Африканский поход Евросоюза
Главы МИД стран-членов ЕС на встрече в Брюсселе одобрили «концепцию управления кризисом» в Центральноафриканской Республике. Реально это означает участие Евросоюза в военной миссии на территории этой страны. Уже в ближайшие недели в ЦАР для поддержки действующего там французского контингента должны направиться военнослужащие из государств единой Европы
Впрочем, участие партнеров Франции по Евросоюзу в «африканском походе» не будет равноценным.
Выступая на пресс-конференции после встречи министров, глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон заявила, что теперь, после одобрения концепции, членам ЕС «предстоит поразмышлять» над тем, каким образом они намерены принимать участие в предстоящей операции. Баронесса не стала называть стран, но отметила, что уже есть желающие присоединиться к миссии ЕС. Теперь, по ее словам, начинается фаза планирования, в которой преобладают «военные приоритеты». Если с обтекаемых дипломатических формул перейти на язык реалий, то речь идет о подготовке и направлении в Африку многонационального воинского контингента из числа военнослужащих стран-членов ЕС. О его точной численности пока не сообщается. Но, по данным дипломатов, на которые ссылаются европейские СМИ, она составит от 700 до 1000 человек. Основной задачей контингента станет охрана аэродрома в столице ЦАР – Банги, чтобы обеспечить поставку в охваченную кровавой междоусобицей страну гуманитарной помощи для населения и беженцев.
На прошедшем в декабре минувшего года саммите ЕС президент Франции Франсуа Олланд призвал партнеров по Евросоюзу оказать поддержку военной операции его страны в Африке. Одной из первых, по данным уже упомянутых дипломатов, официально заявила о своей готовности участвовать в «африканском походе» Эстония, выделяющая для этого 55 военнослужащих. Согласие направить в сводный европейский контингент своих солдат высказали также Литва, Словения, Финляндия, Бельгия, Польша, Швеция и Греция. Греция, кстати, предоставляет свою территорию для размещения командного центра по управлению операциями в ЦАР. Члены Вышеградской группы – Польша, Чехия, Словакия и Венгрия — заявили о готовности сформировать собственный контингент.
«Тормозом» миссии, по выражению немецкой Tageszeitung, являются Германия и Италия, отказавшиеся послать в Африку своих военнослужащих. Правда, замечает издание, Олланд был счастлив уже тем, что Берлин вообще не наложил вето на африканскую миссию ЕС. Германия, впрочем, выделяет для ее участников 4 самолета – 2 транспортника, заправщик и летающий госпиталь.
Категорически против военных операций в ЦАР и в целом в Африке выступают немецкие «левые», считающие, что это лишь обостряет там внутренние конфликты. Они ратуют за увеличение гуманитарной помощи странам региона. Как бы то ни было, но решение Брюсселем принято, и в ближайшие дни ожидается получение мандата ООН. Заведующий отделом европейской безопасности Института Европы Дмитрий Данилов, впрочем, не склонен преувеличивать военные амбиции ЕС:
«Европейский союз продолжает достаточно активные действия в области африканского миротворчества. Но речь идет о том, что оперативного потенциала Евросоюза, несмотря на то, что декларируемые им цели в целом выполняются, недостаточно для того, чтобы действовать, что говорится, по всем фронтам. С другой стороны, ряд стран уже опасается, что дальнейшее развитие оперативного потенциала ЕС дошло до такой ступени, перешагивание через которую подразумевает дублирование или конкуренцию с НАТО».
Заместитель главы фракции ХДС/ХСС в германском бундестаге Андреас Шокенхофф (Andreas Schockenhoff) высказался, по сути, хотя и с оговоркой, за расширение сфер влияния ЕС на планете:
«Я выступаю за поиск ответа на вопрос, где нам, в принципе, нужна общая европейская политики безопасности и обороны. Ясно, что она не нужна нам ни в Азии, ни в других регионах мира. Но если мы говорим о совместных действиях, то нужно анализировать потенциальные угрозы. А для этого надо решить, какими средствами и в каких регионах нам следует эти угрозы отражать».
Что касается угроз для Европы и конкретно для Германии, то консервативный политик и не скрывает, что имеет в виду не только политическую, но и экономическую стабильность. А тут поле деятельности для чьих бы то ни было военных миссий весьма обширно. Другой вопрос, какое место займет там единая Европа, надев военный мундир.
Олег Севергин, «Голос Россия« Источник: geopolitics.ru.
Рейтинг публикации:
|