Россия в XXI веке: как укрепить статус великой державы?
Развитие нынешнего мирового порядка в полицентричном русле пожалуй можно считать одной из основных тенденций последнего времени. Условная «однополярность», существовавшая практически с начала распада Советского Союза до конца ХХ века и характеризовавшаяся доминированием Соединённых Штатов в системе международных отношений, канула в лету. Камня на камне не осталось и от эйфории по поводу «конца истории». Некоторые специалисты склонны полагать, что «гегемония» США была поставлена под вопрос, когда 11 сентября 2001 года мир стал свидетелем беспрецедентных в новейшей мировой истории террористических атак, которые во многом показали, что самая могущественная держава уязвима перед лицом новых угроз и вызовов. Определенное влияние на подрыв «гегемонистской стабильности» оказала и продолжающаяся глобальная финансово-экономическая рецессия, начальной стадией которой послужил ипотечный кризис в Соединённых Штатах. Не отрицая весомость данных аргументов, автору представляется, что эти и другие события в большей степени являются лишь следствием эрозии американской «гегемонии», тогда как глубинные причины снижения глобальной роли США и становления многополярной архитектуры международных отношений определяются возрастающим влиянием негосударственных акторов на глобальные процессы, а также тенденциозным возвышением новых центров силы мировой политики.
В последние годы существенный вклад в формирование полицентричного миропорядка вносит и Россия, современная роль которой характеризуется возвращением «в глобальную политику, экономику и финансы в качестве активного и полноценного «игрока», а также стремлением восполнить утраченные позиции РФ на международной арене. При этом, как следует из ключевых положений обновленной Концепции внешней политики Российской Федерации, «Россия всецело осознает свою особую ответственность за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне и нацелена на совместные действия со всеми заинтересованными государствами в целях решения общих задач».
Заслуживает внимания тот факт, что нынешний статус России как великой державы, наряду с ядерным арсеналом подкрепляется дипломатическими и иными усилиями, которые Москва в последнее время активно предпринимает для решения актуальных международных проблем, продвижения российских интересов на мировой арене. В то же время определение современной роли России в условиях нарождающейся многополярности диктует необходимость объективной оценки её влияния на происходящие в мире глобальные и региональные процессы. В этой связи, в данном эссе представляется целесообразным сосредоточиться на:
– факторах, обусловливающих усиление международных позиций России на современном этапе;
– угрозах и вызовах, сдерживающих усиление влияния России на мировой арене;
– рекомендациях, которые позволят России сохранить, а при благоприятном для неё развитии внутриполитической и международной обстановки укрепить статус великой державы в будущем.
Держава на подъёме
Усиление роли России на мировой арене с начала XXI века связано, прежде всего, с использованием российским руководством возможностей и потенциала страны – военно-политического, геостратегического, экономического и т.д. – в тандеме с выработкой ключевых направлений внутри- и внешнеполитического развития России. Немаловажное значение имеет наличие политической воли к укреплению позиций РФ в международной жизни, «восстановлению, что ее лидеры считают, законного места России среди крупнейших мировых держав».
Можно согласиться с тем, что наращиванию международного влияния и престижа России сегодня способствуют внешние факторы – ослабление геополитических конкурентов, прежде всего, ЕС и США (Запада в целом); подъем Азии, подстегнувший спрос на традиционные товары российского экспорта (сырье, энергоносители, металлы, водоёмкие товары), а также внутренние факторы – проведение Москвой жёсткой политики и мастерской дипломатии.
Представляется, что последнее помимо всего прочего позволяет выделить четыре основных достижения России на международной арене, условно разделяемых на «жесткие» и «мягкие» прорывы российского внешнеполитического курса. К первым (жёстким) можно отнести «принуждение к миру» в ходе военного конфликта на Кавказе в августе 2008 года, а также подписание в апреле 2010 года в Праге президентами России и США Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Следует подчеркнуть, военный конфликт на Кавказе в августе 2008 года показал, что Россия готова до конца отстаивать свои интересы, пресекать любые вооруженные провокации, в том числе путем применения «жесткой силы». Этот конфликт можно рассматривать и как «месседж» мировому сообществу (особенно Западу), что Россия остаётся ключевым игроком, способным «наводить порядок» вблизи своих границ.
В свою очередь, подписание Договора СНВ-3 позволило преодолеть международно-правовой вакуум, который возник сразу по истечении срока действия Договора СНВ-1 в 2009 году. Посредством подписания СНВ-3 Россия и США смогли продемонстрировать всему миру то, что сокращение и ограничение стратегических ядерных сил является одним из важных аспектов укрепления международной безопасности.
Среди «мягких» (дипломатических) достижений России на международной арене можно отметить присоединение РФ после 18 лет переговоров к Всемирной торговой организации (август 2012 г.). Российский бизнес, как отмечают специалисты, намерен по максимуму использовать возможности полноправного членства в «глобальном торговом клубе» на экспортных рынках, а также в части нетарифной защиты и поддержки внутреннего рынка.
Кульминацией дипломатических побед России последнего времени без преувеличения можно назвать предотвращение «силового» разрешения продолжающегося «сирийского кризиса», пресечение его превращения в масштабный конфликт во всем ближневосточном регионе. По признанию многих экспертов, в том числе западных обращение российского руководства к американским гражданам и политическим деятелям с призывом действовать в соответствии с принципами международного права, а также выход России с предложением о ликвидации сирийского химического оружия сыграло ключевую роль в нейтрализации попыток внешних сил осуществить военные акции в Сирии. Эти и другие достижения российской внешней политики и дипломатии позволили повысить роль РФ в международных делах, усилить её влияние в многополярном мире.
Раскрывая подводные камни
В то же время на фоне сохраняющейся «турбулентности» в международных отношениях Россия сталкивается с определенными угрозами и вызовами, которые в перспективе при отсутствии адекватного реагирования могут существенно подорвать международные позиции России. В данном контексте важным представляется рассмотреть текущие и потенциальные угрозы и вызовы в разрезе трёх основных и тесно взаимосвязанных уровней – глобального, регионального и внутристранового.
1. Дальнейшее восхождение Китая и как следствие нарастание конкуренции между США и КНР за влияние на международные процессы может привести к размытию многополярного миропорядка, формированию вместо него «новой биполярности», в которой главными игроками, определяющими глобальную повестку дня, будут Вашингтон и Пекин, что чревато вытеснением России на роль державы «второго плана» либо превращения РФ в «младшего партнёра» одной из т.н. «супердержав». Вероятность подобного развития ситуации может быть высокой, особенно в свете рассмотрения позиций РФ, КНР и США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который последовательно становится ключевой ареной глобальных процессов. Несмотря на недавние попытки России усилить свои позиции в АТР (визиты Президента России в Южную Корею, Вьетнам; встреча министров РФ и Японии в формате «2+2» и т.д.) влияние России в регионе по сравнению с китайским или американским остаётся весьма ограниченным.
2. На региональном уровне возможно усиление геополитической борьбы за расширение сферы влияния на постсоветском пространстве, при этом вызовы для России прослеживаются как на её западном, так и на южном «фронте». На примере последних событий в Украине продвигаемый Россией проект Таможенного союза сталкивается со стремлением ЕС расширить зону своего влияния в восточноевропейских странах бывшего Советского Союза, используя инструмент «Восточного партнёрства». Южный «фронт» (пока менее очевидный) определяется последовательной экспансией Китая в странах Центральной Азии. Наращивая сотрудничество с центральноазиатскими государствами на двусторонней основе, используя потенциал ШОС путем продавливания в рамках организации создание банка развития ШОС и формирование зоны свободной торговли, продвигая проект «экономического пояса Шелкового пути» Пекин стремиться усилить своё влияние в Центральной Азии, что в свою очередь может поставить под вопрос продвижение Таможенного (а в перспективе Евразийского) союза на центральноазиатском направлении.
3. Среди внутренних вызовов, способных негативно повлиять на международные позиции России можно отметить наметившееся замедление темпов роста российской экономики, сохраняющаяся зависимость экономики РФ от мировых цен на углеводороды. Как отмечают специалисты, кризис-2008 показал неэффективность складывавшейся в России экономической модели.
Ситуацию усугубляет сужение демографического потенциала РФ, что, по разным оценкам, чревато сокращением численности граждан трудоспособного возраста на 10-13 млн. человек до 2030 года, и старением населения страны в целом.
Что и как делать?
Нейтрализация указанных угроз и вызовов, способных ослабить международные позиции России, диктует необходимость принятия соответствующих мер, которые, как представляется, сводятся к следующему:
– необходимо наращивать присутствие России в динамично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе путём дипломатических и экономических инструментов. Пристегнуть Россию к возвышению АТР способно, в том числе развитие территорий Сибири и Дальнего Востока, что предполагает создание свободных экономических зон в этих регионах с целью привлечения иностранных инвестиций, современных технологий, квалифицированной рабочей силы. Ключевой составляющей также является разработка Россией стратегии, позволяющей маневрировать между Пекином и Вашингтоном в целях продвижения своих интересов, в том числе в АТР;
– России следует усилить работу по продвижению «привлекательного образа» Таможенного союза, используя инструменты публичной дипломатии («мягкой силы»), при этом важно демонстрировать, что создание интеграционного объединения это не попытка возродить СССР, а ставка на общее будущее с равными у всех участников объединения правами и возможностями для достижения общего прогресса. Безусловно, эта работа должна выражаться в практическом укреплении политических, экономических, гуманитарных связей между членами Таможенного союза;
– необходима новая модель экономического развития, способная обеспечить существенный экономический рост, что позволит РФ сохранить лидерские позиции в глобальной экономике. Решение демографических проблем лежит в плоскости продолжения стимулирования рождаемости, привлечения «умной миграции», при этом важно создавать высокооплачиваемые и высокотехнологичные рабочие места с целью сдерживания «утечки мозгов» из страны.
Подытоживая, следует отметить, что Россия продолжает играть важную роль в системе международных отношений, внося свой вклад в формирование полицентричного миропорядка. В то же время дальнейшее наращивание внутри- и внешнеполитического потенциала в тандеме с эффективным решением текущих и потенциальных угроз и вызовов позволит России не только сохранить, но и укрепить статус великой державы в XXI веке.
Голишников Олег, «Наследие«
Источник: geopolitics.ru.
Рейтинг публикации:
|