В последнее время практически каждый внешнеполитический шаг России вызывает только одну реакцию у стран Запада – санкции. Дипломаты не упускают возможности отточить формулировки: «красная черта», «скальпельные меры», «санкционные списки» – на деле это означает только одно – за громкими словами политики скрывают неготовность к реальным действиям.
В этом плане показательно заявление госсекретаря США Джона Керри, сделанное на встрече «друзей Сирии» (которые, как ни удивительно, одновременно оказались и «друзьями Украины»). «Если Россия или ее агенты попробуют сорвать выборы, США и европейские страны введут очередной пакет санкций, который коснется отдельных секторов экономики России», – заявил госсекретарь, фактически возложив всю ответственность за организацию выборов на Россию. И, разумеется, ее вездесущих «агентов», которых всегда можно обвинить в срыве выборов на Украине, провалах американских спецслужб или неудачном выступлении сборной США на чемпионате мира по хоккею.
В то же время европейские страны, экономика которых гораздо более тесно связана с Россией, вслед за США вынуждены говорить о расширении санкциий. Но пока разговорами все и ограничивается. Более того, Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер признал, что широкие экономические санкции против России ударят по экономике Европы. С ним согласен и глава МИД Словении Карл Эрьяевец, который опасается потери значительной части ВВП страны в случае введения антироссийских санкций. «Экономическая война затронет прежде всего сам Запад», – уверен словенский политик.
Еще откровеннее выразил свое мнение венгерский премьер-министр Виктор Орбан, заявивший, что Венгрия не намерена становиться заложником политической ситуации и настаивает на необходимости сотрудничества с Россией, в особенности в сфере энергетики. «Единственным проектом, призванным диверсифицировать поставки газа, был Nabucco, но он не был поддержан. Другого выбора нет – «Южный поток» должен быть построен», – подчеркнул Орбан.
Значимость поставок российского газа признают и во Франции. По словам французского министра иностранных дел Лорана Фабиуса, из 28 стран ЕС шесть государств на 100% зависят от поставок российского газа, еще семь – более чем на 50%. «То есть 13 стран зависят от российского газа», – приходит к неутешительному выводу министр.
По всей видимости, к схожим выводам пришли и в Оттаве, вспомнив, что канадский авиастроительный гигант Bombardier и «Ростех» заключили контракт на поставку 50 региональных турбовинтовых самолетов Q400, оценочная стоимость которого превышает три миллиарда долларов. Кроме того, представители нефтедобывающей промышленности Канады тесно сотрудничают с «Роснефтью».
В итоге, санкции Канады по большей части остались символическими. «Цель – ввести санкции против России, но не так, чтобы наказывать канадские компании», – дипломатично выразился источник, близкий к правительству Канады.
Настаивать на том, что Россию необходимо «наказать», продолжают только США, в очередной раз игнорируя интересы своих европейских партнеров. Примечательно, что о необходимости перехода к «скальпельным секторальным санкциям» заявила помощник госсекретаря Виктория Нуланд, которая как-то раз уже посылала ЕС «к черту». Впрочем, США делают это уже не в первый раз.
Сергей Омельченко
Политанализ.com
Рейтинг публикации:
|