На грани XIX и XX веков норвежский художник-экспрессионист Эдвард Мунк создал картину «Крик», ставшую вкладом в сокровищницу мирового искусства. На полотне изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и обобщенного пейзажа. Как сообщает энциклопедия, эта картина стала предвестником темы одиночества, отчаяния и отчуждения. «Словно заглянув в грядущее столетие мировых войн, революций и экологических бедствий, автор, кажется, отрицает саму возможность какого-либо их преодоления…»
Великих творцов посещают великие предчувствия, но, наверное, Эдвард Мунк, создавший художественный образ абсолютного отчаяния, не мог предвидеть, что этот образ воплотится в фигуре помощника государственного секретаря США Виктории Нуланд…
Ведь международное положение США, мягко говоря, осложняется. Чем дальше, тем больше рушатся международные проекты, на которые были потрачены гигантские силы и средства. Какой проект ни возьми, везде на Америку сыплются обломки усердно возводившихся ею конструкций - что в Ираке, что в Ливии, что в Сирии, что в Афганистане. Это не только вызывает отчаяние, но и порождает манию преследования, ведь должен же быть виновник всему происходящему.
Вот тут-то, в поисках виновника, и приходит на помощь извлечённое из идеологических запасников представление о вездесущей «руке Москвы». И те, кто опираются на эти представления, следуют творческому методу Мунка: нет ни одной конкретной детали, создающей образ ужаса, зато ужас есть. В воображении американских политиков конкретные детали заменяет кроваво-красный пейзаж, размалёванный в духе монументальных идеологических полотен эпохи холодной войны. Надо сказать, что эта «живопись» у самих её создателей вызывает тревожное состояние психики.
Особенно наглядно это заметно в случае с Украиной. В Вашингтоне на все голоса не перестают повторять, что раскол Украины инспирирован Крёмлем, что Россия - агрессор, вставший на путь возрождения красной империи. И нет надежды, что в Вашингтоне попытаются хоть как-то разъяснить, в чем же заключается идущий с Востока «ужас».
И вот уже к народным референдумам в Донецкой и Луганской областях Украины приурочены широко разрекламированные военные учения НАТО «Весенний шторм», которые объявлены самым мощным проявлением силы со стороны Североатлантического альянса с 2003 года. Учения должны проводиться близ российских границ, в связи с чем помощник государственного секретаря США Виктория Нуланд уже выступила в функции одного из средств устрашения. «Мы говорим России открытым текстом: территория НАТО неприкосновенна. И мы демонстрируем все средства устрашения в ответ на любые попытки России проверить это», - грозно заявила госдеповская дама.
Мир давно привык к тому, что американская дипломатия находится в конфликте с политической географией, и заявление Нуланд никого особенно не удивило. Поскольку она увязывает «подрывную деятельность» Москвы с Украиной, из её слов прямо следует, что Украина является территорией НАТО и пришла пора грохнуть в военные барабаны, чтобы охладить пыл «агрессора». А ведь только при неустойчивом состоянии психики руководящий состав Государственного департамента мог вообразить, что после раздачи бубликов на майдане вопрос о членстве Украины в блоке НАТО можно считать решенным.
В то же время положительным можно считать тот факт, что Виктория Нуланд не внесла в перечень территорий НАТО Беларусь, Казахстан и другие государства-члены ОДКБ. Хотя это может говорить не столько о знакомстве с политической географией, сколько о том, что у США больше нет сил без конца перекраивать карту мира.
В отличие от безликой фигуры на картине Мунка, которая просто кричит, обхватив лицо руками, американская дипломатия еще и мечется, выставляя себя защитницей «свободного выбора украинского народа». Так не напомнить ли ей другое великое творение - «Фауста» Иоганна Вольфганга Гёте, где есть и такие строчки:
«Я за свободу выпил бы не споря, Да ваши вина смех один и горе».