К чему может привести блокада Приднестровья со стороны новых «украинских властей»
Призванные в украинскую армию резервисты сейчас заняты строительством оборонительных укреплений на границе с Приднестровьем. Подобную работу на северной ее части выполняют боевики «Правого сектора». Ранее жители непризнанного государства практически потеряли возможность попасть на Украину: в Киеве опасались проникновения неких «российских диверсантов». Сейчас, видимо, опасаются уже прямого вторжения. Но, анализируя ситуацию в целом, можно сказать, что обстановку в регионе вряд ли можно объяснить только неадекватностью киевской хунты.
Приднестровская Молдавская Республика явно становится новой острой точкой на постсоветском пространстве. Там живет около 200 тысяч российских граждан, и руководители нашей страны дали понять, что не допустят нарушения их прав. А президент Владимир Путин в ходе «прямой линии» 17 апреля на вопрос о судьбе ПМР сказал, что «людям должно быть позволено самим решать свою судьбу. Вот над этим мы вместе со всеми партнёрами и будем работать, конечно, опираясь прежде всего на тех людей, которые в Приднестровье проживают».
Но не смотрит равнодушно на ситуацию и Запад. Президент Румынии Траян Бэсеску фактически заявил о том, что выступает за присоединение к своему государству Молдавии без Приднестровья. Мол, Россия войска из ПМР никогда не выведет, ибо этот регион – «новый Калиниград». Зато, дескать, граждане Молдовы могут не опасаться российского вторжения, если добровольно войдут в Румынию.
Понятно, что «Правый сектор» и новые власти в Киеве вряд ли захотят иметь между Евросоюзом и Украиной пророссийский буфер. В Тирасполе некоторые аналитики видят в согласованных действиях Киева и Бухареста угрозу аннексии Приднестровья со стороны Украины.
Старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Василий Каширин считает, что такие планы звучат как совершенно нереальные:
– Приднестровье стало очень удобной мишенью для новых киевских властей, ведь с самой Россией они ничего сделать не могут. Поэтому будут постоянно нагнетать обстановку, говорить, что, якобы, в Приднестровье готовятся какие-то российские диверсионные группы.
Рядом с Винницкой областью, под Рыбницами, на севере Приднестровья находится большой склад вооружений. Там около 20 тысяч тонн боеприпасов. Поэтому Россия будет внимательно следить за ситуацией и реагировать, если потребуется.
«СП»: – Неужели в Киеве не понимают, что Россия может вступиться за своих сограждан?
– Пока у нас нет оснований говорить, что киевские власти хотят развязать войну в Приднестровье. Но Киев показывает, что нашел точку, с помощью которой может давить на Россию. Правда, это достаточно авантюрная позиция: Россия не останется безучастной к судьбе соотечественников. Но сложно говорить о какой-то рациональности новых властей. Они боятся, что Россия может вмешаться на Юго-Востоке. Возможно, решили сыграть на опережение.
«СП»: – Может ли Россия использовать свое влияние для снятия блокады с Приднестровья?
– Россия устами своего президента неоднократно говорила, что будет добиваться снятия экономической и транспортной блокады с Приднестровья. Мы всегда говорили, что только свободное волеизъявление людей может лечь в основу решения приднестровского вопроса. Россия уже на глобальном уровне заговорила о необходимости защиты ПМР. Тем более что парламент Приднестровья 16 апреля обратился к России с просьбой о признании независимости. Этот призыв был услышан. Если развитие ситуации будет идти по экстремальному сценарию, то это обращение станет формальным поводом для действий со стороны России.
Директор Отдела международных проектов Института инновационного развития Дмитрий Родионов полагает, что с политической точки зрения действия киевских властей не поддаются логике:
– В принципе, Приднестровье уже давно в экономической блокаде. Наиболее жестко это было при Ющенко. Сейчас к экономической блокаде добавляется транспортная. Были случаи, когда жителей ПМР не пускали к родственникам в Одессу, даже притом что у них были не российские паспорта.
Сейчас на границе с ПМР новые киевские власти роют окопы, ставят противотанковые ежи. Всё это выглядит просто смешно. Точно так же, как и противотанковые ежи на пляжах Одессы. Спрашивается, от кого эти заграждения? Они что, боятся приднестровской армии? Видимо, новые украинские власти поставили себя в такое положение, что боятся всего на свете. Гипотетически, Приднестровье действительно имеет славную историю, там много подготовленных людей. Но главная проблема в том, что украинская армия разложилась, с ней вместе рядом всякий сброд, вроде боевиков «Правого сектора».
«СП»: – В Приднестровье некоторые говорят о том, что Украина вынашивает планы аннексии их республики.
– Приднестровская армия сможет дать отпор агрессии. Если киевские власти пойдут на такой шаг, то это будет подлинным самоубийством. Они лишатся всякой легитимности в глазах мирового сообщества. Сложно вообще придумать что-то более эффективное, чтобы покончить с собой в политическом смысле, кроме как напасть на Приднестровье. Ну, разве что, напасть на Россию. Тогда конец будет более быстрым.
«СП»: – Как соотечественникам может помочь Россия?
– Противостоять блокаде мы помогали все последние годы, постоянно отправляли в ПМР гуманитарную помощь. Но еще при Ющенко украинские власти останавливали наши грузы, у них был договор с властями в Кишиневе.
Напрямую помощь Приднестровью мы оказать не можем. Но если со стороны Украины будет прямая агрессия, то мы будем иметь повод вмешаться. Президент России уже получил разрешение на использование войск на территории Украины. В принципе, если агрессия против людей на Юго-Востоке будет продолжена, то мы в полном соответствии с международным правом будем иметь возможность защищать своих граждан.
Депутат парламента Молдовы, член политсовета Партии коммунистов Марк Ткачук отмечает, что пророссийские настроения существуют уже не только в Приднестровье, но и во всей Молдавии:
– Во-первых, высказывание Бэсеску есть провозглашение намерений, а не просто слова. Эти намерения были обозначены в 2007 году, сейчас они приобрели конкретный характер. Что Молдова не должна существовать как независимое государство, а должно стать частью Румынии. Слова Бэсеску в молдавском обществе находят преимущественно негативный отклик. Положительно их воспринимают только нынешние власти в Кишиневе.
Во-вторых, мы видим синхронизацию действий радикальных националистов, которые пришли к власти на Украине, и поведение властей Румынии. Цель этой синхронизации – ликвидация молдавской независимости. Россия признает Приднестровье частью Молдавии, такова позиция всех участников переговорного процесса. Тирасполь и Кишинев должны найти компромисс. Но мы видим, что Румыния заинтересована, чтобы Приднестровье под давлением окончательно откололось от Молдовы, река Днестр стала бы границей, тогда, воспользовавшись слабостью Молдовы, Румыния сможет сделать Молдову частью своего государства.
Риторика Бэсеску в принципе недопустима. Ведь он – президент страны, которая состоит в Евросоюзе и НАТО. Но он в течение пяти лет делает свои заявления, и его никак не одергивает Брюссель. По крайней мере, никак не возражает против таких катастрофических изменений в «Восточных Балканах».
Единственный сценарий, который можно противопоставить этому, это победа антиунианистских сил в Кишиневе и Тирасполе, объединение их усилий для создания нормального молдавского государства, которое бы находилось в стратегическом союзе с Российской Федерацией.
«СП»: – Президент Румынии обещает жителям Молдовы защиту от России.
– Эти аргументы никак не убедительны для жителей Молдовы. На правом берегу Днестра, то есть под контролем Кишинева, граждан Российской Федерации никак не меньше, чем в Приднестровье. Русскоязычных жителей в Кишиневе больше, чем во всём Приднестровье. А по данным последней переписи населения, только 2% населения Молдовы признали себя румынами. Несмотря на все усилия Румынии изменить идентичность титульного населения, подавляющее большинство жителей Молдовы продолжают себя считать молдаванами. Риторика Бэсеску встречает в Молдове крайне негативную реакцию, не говоря уже о Приднестровье.
«СП»: – Следят ли в Молдове за событиями на Украине?
– Следят очень внимательно все без исключения. Молдавское правительство активно сопереживает «Правому сектору». Глава одной из правящих партий господин Филат выступал на Евромайдане. Общество смотрит на ситуацию по-другому. Мы с тревогой следим за происходящим на Восточной Украине. Жителям Молдавии это всё напоминает гражданскую войну 1992 года, которая привела к образованию отдельного Приднестровского региона, находящегося по сей день в подвешенном состоянии. Все понимают, что происходящее на востоке Украины есть реакция на агрессивную политику Киева. Если исходить из молдавского опыта, надо действовать исключительно дипломатическими методами и искать взаимопонимание между всеми жителями этой большой страны Украины.
«СП»: – В общественном сознании жителей Молдовы противопоставляется ли Тирасполь и Кишинев?
– Совершенно нет. Сегодня настроения, касающиеся геополитического выбора, на обоих сторонах Днестра идентичные. Большинство жителей правого берега выступают за интеграцию в Таможенный союз.
Хотя и само противопоставление ЕС и ТС не корректно. Двери в ТС открыты, вступление в него – вопрос решения конкретных властей. Все понимают о преференциях, которые получит Молдова после вступления в ТС. А евроинтеграция – это процесс на десятилетия. Пока нам предложили только соглашение об ассоциации, которое накладывает на нас обязательства и ничего не дает взамен. Соглашение об ассоциации означает уничтожение сельского хозяйства Молдовы буквально за несколько месяцев. С какой стати люди это будут поддерживать?
К тому же, мы можем говорить о том, что нынешняя власть полностью дискредитировала европейский выбор. Что такое для жителей страны евроинтеграция? Это – власть олигархов, коррупция, запрет оппозиционных СМИ, политические репрессии, надругательство над местными органами власти, закрытие сотен школ и больниц. Переубедить жителей Молдовы в том, что европейская интеграция это нечто другое, будет не просто.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 112
Рейтинг поста: