На саммите ЕС – Россия во вторник, 28 января, в Брюсселе президенту Путину предстоит обсудить с руководством Евросоюза широкий спектр тем – от внешней политики до торговых связей. Сделать это они намерены всего за два с небольшим часа. Нынешняя встреча – одна из самых коротких в истории аналогичных саммитов.
Ее программа была сведена до минимума по взаимной договоренности, заверяют в Брюсселе. Сокращено и число переговорщиков. По словам дипломатов, более закрытый формат встречи позволит лидерам ЕС и России откровенно поговорить о наболевших вопросах. DW выбрала основные спорные моменты в отношениях Брюсселя и Москвы.
Влияние на постсоветском пространстве
Отказ президента Украины Януковича подписывать соглашение об ассоциации с ЕС спровоцировал волну протестов в стране
Одним из ключевых противоречий остается политика в отношении бывших советских республик. В ответ на звучащую со стороны Москвы критику инициативы ЕС “Восточное партнерство” многие европейские политики указывают на имперские амбиции Кремля, обвиняя его в попытках оказать давление на ближайших соседей.
Программа “Восточное партнерство” действует с 2009 года и предполагает поддержку демократических реформ в странах-участницах – Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Молдавии и на Украине, их постепенное экономическое сближение с ЕС, хотя и не подразумевает последующего членства.
Москва развивает собственный интеграционный проект – Таможенный, а впоследствии Евразийский союз. При этом российские власти неоднократно предупреждали соседние страны о том, что ассоциация с ЕС может негативно отразиться на их торговых связях с Москвой. В сентябре 2013 года президент Владимир Путин заявил, что Россия будет принимать ограничительные меры для защиты своего рынка, если после ассоциации с ЕС на него хлынут товары из стран СНГ, якобы выдавливаемые продукцией европейских конкурентов. От достигнутых ранее договоренностей с ЕС отказались Украина и Армения. Ереван уже заявил о намерении присоединиться к Таможенному союзу.
Визовые вопросы
Российская сторона возлагала большие надежды на очередной саммит, рассчитывая на нем подписать соглашение об облегчении визового режима со странами ЕС. Однако в преддверии встречи в Брюсселе выяснилось, что европейские партнеры потребовали дополнительных консультаций по уже, как уверяет Москва, готовому соглашению. В качестве одного из препятствий для облегчения визового режима Брюссель называл требование России предоставлять персональные данные авиапассажиров из Европы. Ожидается, что теперь документ может быть подписан на встрече лидеров России и ЕС в июне 2014 года.
Глава МИД РФ Сергей Лавров
Россия также рассчитывает в этом году начать переговоры по соглашению о полной отмене виз. Однако в Брюсселе четко дают понять, что безвизовый режим – это отдаленная перспектива. Как говорится в представленном в конце декабря докладе Еврокомиссии, для его установления России необходимо устранить ряд проблем, в том числе в сфере прав человека, контроля за миграцией и в борьбе с коррупцией.
Российский МИД неоднократно критиковал позицию ЕС по визовым вопросам. Глава ведомства Сергей Лавров полагает, что Брюссель намеренно затягивает работу, считая политически нецелесообразным облегчить визовые формальности с Россией раньше, чем со странами “Восточного партнерства”.
Новое базовое соглашение
Новое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией призвано заменить документ, вступивший в силу в 1997 году. Срок действия этого договора истек в 2007 году. По условиям соглашения, оно автоматически продлевается каждый год, пока ЕС и Россия не утвердили новый документ.
Переговоры по этому вопросу начались в 2008 году, однако еще далеки от завершения. Москва ожидает, что новый, 13 раунд переговоров состоится сразу после саммита 28 января. При этом Евросоюз хотел бы видеть частью нового договора дальнейшую либерализацию торговли. Торговые отношения сторон в ряде отраслей осложнились после вступления России в ВТО в августе 2012 года.
ЕС критиковал меры Москвы по защите внутреннего рынка: введение утилизационного сбора на автомобили, запрет импорта живых свиней и повышение ввозных пошлин на грузовики из ряда европейских стран. По данным независимой мониторинговой службы Global Trade Alert, обнародованным в декабре, в 2013 году Россия ввела больше протекционистских мер, чем любая другая страна.
Европейские авиакомпании требуют отмены транссибирских роялти
Транссибирские роялти
С советских времен иностранные компании платят “Аэрофлоту” сбор за право пролета над территорией Сибири. Согласно оценкам экспертов, эта сумма может составлять от 200 до 500 миллионов долларов в год.
Европейские авиакомпании требуют отмены платежей, которые представляют для них значительные расходы. Россия обещала отменить роялти с 1 января 2014 года, но изменила позицию после решения ЕС ввести плату за выброс парниковых газов самолетами, пролетающими над его территорией.
В четверг, 16 января, ЕС и Россия обсудили изменение системы оплаты, однако о результатах переговоров не сообщалось. В российском министерстве транспорта в понедельник утром, 27 января, не смогли оперативно прокомментировать, были ли сохранены платежи.
Предоставление данных авиапассажиров
Россия планировала с 1 июля 2013 года ввести новые правила, согласно которым европейские авиакомпании, осуществляющие перевозки по территории страны, должны предоставлять Москве персональные данные пассажиров. В ЕС заявили, что требование противоречит европейскому законодательству.
В итоге Москва согласилась отложить введение новых правил. Представитель Европейского Союза в России Вигаудас Ушацкас заявил в интервью DW, что в решении вопроса “прогресс есть”: требование Москвы по предоставлению данных должно быть прописано в двухстороннем договоре.
Источник