О перспективах интеграции в Азии: Китай плюс АСЕАН и другие
В спорах о глобальном лидерстве Китай до сих пор не предъявлял каких-либо претензий и не хотел лишить Америку ее исключительности. Наоборот, Пекин все эти годы всячески демонстрировал свое миролюбие и отвращение к любым формам гегемонии. В Вашингтоне первое время с умилением относились к китайским декларациям и даже предлагали Пекину вместе править человечеством, т.е. G2. Пекин нашел это предложение теоретически любопытным, но практически предпочел развивать экономические отношения с развивающимися странами по всему миру, т.е. в Африке, Латинской Америке и, в первую очередь, в ЮВА.
Вся эта история напоминает эпическую восточную битву орла с мудрой обезьяной еще в те времена, когда медведь и орел склочничали между собой за право помогать бедным народам в освоении их природных ресурсов, а мудрая обезьяна сидела на холме и наблюдала за этими безобразиями. Затем медведь решил, что он заблуждался в главном и отправился медитировать на вершину холма, а обезьяна спустилась вниз. Она не стала бросаться на орла с кличем: «Умри, о буржуазный империалист!», но и красное знамя в утиль не сдала. Обезьяна предложила орлу дружить. Последний прикинул на компьютере все плюсы и минусы от этой сделки, решил, что, в случае чего, он сможет дать примату хорошую трепку и согласился.
Да, в Азии сейчас идет весьма перспективный интеграционный процесс – Китай плюс АСЕАН и другие. К примеру, с 2010 года вся торговля между странами АСЕАН-6 стала беспошлинной, а остальные члены лиги должны включиться в эту схему до 2015. Все это делается по образцу и подобию ЕС. Кроме того, в 2010 году вступило в силу Соглашение о Всеобъемлющем экономическом партнерстве АСЕАН – КНР. Таким образом, сформировалась крупнейшая в мире зона свободной торговли по численности населения входящих в нее стран и третья по размеру совокупного ВВП. В этот процесс втягиваются Южная Корея и Япония. В 2012 году лидеры стран ЮВА официально заявили на саммите в Пномпене о начале переговоров с целью подготовки Всеобъемлющего регионального экономического партнерства. Предполагается, что в будущую ассоциацию войдут Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Австралия, Индия, Китай, Новая Зеландия, Южная Корея и Япония. Как ожидается, подписание подобного договора приведет к созданию одного из крупнейших торговых соглашений в мире.
Возникает вполне резонный вопрос – какая страна из вышеперечисленных станет наиболее влиятельной в складывающемся объединении? В Вашингтоне ответ на этот вопрос, похоже, знают и состоит он в следующем – кто угодно, только не США. Администрация Обамы подозревает, что это будет Китай. В чем заключается вся пикантность ситуации? Заключается она в том, что создается крупнейшее в мире экономическое объединение, а парни из Белого дома и ФРС, привыкшие держать пальцы во всех кастрюлях, остаются, что называется, не у дел. Какая коллизия!
Администрация Обамы понимает, да, несомненно понимает, что ей необходимо что-то делать, а не читать книги по философии или заниматься какими-то глупыми домашними проблемами, когда в казино идет большая игра. Любой прожженный политикан знает, что если он не сумел возглавить какой-либо процесс, то ему необходимо создать альтернативный проект (пусть даже и фиктивный). Далее он должен провести закулисные переговоры с колеблющимися членами соперничающей ассоциации, раздавать обещания, нашептывать, провоцировать, стравливать и использовать другие приемы из арсенала ловкого во всех отношениях джентльмена. В этом деле также используются громогласные заверения в собственном процветании и исключительности, а для охаивания строптивых мобилизуются СМИ и Голливуд. Ведь в Вашингтоне, по сути, царят сугубо голливудские нравы.
Что делает Обама в ответ на «вызов» Китая? (В реальности никто никого никуда не вызывает, приходи и торгуй). Обама, во-первых, заявляет о строительстве альтернативного торгового проекта, который называется «Транстихоокеанское партнерство». Последний создается вашингтонской администрацией именно для торговли в зоне АТР (в реальности все это действо может оказаться полнейшим блефом). Зачем необходим этот «проект», если подобный уже существует, и в чем будет их отличие? Отличие затеваемого Обамой мероприятия от туземного азиатского состоит в том, что во главе крупнейшей торговой общности станет не какой-то там Пекин, а умудренный во всех отношениях Вашингтон вместе со всеми своими авианосцами, содержание которых стоит нынче дорого.
Короче говоря, пришло время орлу задать хорошую трепку всяким мудрым обезьянам и загнать их на вершину холма, где медитирует сильный медведь, чтобы они там все вместе и помедитировали на тему «кто в доме хозяин».
Во-вторых, Обама провозглашает проект «Трансатлантического партнерства», т.е. коалиции США и ЕС. Чем это новое партнерство будет отличаться от старого, определенно сказать сложно, но похоже, что Вашингтон собирается реально взнуздать своих европейских партнеров и навести в Европе порядок, дисциплину, а также обеспечить покрытие части американских расходов на оборону. Зря что ли столько лет Обама подслушивал и подглядывал за своими друзьями из Берлина и проч.
Есть два пути создания экономических конгломератов подобного масштаба, с учетом интересов всяких таких Брунеев и без их учета. По первому пути идут азиатские товарищи и московские. Как поведет себя Вашингтон? Для учета интересов всех сторон требуется много времени и усилий, но создаваемая постройка будет прочной. Сэкономить время может помочь старая добрая большая дубинка, но этот метод ныне может обойтись Америке слишком дорого. Обама выдвинул концепцию «умной силы». Т.е. бить Вашингтон, все-таки собирается, точечно, избирательно, тихо, но больно. Именно для обеспечения избирательности и тишины Белый дом тратит средства на глобальную слежку по всему миру. Что собственно и доказывает т.н. «дело Сноудена».
Вот вы, граждане, беззаботно болтаете по сотовому телефону, а дядя Сэм слышит всех. Ему на вас плевать, но если кто-то вдруг попадет в сферу его внимания, то добрый дядюшка распакует файлик и весь мир узнает о вас все и даже с видеоматериалами. Всякая мелочь его, конечно же, не интересует, но перспективным политикам, администраторам и бизнесменам следует учитывать данное обстоятельство.
А что же Москва, каковы ее интересы в надвигающейся битве богов и иных мифологических созданий?
Судя по самому факту наличия дела Сноудена, какие-то интересы у Кремля в новой Большой игре есть. Во-первых, Владимир Путин продолжает перевооружение российской армии. Он делает это не чрезвычайными методами, а старается не уронить жизненный уровень населения РФ. Во-вторых, президент РФ провозгласил Дальний Восток проектом века для России.
Наконец, в-третьих, Кремль желает торговать и с Европой и с Китаем. Почему бы и нет? Китай, под давлением США на его поставщиков энергоносителей, диверсифицирует их поставки с русской помощью. Вашингтон, как обычно, желает таскать каштаны из огня чужими руками, т.е. лелеет мысль о смертельной схватке медведя и обезьяны между собой и потому поощряет антикитайскую пропаганду в российских СМИ. Вот, вкратце и вся «большая» политика.
Константин Пензев, Новое восточное обозрение Источник: geopolitics.ru.
Рейтинг публикации:
|