Европейский вектор движения эпицентра глобального кризиса
Формула счастья простая и сложная
Для отдельного человека формула счастья, на самом деле, очень простая: слышать рядом дыхание любимого человека. Все остальное – второстепенно. Для страны же (или какой-то ее части) формула счастья будет уже сложнее. Это может быть европейское ассоциативное счастье, например, или счастье вновь обрести утерянную где-то русскость.
Эпицентр глобального кризиса, изрядно потоптавшись по Украине, двинулся не в сторону России (как это предусматривалось хитромудрыми западными стратегами) а решил-таки прокладывать себе новое русло в благословенную Европу. Не ощущая при этом никаких особенных препятствий на своем пути. Мысль о том, что украинский политический кризис – он украинский только по названию, и вполне может стать европейским – эта мысль очень быстро нашла свое подтверждение в европейской действительности.
Причем двинул эпицентр глобального кризиса в Европу парадоксальным образом (с точки зрения сторонников поиска счастья в евроассоциации) из страны только добивающейся (с помощью булыжников, бит и «коктейлей Молотова») вожделенного статуса евроассоциативного членства, в страну уже давно этот счастливый как бы статус обретшей. И даже (подумать страшно) имеющей уже законное право подать заявку в Евросоюз на предмет действительного членства. О таком евросчастье Украине и мечтать-то недозволено.
Речь идет, конечно, о Боснии-Герцеговине, еще недавно считающейся образцом счастливого приобщения к европейскому демократичному благоденствию. Но вот в полном соответствии с европейскими нормами и стандартами (к которым некоторые из нас так бездумно стремятся) предприятия, на которых работали многие тысячи боснийцев, банкротятся и ликвидируются, а люди выбрасываются просто на улицу, без средств существования. Подписав Соглашение об ассоциации и договор о ЗСТ с ЕС, и открыв свой внутренний рынок для товаров из ЕС, страна так и не получила доступ на рынки Европы, что и привело ее к экономическому коллапсу.
Босния и Герцеговина состоит из Республики Сербской (51% территории) и Федерации Боснии и Герцеговины (49%), населенной в основном хорватами и боснийцами-мусульманами. Беспорядки в Боснии начались после того, как в городе Тузла были доведены до банкротства четыре приватизированных завода. Затем протесты перекинулись на всю Боснию и Герцеговину. Ровно то же самое ожидает и тех украинцев, которые все-таки вползут каким-то диким образом в евроассоциацию, но вот только масштаб социальной катастрофы в Украине будет гораздо больше боснийского. Хотя и там беспорядки распространились на десяток городов. Протесты пока не затронули более благополучную Республику Сербскую, которая как-то держится на помощи Сербии.
По официальным данным, безработица в Боснии достигла 44%. На каком основании нам можно ожидать, что в Украине после подписания евроассоциации этот уровень безработицы будет ниже? Глава боснийского кантона Сараево, а также главы кантонов Тузла и Зеница подали в отставку. За три дня беспорядков пострадало 348 человек. Из них 144 правоохранителей. (Evronews)
В Сараево, сожгли президентский дворец вместе с архивом. Еще несколько сожженных президентских дворцов в разных точках Европы и ЕС этого уже не переживет. Но уже сейчас можно предположить, что расширение Евросоюза будет остановлено в Боснии. От этой точки пойдет в лучшем случае его сосредоточение и переосмысливание политики расширения.
И хотя в Боснии протестуют преимущественно «левые» с социальными требованиями, а в Киеве громят Систему «правые» бандеровские националисты – это все равно будет ударом по всему Евросоюзу. По бездумной (и невозможной в данной кризисной ситуации) политике, колониального, по сути, расширения Евросоюза. В немалой степени усилению кризиса Евросоюза способствуют и слоновьи действия США в Европе. Хотя Виктория Нуланд вряд ли поедет в Сараево или Тузлу кормить протестующих боснийцев печеньками, как она окормляла ими майданбайтеров в Киеве.
Сараево упало в протесты раньше, поскольку евробюрократы накуролесили там совсем не действующую систему управления, в которой дежурный как бы председатель (один из трех) сменяется каждые восемь месяцев. На линейном, ламинарном участке такое чудо управления еще можно было как-то терпеть, но во время кризиса (политического, социального и экономического) это нелепое сооружение было обречено.
В известном смысле вся инспирированная западом «арабская весна» оказалась неожиданным образом подготовкой не только к атаке на Россию (как это планировалось западными стратегами), а и подготовкой к «Боснийской весне», атакующей сегодня этих самых западных стратегов. И, по большому счету, стала подготовкой к атаке и на саму благословенную Америку, поскольку сегодня это единая система, с единым кровообращением. С единым информационным пространством, Потому в современном мире кукловодам всевозможных «арабских весен» за океаном уже отсидеться вряд ли удастся. Хотя они еще этого печального факта не знают.
Хотя самым первым (еще задолго до всех как бы демократических «весен») роковым ударом по мировой Системе был действительно распад СССР, и распад социалистического лагеря. Все остальное происходящее сегодня в мире – это только его хаотичное продолжение. Не сказали еще своего последнего слова в Европе: ирландцы и шотландцы, греки, баски и пр. Хотя я меньше всего хочу глобального обрушения системы. Хотелось бы, насколько это возможно, более мягкого сценария ухода исчерпавшей себя системы, но он (сценарий) такой, какой он есть. Здесь нет места для злорадства – просто так роет крот истории, не взирая на всякого рода западные исторические мистификации.
Но ничего такого особенно неожиданного для тех, кто хотя бы в общих чертах знает истинную историю (а не фантазии на историческую тему) в происходящих сегодня в Европе событиях нет. Достаточно вспомнить только, как Европа упорно и консолидировано толкала Гитлера на СССР. И таки дотолкалась до Второй мировой войны. Но прежде почти в полном составе она сама же и пала его жертвой. История их ничему так и не научила. Да они и не знают толком истории, поскольку учат ее по голливудским сценариям.
Евробюрократы при оценке протестов в Украине и протестов в Боснии- Герцеговине привычно действуют по двойным стандартам: украинским властям категорически (вплоть до угроз санкциями) запрещается применение силы против экстремистов, а вот в Боснии допускается для подавления массовых протестов даже ввод войск НАТО, если боснийским властям собственными силами этого сделать таки не удастся.
Ведь Босния и Герцеговина после кровопролитной гражданской войны в Югославии находится практически под внешним управлением, осуществляемым представителем Совбеза ООН, который вправе увольнять боснийских чиновников и издавать свои собственные указы. Ну и войска НАТО может пригласить. О чем и заявил Верховный представитель ООН в Боснии и Герцеговине Валентин Инцко. Дескать, Евросоюз готов к вводу войск в эту страну, если насилие в ней и дальше будет нарастать.
Есть в нынешних событиях и ярко выраженный конфликт поколений. Ведь все мировые катаклизмы, так или иначе, всегда синхронизированы с вступлением в жизнь и в политику нового поколения. Конфликт этот, как обычно, связан с иной оценкой прошлого и настоящего, не совпадающей с оценкой старшего поколения.
Мы можем сколько угодно жаловаться на низкий культурный уровень и недостаточную образованность нового поколения, но именно они будут формировать образ будущего. А образ будущего может возникнуть только из правильно понятого и описанного образа прошлого и настоящего. Больше появится ему неоткуда. Этот же конфликт поколений находит свое продолжение и в среде олигархов, расслоившихся уже на старых олигархов и младоолигархов. Потому, к слову сказать, мало надежд на то, что украинские олигархи сами справятся с инициированными ими же беспорядками.
Снова мы слышим слова о потерянном поколении. Хотя в данном случае дело обстоит намного серьезнее. Известно ведь, что человеческая личность не существует в природе, а является исключительно продуктом некой обязательной общественной технологии. До недавнего времени эта технология состояла из воспитания в семье и обучения в школе, институте и пр. Нет технологии воспитания и обучения – не будет и человеческой личности.
Однако навязываемая нам Западом агрессивная политика разрушения традиционной семьи и традиционного образования, уже принесла свои ядовитые плоды. Кто же подхватил в повседневной реальности технологию формирования личности у практически разрушенных общественных институтов? Известно кто – телевидение! Именно оно массово культивирует чувство насилия и стяжательства в еще неокрепших юных мозгах.
Культурный раскол перешел и в новое поколение. Молодежь промышленного Юго-востока вполне современна. Куда современнее, чем молодежь на преимущественно аграрном западе. Ибо промышленный Юго-восток, плохо это или хорошо, свой этап модернизации уже давно прошел. А вот западное (преимущественно сельское) молодое поколение, просто не представляет, что может быть какая-то иная ментальность, отличная от той в которой пребывают они сами. Иное сознание они считают просто несознательностью. «Нэсвидомистью».
Именно телевидение, как новая технология создания личности, культивирует ненависть в молодом поколении к собственной истории, пренебрежение к собственным предкам и к выдающимся их достижениям. Фантастические клиповые евротелекартинки, которыми наполнено инфантильное сознание нового поколения, воспитанного и образованного телевидением, весьма далеки от реальной европейской действительности. Но об этом они узнают только тогда, когда столкнутся с этой реальностью в жизни, а не на телеэкране. Как столкнулись они с этой действительностью в евроассоциированных странах «арабских весен». А вот теперь и в Боснии.
И, наконец, об украинской федерализации. Вообще-то выбор всегда состоит не между тем, что желательно, и тем, что нежелательно. Реальный выбор – это выбор между возможным и невозможным. Федерализация же нам нужна не потому, что она нам очень нравится, а потому нужна, что у нее очень плохая реальная альтернатива. Хуже некуда.
И последнее. Теоретически есть несколько вариантов завершения кризиса на Украине. Первый может состояться в рамках договоренностей между ЕС и Россией, если бы в Европе от политики надувания щек перешли к политике оценки реальных рисков. Тогда стало бы возможно построение единого политического пространства от Португалии до Курил. Второй вариант теоретически состоит в обретении Украиной политической субъектности в стремлении к новому образу мира. Третий (наиболее реальный) вариант состоит в рамках договоренности между Россией и США. Однако мировая история идет отнюдь не всегда по наиболее вероятному пути. Чаще по парадоксальному. Посмотрим.
Александр ЛЕОНТЬЕВ Источник: 2000.net.ua.
Рейтинг публикации:
|