как военно-политический партнер и одновременно рынок сбыта российских энергоносителей?
Гипотетически, «новый шелковый путь», связавший Россию через Центральную Азию с Индией и уже затем с Китаем мог бы стать одним из важнейших направлений мировой торговли, по которому двигался бы российский газ, индийские и китайские промышленные товары, а также рабочая сила. Однако этому мешает политическая нестабильность транзитного региона, в первую очередь Афганистана, а кроме того чрезвычайно трудные природные условия.
И дело тут не только в горах, но и в частых землетрясениях в регионе.
Интерес к поставкам российского газа у Индии есть давно, но пока дело не идет дальше декларации о намерениях. Осенью 2013 года стороны договорились о создании исследовательской группы, которая проанализировала бы возможность и стоимость создания российского трубопровода в Индию. О результатах этой работы не сообщалось.
Объем российско-индийской торговли пока относительно невелик и составляет 11 миллиардов долларов в год. Для сравнения: объем торговли Индии и США равняется сегодня более чем 100 миллиардам долларов.
Перспективы выдвижения Индии на первый план в российской внешней политике и торговле пока довольно туманны, и говорить о них можно разве что в контексте отдаленного будущего. Китай же для Индии важнейший торговый партнер, несмотря на взаимные претензии и непростые отношения двух народов. Терять этого партнера Индия не будет, так что активно играть на китайско-индийских противоречиях у России не получится.
Политический же опыт современной Индии также может быть интерпретирован в российском контексте двояко.
С одной стороны, демократия в Индии имеет гораздо более почтенный возраст, чем в России, и, судя по способности проводить честные выборы для 800 миллионов избирателей одновременно, она достигла несомненных успехов. Духовное наследие Ганди является для индусов неоспоримым фактором национального единства, как и рождение нации из освободительного антиколониального движения. Индия – парламентская демократия, что решает множество проблем, связанных с авторитарной природой власти, которой опасаются даже в Америке.
С другой стороны, парламентская демократия, если сравнивать опыт Индии, Китая и, например, Сингапура, представляет собой весьма ненадежный фундамент для опережающего роста экономики. Индия стала сначала примером провала индустриализации в советском стиле при Джавахарлалу Неру, а затем примером развития чрезвычайно странного экономического уклада, в котором ультрасовременные офисные здания возвышаются над сельскохозяйственными полями, где работают крестьяне, живущие натуральным хозяйством.
Российские экономисты сегодня практически в один голос говорят, что нашей стране нужна скорая реиндустриализация, то есть, экономическое развитие по модели Китая и Бразилии.
Еще одна особенность российско-индийских отношений заключается в том, что для обеих наших стран фактором риска является развитие радикального ислама, как внутри границ, так в соседних государствах. Однако формулировать российско-индийский проект через антиисламскую повестку невозможно – внутри Индии и России существует обширное и влиятельное исламское меньшинство. Кроме того, Россия имеет устойчивые интересы на Ближнем Востоке. Так что в настоящий момент показательная дружба с Индией будет рассматриваться именно как попытка России уйти из орбиты китайского влияния. Хорошо это или плохо – другой разговор. Важно, что это так.
Получается, что, хотя мы и можем приводить достаточно убедительные аргументы в пользу того, что индийский курс российской политики выгоднее, чем китайский, реализация такой стратегии в настоящий момент невозможна… Ну, или сопряжена со значительными трудностями.
В то же время, России нужен рынок сбыта энергоносителей (и военно-политической партнер) уже сегодня, а Индия может стать приоритетным потребителем газа из России уже через годы. А Китай будет внимательно следить за всеми попытками сближения Индии и РФ и стараться пресекать их.
Благодаря газовому контракту, где китайская сторона зарезервировала для себя возможность закупать газ по мере необходимости, у Китая сегодня появился мощнейший инструмент давления на российский ТЭК и на отношения с Россией в целом.
Так что основной вопрос сегодня, похоже, состоит уже не в том, должна ли Россия предпочесть в своем внешнеполитическом курсе союз с Индией или Китаем. Возвращаясь к рекомендациям Макиавелли, мы должны спрашивать себя о том, является ли Россия все еще достаточно независимым государством для того, чтобы иметь возможность освободиться от опеки со стороны Китая и самостоятельно выбирать для себя союзников. Вопрос о российско-индийских отношениях, таким образом, становится вопросом о будущем суверенной российской политики на международной арене.