11-12 февраля в Тбилиси состоится выездное заседание Военного комитета НАТО в формате «28 + 1». Представители Комитета прибывают в республику для проверки выполнения Грузией Ежегодной национальной программы (Annual National Programme), действующей с декабря 2008 года. Как для Грузии, так и для её западных партнёров это мероприятие важно в связи с предполагаемым распространением на Грузию Плана действий по подготовке к членству (ПДЧ). Получить ПДЧ Тбилиси рассчитывает уже на ближайшем саммите Североатлантического альянса 4-5 сентября 2014 года…
Актуальность вовлечения Грузии в НАТО стала возрастать для Запада одновременно с развитием последних событий на Украине. Дестабилизация Украины придала лоббистам идеи вступления Грузии в Альянс дополнительную уверенность, но вместе с тем заставляет их спешить. Особую заинтересованность в скорейшем получении Грузией ПДЧ выказывают представители США… 42 американских конгрессмена обратились с письмом к государственному секретарю США Джону Керри, призывая поддержать усилия американской администрации по расширению НАТО на восток. "На саммите НАТО, - говорится в письме, - мы требуем поддержать Черногорию и Македонию в их стремлении вступить в Альянс, а также способствовать осуществлению Плана действий по членству (ПДЧ) в Альянс для Боснии и Герцеговины и предоставления ПДЧ Грузии".
Применительно к Грузии такая озабоченность американских политиков выглядит как стремление столкнуть Россию и ведущие страны Западной Европы на пространстве «Восточного партнёрства»…
7 марта 2013 года в парламенте Грузии две основные политические силы – блок «Грузинская мечта» и «Единое национальное движение» – единогласно одобрили резолюцию «Об основных направлениях внешней политики Грузии». Документ стал манифестацией преемственности между партией Саакашвили и блоком Иванишвили по вопросу об их общей приверженности евроатлантической интеграции. Интеграцию в евроатлантические структуры резолюция определила главным приоритетом внешней политики Грузии.
За прошедший год грузинское правительство несколько снизило уровень своих притязаний на скорейшее получение ПДЧ к предстоящему саммиту НАТО. Предполагают, что это было сделано по рекомендации европейцев и американцев, стремившихся одно время не осложнять и без того непростые отношения с Россией. Однако за событиями на Украине Вашингтон и Брюссель, кажется, забыли об осторожности в этом вопросе. В настоящее время Грузия становится для Вашингтона условным «дублёром» Украины в попытках столкнуть интересы России и Евросоюза на пространстве «Восточного партнёрства», создав здесь хроническую болевую точку в отношениях России и ЕС.
Выступая в Гори 8 августа 2013 года, в годовщину «пятидневной войны», бывший грузинский премьер Бидзина Иванишвили высказался в том смысле, что в деле улучшения отношений с Россией «существенную поддержку» Грузии окажут «США, страны ЕС и международные организации». И пояснил, что каждый шаг Грузии «должен быть рассчитан таким образом, чтобы нашим партнёрам проще было оказывать нам помощь». Данная помощь понимается, прежде всего, как прямое включение Грузии в сферу влияния Североатлантического альянса.
В августе 2013 года министр обороны Грузии Ираклий Аласания с семидневным рабочим визитом посетил США, после чего политическая поддержка новых грузинских властей Вашингтоном стала ещё заметнее. По всей видимости, именно США и явились инициатором проведения выездного заседания Военного комитета НАТО 11-12 февраля в Тбилиси. Надо сказать, европейцы отнеслись к настойчивым попыткам американцев «наслоить» сроки визита в Грузию на продолжающуюся внутриполитическую турбулентность в Украине довольно сдержанно, но изменить ничего не смогли.
Заинтересованность США в осложнении отношений России и ЕС диктуется не только общими соображениями геополитического характера. Все последние годы американцы безуспешно добиваются от своих европейских партнёров по НАТО повышения расходов на оборону до уровня не менее 2% ВВП. Рост военных бюджетов европейских союзников даст Соединённым Штатам возможность перераспределить своё военнополитическое присутствие в Старом Свете в пользу других стратегически важных районов мира.
Такая стратегия несёт в себе много неопределённости, но в Вашингтоне надеются, что США в данном случае ничего не потеряют. Риски нового обострения ситуации на Кавказе могут быть отнесены на европейский счёт, Америка же сохранит свои позиции ведущего партнёра Грузии в сфере её военного строительства. Диалог Грузия – США в рамках двусторонней Хартии стратегического партнёрства продолжится. Возможно, будет поставлено на практическую основу обсуждаемое с прошлого года подключение Грузии к Силам быстрого реагирования НАТО. Хотя присоединение Грузии к этому военному механизму Альянса планируется на 2015 год, не исключено, что заседание Военного комитета НАТО в Тбилиси придаст этому процессу ускорение.