Испания находится на пороге перемен: испанцы в очередной раз за последние 100 лет требуют изменить форму государственного устройства, и на этот раз хотят учредить Третью республику. На улицы Мадрида, Барселоны и других городов вышли тысячи сторонников реформы, пока «вооруженных» всего лишь красно-желто-фиолетовыми республиканскими триколорами. Поводом для демонстраций послужило отречение Хуана Карлоса I от престола: пожилой монарх собирается передать бразды правления своему сыну принцу Фелипе Астурийскому.
Испанская чехардаВопрос о форме правления был главной проблемой Испании в течение 20 века. Государство в 19 столетии пережило четыре революции и несколько кровопролитных гражданских войн, и к 1900 году оказалось совершенно истощенным.
При короле Альфонсо XIII, который правил в период с 1886 по 1931 годы, Испания потерпела поражение в конфликте с Соединенными Штатами, и растеряла остатки былого имперского величия. Под влиянием идей коммунизма в стране начались бунты, и монарх стремительно терял авторитет и влияние. В 1923 году власть в Испании перешла генералу Мигелю Примо де Ривера, который де-факто отстранил короля от управления страной и стал единоличным диктатором. В 1931 году де Ривера был низложен вместе с Альфонсо XIII, и в Испании на некоторое время был учрежден режим республики.
Именно из эпохи Второй Испанской республики (Первая существовала в 1873-1874 годах) и черпают свое вдохновение современные испанские республиканцы. Долгое время республика ассоциировалась с чем-то неконтролируемым и нестабильным: стоит напомнить, что в 1931-1936 годах Испания во многом была похожа на Украину 2004-2013 годов, когда правительственная чехарда была обычным делом, коррупция зашкаливала, а регионы хотели отмежеваться от центра. Ничего хорошего такой опыт Испании не принес: в Мадриде, как и в Киеве, была совершена попытка фашистского переворота. Период неконтролируемой демократии закончился очередной гражданской войной и победой Франсиско Франко, а заодно оставил глубокий отпечаток в исторической памяти испанцев.
Видимо, именно боязнь в очередной раз оказаться в патовой ситуации вынудила жителей Испании после смерти Франко прислушаться к его завещанию, назначив новым правителем страны Хуана Карлоса де Бурбона – нынешнего испанского короля. Немалую роль в выборе монархии сыграли и события в соседней Португалии, где вслед за «революцией гвоздик» разгорелся сильнейший политический кризис и едва не начался вооруженный конфликт.
Кризис по-королевскиОднако реставрация монархии не оправдала ожиданий испанцев: последствия фашистской диктатуры в Испании еще не преодолены, а государство уже находится в глубочайшем кризисе со времен гражданской войны. Опять страна на грани развала: Каталония вот-вот провозгласит независимость, в то время как в населенных басками регионах продолжается борьба за суверенитет. Это сопровождается глубоким экономическим кризисом – не зря Испанию включили в группу PIGS, намекая на риск банкротства.
Правда, не совсем понятно, каким образом испанцы собираются решить эти проблемы, избавившись от монарха: все-таки король царствует, а не правит. Однако, в любом случае, заявление Хуана Карлоса о «выходе на пенсию» вызвало огромный ажиотаж в испанском обществе.
Король сообщил о намерении покинуть мир политики в понедельник 2 июня, обратившись с соответствующим письмом к премьеру Испании Мариано Рахою. Чиновник ничего не возразил Хуану Карлосу и со спокойствием воспринял законное желание престарелого монарха. 76-летний возраст короля дает о себе знать.
На смену Хуану Карлосу должен прийти его сын Фелипе Астурийский. По мнению монарха-отца, он достаточно энергичен и современен, а потому принесет Испании пользу.
Большинство испанцев солидарны с королем, хотя нашлись и те, кто считает, что пора вернуться к республиканской форме правления. В последнее время идеи республиканцев стали популярны благодаря усилению экономического кризиса. Многим кажется, что Хуан Карлос даже не пытался обуздать спад в производстве: когда разорялись предприятия, а десятки тысяч человек оставались без работы, монарх продолжал транжирить деньги.
К примеру, в 2012 году король отправился в Ботсвану на сафари и охотился на слонов при том, что страна, кроме экономического, претерпевала политический кризис и находилась в наихудшем состоянии с 1975 года.
Неудивительно, что после 2 июня, когда стало известно о грядущей смене власти, на сайте гражданских инициатив Avaaz.org была опубликована петиция с требованием организовать референдум по вопросу государственного устройства Испании. На голосование планируется вынести вопрос о том, нужен ли стране институт монархии, либо избавиться от него и основать Третью республику все же будет проще. Интересно, что всего за несколько дней под документом оставили свои подписи более 200 тысяч человек.
Есть ли у республиканцев шанс?Впрочем, политические партии Испании всецело поддерживают сохранение монархии, независимо от взглядов избирателей. И крайние левые, и ультраправые выражают свою преданность королю, и не ставят под сомнение его авторитет. Дело в том, что правление Хуана Карлоса у испанцев ассоциируется с антифашистскими преобразованиями. При нем в стране началась борьба с наследием Франсиско Франко, хоть и не доведенная до конца.
Ведь «благодаря» сильному лобби бывших соратников диктатора, в королевстве удалось объявить вне закона любую деятельность, направленную на исследование фашистских преступлений в период 1939-1975 годов. По мнению реформаторов, это должно способствовать примирению бывших враждующих сторон: уж очень болезненные воспоминания связаны у испанцев с гражданской войной, а в современной Испании бок о бок живут потомки республиканцев и сторонников фашизма.
Тем не менее, воспоминания о бесконечной политической нестабильности времен Второй республики пока сильны настолько, что испанцы не готовы поменять короля на президента, как бы нынешний глава государства вместе со своими соратниками не скрывали преступления Франко.
Во время кризисных ситуаций население любой страны всегда склоняется к сильному лидеру и централизованному управлению. Сейчас, когда Испания переживает не лучшие времена, вряд ли ведущие политические партии поддержат авторов петиции по поводу проведения референдума о провозглашении республики, и наверняка сплотятся вокруг нового монарха. Политики обязательно попытаются сыграть на чувствах избирателей, поддержав Фелипе Астурийского.
В любом случае, референдум Испании нужен, независимо от результата. Если большинство испанцев выскажутся за сохранение монархии, вопрос будет надолго снят с повестки дня. Некоторые политики останутся без серьезного козыря в борьбе за власть, и у избирателей появится надежда, что вместо обсуждения популистских предложений парламент и правительство займутся работой над более значимыми проблемами.
Если же испанцы проголосуют за реставрацию республики, у них появится шанс оптимизировать систему государственной власти с учетом слабеющей экономики и усиливающейся политической раздробленности. Но тогда страна столкнется с новыми трудностями, и трагическая история Второй республики может повториться.
Необходимость перемен в Испании назрела давно, равно как и в других государствах Западного мира. Возможно, 2014 год станет началом революционных изменений в Европе и отправной точной в разрушении таких устаревших западных проектов, как НАТО и Евросоюз.