На днях в бельгийской столице прошёл, пожалуй, самый короткий саммит «Россия-ЕС» за последнее время. Несколько предыдущих саммитов такого типа длились по два дня часто с весьма насыщенной «гастрономической» программой – общими обедами и ужинами. На сей раз решили уложиться в один день и вдобавок от какой-либо «гастрономии» отказаться. Какая именно сторона выступила с такой инициативой – тайна, но это отнюдь не главная тема для обсуждения прошедшего саммита. Меньше выделенного времени на его проведение позволило, скажем так, уплотнить повестку. Правда, здесь тоже нужно сразу же оговориться, так как никакой отдельной повестки и не было. Саммит прошёл во вполне импровизационном режиме и коснулся как взаимодействия России и ЕС в двустороннем формате и в рамках ВТО, так и ситуации на Украине.
Обсуждая экономические контакты Российской Федерации и Евросоюза, Владимир Путин заметил, что, несмотря на не самые благоприятные обстоятельства, продолжает рост товарооборота. По данным Минэкономразвития товарооборот между Россией и одной только Германией составляет около 100 млрд. долларов. Россия для Германии входит в семёрку главных партнёров по импорту продукции и занимает 11 место по экспорту. Ещё 5-6 лет назад позиции были 13-я и 17-я соответственно. Товарооборот между Россией и Нидерландами вырос до 82-83 миллиардов долларов по итогам 2013 года. Россия входит в число восьми наиболее крупных партнёров Нидерландов, опережая в этом отношении такие экономики как японскую, шведскую, норвежскую, испанскую.
Но, несмотря на всю кажущуюся благость российско-европейских отношений, проблем, связанных с этими самыми отношениями, выше крыши. Одна из проблем – особенности так называемого Третьего энергопакета ЕС, в котором особо прописаны две директивы: «Electricity Directive 2009/72/EC» и «Gas Directive 2009/73/EC». Эти директивы первоначально были связаны с запретом для добывающих и генерирующих компаний на владение контрольными пакетами акций компаний, занимающихся транспортировкой электричества и газа. Со временем в директивы были введены определённые поправки, однако ни директивы изначально, ни директивы после поправок российскую сторону не устраивают. Дело в том, что по Третьему энергетическому пакету Европа имеет право в конечном итоге уйти от контрактных схем поставок газа, перейдя на систему так называемых спотов. В «Газпроме» успели посчитать, что это ударит по компании и приведёт к «диктату условий» в плане формирования цен на газ со стороны европейских потребителей. Газпромовские опасения, как выяснилось, идентичны опасениям российских властей, а потому на брюссельском саммите Владимир Путин напомнил Баррозу и ван Ромпею, что разногласия по упомянутому Третьему энергопакету нужно преодолевать, как преодолевать разногласия между Россией и Евросоюзом и в рамках ВТО.
Напомним, что сегодня Европейский союз весьма откровенно «блюдёт» свой рынок с целью недопущения существенного увеличения на нём объёмов целого ряда российских товаров (от сельхозпродукции до продукции металлургических комбинатов). Мотивация в том, что Россия ещё «не окончательно перешла на стандарты ВТО». Мол, мы-то в Брюсселе, Париже, Берлине перешли давно, а потому защищаемся от «чужеродного». Однако в это же самое время ЕС активно требует от России фактически полностью открыть свои рынки для европейской продукции, снизив пошлины до минимально возможных значений.
Одно из таких требований, кстати, в ближайшее время уже активно заработает: Россия, поддавшись давлению ВТО, вынуждена будет убрать последние барьеры для ввоза генно-модифицированной и трансгенной продукции из той же Европы, и вдобавок вынуждена будет разрешить выращивать трансгенов на своей территории. Вместо картофеля обыкновенного на полях центральной полосы может появиться картофель, к примеру, с геном таракана. Для чего? Так чтобы колорадский жук не ел. Если такой картофель станет не по вкусу колорадскому жуку, то насколько подходящим он окажется для приёма в пищу человеком?.. К каким изменениям в организме человека могут привести трансгенные продукты, которые будут употребляться на постоянной основе, толком не может объяснить ни один учёный. Кто-то утверждает, что «таракано-картофель» и прочие плоды генной инженерии нового поколения совершенно безопасны для нас с вами, а кто-то говорит, что такая пища может переформатировать геном самого человека (второй вариант, кстати, подтверждается многочисленными исследованиями на лабораторных животных). В этой связи актуальной вполне может стать шутка в стиле: сегодня так и не смог почистить картошку – убежала из-под ножа и закопалась обратно в землю...
Понимая потенциальную опасность процесса (и экономическую, и, скажем так, медицинскую), многие российские регионы, воспользовавшись возможностью, приняли законы, которые сегодня называют термином «Свобода от ГМО». То есть, в таких регионах, как например, Белгородская область (плюс ещё 13 субъектов РФ), выращивание трансгенной продукции на полях будет категорически запрещено. А вот будет ли де факте запрещён ввоз? – Это уже отдельный вопрос.
В очередной раз Владимир Путин затронул вопрос о перспективах создания единого экономического (и, нужно особо отметить, гуманитарного) пространства на Евразийском континенте. Основой для работы в таком пространстве, по мнению российского президента, может стать введение зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и ЕС. Чтобы работа в этом направлении началась, российский президент предложил подумать о, цитата «сопряжении европейского и евразийского интеграционных процессов», заявив, что между такими процессами нет противоречий.
Нужно отметить, что это уже не первый саммит, где из уст Владимира Путина исходят слова о создании единого интеграционного пространства, цитата: «от Лиссабона до Тихого океана». Но слова российского президента явно не находят большой поддержки со стороны евросоюзных боссов. Оно и понятно. Сложно предположить, чтобы Баррозу, ван Ромпей или баронесса Эштон вдруг зааплодировали бы идее Путина «дружить семьями» - интегрироваться в формате «ЕС-ЕЭС». Той же Эштон такая «дружба» может только в кошмарном сне присниться, ибо современные «гуманитарные» интересы ЕС ни коим образом не сопрягаются с гуманитарными интересами в Таможенном союзе, на базе которого и формируется ЕЭС. Это можно проследить на примере, раздираемой сегодня Украины. Кстати, упомянутая госпожа Эштон (представитель ЕС по международным делам) сразу же после укороченного саммита «Россия-ЕС» навострила лыжи именно на Украину для «посредничества» в переговорах между властью и оппозицией. Узнав об этом, Путин заявил:
Чем больше посредников, тем больше проблем. Я не знаю, нужно ли Украине это посредничество?.. Я могу себе представить, как бы наши европейские партнеры отреагировали, если бы в разгар кризиса в Греции или на Кипре, на одном из антиевропейских митингов появился бы наш министр иностранных дел и начал бы там обращаться с какими-то призывами. Я думаю, что украинский народ в состоянии сам разобраться. Во всяком случае, Россия никогда не будет в это вмешиваться.
Но разве ж могла баронесса прислушаться к этим словам, если её служба сегодня и заключается в том, чтобы по возможности «пристроить» Украину, целиком или частями, в «демократический» серпентарий. Только вот кого Эштон и прочие подразумевают сегодня под украинской оппозицией? – тех, кто, понимая, что от них ничего не зависит, трусливо отказываются от «подарка» Януковича в виде предложения высоких постов, или же тех, у кого голова похожа на автомат-генератор нацистских лозунгов?..
В общем, саммит прошёл в режиме галопа – так скоро, что даже никаких итоговых документов не подписывали. Зато честно! – зачем подписывать то, что сегодня, похоже, уже никто не собирается соблюдать… Есть ли в таком случае польза от подобных саммитов? Видимо, есть – как тёмная материя в космическом пространстве – только её по определению нельзя увидеть… Польза, неподвластная сознанию среднестатистического человека…
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 424
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 20
Рейтинг поста: