В Сирии традиционно вместе справляют праздники и мусульмане, и христиане. Одним из таких объединяющих праздников является Пасха. Сирийцы поздравляют друг друга, ходят в гости, обмениваются подарками. И, конечно, никому из нормальных людей не пришло бы в голову осквернять храмы представителей иной веры.
Исключение из общего правила составляют последние отморозки. К сожалению, именно из таких, в большинстве своем, и состоит так называемая «сирийская оппозиция». Еще одно свидетельство тому – судьба христианского города Маалюля в провинции Дамаск.
[AD]Мне приходилось многое писать про этот город. Он хорошо известен многим тысячам туристов и паломников. Они съезжались в это святое место со всех уголков мира, в основном, чтобы посетить знаменитый монастырь Святой Равноапостольной Феклы.
Хорошо известна и древняя легенда про Феклу. Девушка была из знатной семьи, она отличалась необыкновенной красотой. Когда она приняла христианство под воздействием проповедей апостола Павла, то ее родители выступили категорически против убеждений дочери. Кроме того, ее хотели насильно выдать замуж за нелюбимого человека. Когда Фекла отказалась, ее посадили в тюрьму. Родственники несостоявшегося жениха добились для нее жестокого приговора – ее должны были сжечь на костре. Однако во время жестокой казни огонь был залит сильным дождем, и девушка спаслась.
Она бежала в окрестности Дамаска. У нее открылся дар целительницы, и она лечила людей бесплатно. За это против нее выступили те, кто зарабатывал деньги врачебным ремеслом. Они послали разбойников, чтобы устранить конкурентку. Когда Фекла убегала от преследователей, перед ней неожиданно раскрылась трещина в скале, и девушка смогла скрыться в проеме, после чего он вновь закрылся. Слово "Маалюля" и означает "проход".
В этом городе до нынешних дней говорили на арамейском языке, известном как язык Христа. Чтобы спасти этот язык от исчезновения, президент Сирии Башар Аль-Асад лично основал институт по его изучению.
Весь сирийский народ уважал святость Маалюли, и только отморозкам-бандитам пришло в голову принести туда войну.
Первая атака террористов на этот город была 8 сентября 2013 года. Боевики жестоко мстили сирийцам и государству за поражение под городом Аль-Ксейр провинции Хомс. Тогда же состоялась и первая атака на монастырь Святой Феклы, но ее поначалу удалось отразить. Христиане покинули Маалюлю, но около 30 человек, которые не сумели этого сделать, были убиты «повстанцами». Армии через несколько дней удалось отбить центр города, но боевики засели в расположенной на вершине гостинице «Сафир», откуда вся Маалюля отлично просматривается (и, к сожалению, простреливается). О безопасной жизни можно было забыть, и вскоре свои дома покинули практически все жители.
Вторая волна террористической атаки началась 30 ноября 2013 года – из того самого отеля «Сафир». А 2 декабря было совершено варварское нападение на монастырь Святой Феклы. При нем действовал приют для детей-сирот, которых едва успели вывезти. Но настоятельница монастыря матушка Пелагея Сайяф, 12 монахинь и 3 послушницы, которые отказывались покидать обитель, были захвачены бандитами в заложники. Их хотели использовать в качестве «живого щита», а также как предмет для шантажа сирийских властей, чтобы армия не проводила контртеррористическую операцию в ключевом районе Каламун между Дамаском и ливанской границей. Однако через 3 месяца сестер удалось обменять на женщин-боевиков, из которых выбрали наименее опасных преступниц.
И вот теперь Маалюля освобождена. Но это – уже не тот город, который привлекал многочисленных гостей. Это – опустевший город-призрак, многим домам которого нанесены сильные повреждения.
Разорен быт тысяч семей, родные очаги многих людей превратились в безжизненное пепелище.
А вот и монастырь. К счастью, здание, хоть и получило повреждения, все же возможно восстановить в первозданном виде, но внутри – все разгромлено. Однако жизнь продолжается. Ветер раздувает новенький сирийский флаг – военнослужащие украшают монастырь и другие здания в городе знаменами, готовясь к прибытию губернатора, а затем – и президента страны.
Самые ценные иконы вывезены боевиками для продажи, но многие оставшиеся – в жалком состоянии. В том числе, есть и те, которые были подарены Россией. Повреждены, главным образом, лики – видно, что иконы пострадали отнюдь не случайно – их оскверняли намеренно.
В помещениях монастыря – на месте захоронения Святой Феклы, в монашеских кельях, в комнатах, где жили воспитанницы – всюду царит хаос и разгром. Кто-то из бандитов «показывал свою силу», ломая крест.
Осмотрев монастырь, поднимаемся выше. Там располагается церковь Святых Сергия и Вакха. Этой святыне тоже нанесены повреждения – разгромлен алтарь, огромная дыра пробита в куполе, расхищены все ценные вещи.
Отель «Сафир», в котором останавливались паломники, стал ареной особенно ожесточенных боев, поскольку именно его выбрали террористы своей основной базой. Ведь, напомню, именно с этой позиции Маалюля видна как на ладони. Вряд ли он подлежит восстановлению.
…19 апреля, помимо нашей журналистской делегации, Маалюлю посетил губернатор провинции Дамаск Хусейн Махлюф. Он ознакомился с обстановкой в городе, оценил масштабы разрушения.
А 20 апреля, в пасхальный день, это святое место посетил президент Сирии Башар Аль-Асад. Он поздравил сирийский народ с Воскресением Христовым и подчеркнул: «Никакой терроризм не в силах стереть сирийскую историю и цивилизацию, Маалюля и другие памятники истории и культуры не подвластны варварству и мраку». Глава государства встретился с жителями соседних селений, которые прибыли в Маалюлю пообщаться с ним.
Очень приятно было встретить монахинь из монастыря, которые провели 3 месяца в плену у бандитов, в добром здравии. Они приняли участие в пасхальном богослужении в Церкви Святого Креста в Дамаске.
Сирийцы молились за возвращение мира в свою многострадальную страну, за упокой душ павших и за то, чтобы эта святая земля расцвела краше, чем прежде.