По мере того, как геополитическое значение Баренцева моря постепенно возрастает, вместе с ним будет расти и потенциал экономических разногласий между главными игроками региона, Норвегией и Россией. 20 января министры иностранных дел этих государств, Сергей Лавров и Бёрге Бренде, встретились в России и среди прочего обсудили сотрудничество в Баренцевом регионе. Ставки высоки, учитывая природные ресурсы региона и потенциальный рост морского судоходства, и, поскольку Россия пытается усилить свое влияние в регионе, напряженность будет усиливаться.
Регион Баренцева моря – север Норвегии, Швеции, Финляндии и северо-запад России. Хотя регион по размеру примерно равен Польше, Германии, Нидерландам, Бельгии, Франции и Испании вместе взятым, там проживает лишь порядка 5,2 миллиона человек. Большая часть населения и территории – российские, так же, как и крупнейшие города, где проживает большинство населения региона.
Регион Баренцева моря исторически был важной областью интеграции и конфронтации между Россией и Западом. Столетия назад он служил ареной трансграничного экономического развития: Западная Европа пыталась проникнуть в Азию через Баренцево море, а российские правители продвигали торговлю с целью усиления влияния. К примеру, город Архангельск на Белом море был основан Иваном Грозным, а затем при Петре Великом развился в торговый узел. Торговые связи ослабли в начале XX века, когда царистская Россия потерпела крах и была преобразована в Советский Союз. В ходе Второй мировой войны регион Баренцева моря был полем битвы между Германией и Россией (во время войны Германия оккупировала Норвегию), а во времена Холодной войны это был важный район конфронтации между СССР и Западом. Он и по сей день сохраняет военную значимость – здесь функционирует крупнейший и наиболее мощный российский флот, Северный флот.
По причине своего лидерства в нефтяном и газовом секторе Норвегия и Россия – самые важные игроки в регионе. В условиях истощающихся нефтяных и газовых запасов на юге страны защита норвежских интересов за Северным полярном кругом, равно как и отношения с Россией, имеют растущее значение для Осло. Страны Северной Европы и Россия относятся друг к другу с подозрением, но, будучи соседями, также видят выгоду в экономическом сотрудничестве. К примеру, Норвегия подчеркивает свое членство в НАТО и сильные оборонные связи с другими североевропейскими странами, но при этом сотрудничает с Россией в сфере энергетики. Россия, в свою очередь, извлекает выгоду из сотрудничества, получая доступ к норвежскому техническому опыту, в особенности в области глубоководного бурения. Одновременно Россия укрепляет свои интересы в регионе Баренцева моря и Арктике вообще, расширяя транспортную инфраструктуру и усиливая военное присутствие.
Перемещение людей
После распада Советского Союза трансграничные отношения на институциональном уровне, равно как и в смысле торговли и передвижения людей, улучшились.
Существует несколько площадок для межправительственного и регионального сотрудничества в регионе Баренцева моря: Арктический совет, «Северное измерение ЕС» и Северный совет. Однако наибольшее значение имеет созданный в 1993 году Совет Баренцева/Евроарктического региона, цель которого – усиление сотрудничества по социальным, инфраструктурным и экономическим вопросам (между Финляндией, Швецией, Норвегией и Россией, которые поочередно председательствуют в нем).
Трансграничные социальные обмены также усилились. В 2013 было зафиксировано рекордное количество пересечений границы между Норвегией и Россией, в первую очередь это результат регионального соглашения о безвизовом режиме, который был введен в середине 2012 года. По информации Barents Observer, число пересечений границы между Норвегией и Россией за последние четыре года выросло в три раза.
Транзит между Норвегией и Россией усиливается еще по причине растущего значения региона Баренцева моря и роста российского среднего класса. Однако, состязание между странами – и между различными городами, стремящимися стать региональными центрами основных экономических секторов, - будет также усиливаться, и контроль над транспортной инфраструктурой будет вызывать все больше споров.
Разработка месторождений нефти и природного газа
Из-за небольшого населения и удаленности от потребителя регион Баренцева моря не отличается высокой производительностью. Хотя лесная промышленность и рыбная ловля по-прежнему значительны, экономическая деятельность все больше сводится к добыче и транспортировке полезных ископаемых и углеводородов. У этих секторов есть потенциал роста (и общее экономическое процветание региона будет сильно зависеть от этого роста), однако темп их развития будет зависеть от колебаний мировых цен на сырье.
Европейские страны очень сильно зависят от импорта углеводородов, которые питают их экономику. Ресурсы в Северном море сокращаются, и потому доступ к обширным природным ресурсам дальше на севере приобретает все большее значение. По оценкам Геологической службы США 2008 года, 13% мировых неисследованных запасов нефти и 30% запасов газа располагаются за Северным полярным кругом. Считается, что значительная доля этих запасов приходится на регион Баренцева моря. Помимо нефти и газа, в регионе также есть залежи железной руды, алмазов, бокситов, никеля, золота и угля.
В регионе с переменным успехом ведется множество проектов добычи нефти и природного газа с участием крупных мировых энергетических компаний, объединяющих свои финансовые и технические ресурсы. В сочетании с бумом в разведке сланцевого газа (в особенности в США) технические и климатические трудности деятельности в Арктике ставят под сомнение экономическую выгодность этих проектов. Это, однако, не означает, что природные ресурсы региона Баренцева моря не приобретут большую значимость в долгосрочной перспективе.
Два лидера по разработке нефтяных и газовых месторождений в Баренцевом регионе – Норвегия и Россия. Пока они соревнуются за потребителя и поставки в Арктике, сотрудничество развивает сектор. Норвежская компания Statoil работала с российской газовой компанией «Газпром», а в 2012 согласовала усиление сотрудничества с «Роснефтью» с целью совместного разработки месторождения на норвежской и российской территории в регионе. В 2010 году Россия и Норвегия урегулировали 40-летний территориальный спор в Баренцевом море. С тех пор разведка нефтяных и газовых ресурсов, в особенности в пограничных районах, активизировалась. Кроме того, трансграничные месторождения будут разрабатываться совместно.
Транспортная инфраструктура
Добыча природных ресурсов в регионе Баренцева моря идет рука об руку с развитием транспортной инфраструктуры. Помимо жестких климатических условий, важное препятствие проектам добычи природных ресурсов – отдаленность от потребителя.
По причине небольшого количества населения транспортная инфраструктура региона Баренцева моря относительно скудна в сравнении с остальными частями Европы. Хотя и у Норвегии, Швеции, Финляндии и России есть транспортные связи ключевых южных частей стран с севером, трансграничные связи довольно слабы. Ряд трансграничных инфраструктурных проектов обсуждался, но конкретных решений принято не было. Проект по улучшению железной дороги между поселком Никель в России и городом Киркенес в Норвегии, равно как и проект по расширению участка финских железных дорог вглубь России или Норвегии, будут сильно зависеть от заинтересованности ресурсодобывающих компаний в финансовом участии в них, финансовой отдачи со стороны Норвегии и России и дальнейшего развития важнейшних портов региона.
Портовые города – основные транспортные узлы в регионе Баренцева моря, и их значимость будет расти. Ожидается, что по причине климатических изменений судоходство в Арктике вырастет, и хотя Северный морской путь не стал важным международным маршрутом морской перевозки, на некоторых участках его из-за текущих разроботок месторождений нефти и газа судопоток может вырасти.
Усиление интереса со стороны судоходных компаний также усилит соперничество между норвежскими и российскими портами. По тоннажу важнейшим портом региона является Мурманск. На втором месте – также российский порт, Архангельск. Однако в последние годы у российских портов были проблемы, и сейчас в результате колебаний спроса на перевозки сырья им грозит растущая конкуренция со стороны норвежских портов. По информации Barents Observer, в 2012 году северные порты Норвегии обработали порядка 41 миллиона тонн груза, а российские арктические порты – 37 миллионов тонн. В течение следующих нескольких лет Россия, скорее всего, улучшит порт в Мурманске (Роснефть планирует сделать его узлом для своих операций в Арктике), а ее суда и правила будут доминировать на Северном морском пути.
Норвегия достаточно хорошо подготовлена к тому, чтобы столкнуться с давлением со стороны России. В отличие от других европейских стран, Норвегия нелегко поддается давлению со стороны России, потому что независима в энергетическом смысле и аккумулирует капитал в своем суверенном фонде, который обеспечивает защиту от экономического давления. Добавьте к этому членство в НАТО, более крепкие оборонные связи с другими странами Северной Европы и технический опыт, к которому Россия надеется приобщиться, и можно с уверенностью утверждать, что Осло сможет договариваться с Москвой на равных, невзирая на небольшое количество своего населения в этом регионе.
Источник: inosmi.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
10 января 2014 года в Архангельске в Музее изобразительных искусств состоялось торжественное открытие выставки "Край земли. Европейская картография XV-XVII веков". На выставке представлены старинные европейские карты XV-XVII веков из частной коллекции норвежского мецената и коллекционера Эрлинга Валсё, в той или иной мере затрагивающие арктическую тематику. В экспозиции, в частности, представлена карта, начертанная по результатам трех арктических экспедиций, предпринятых в 1594-1597 годах в поисках "Северо-восточного прохода" в Азию - нынешнего Северного морского пути голландским мореплавателем Виллемом Баренцом (1550-1597). На выставке представлены и европейские книжные издания, описывающие северные и арктические территории. Всего экспозиция норвежской выставки "Край земли" содержит 97 экспонатов.[spoiler][spoiler]
Формально выставка в Архангельске приурочена к 20-летнему юбилею норвежского Баренцева региона. Означенный выставочный проект смог состояться в Архангельске, поскольку был профинансирован норвежским Баренцевым секретариатом, штаб-квартира которого располагается в норвежском городе Киркенес.
Торжественное открытие выставки "Край земли" провел директор Баренцева информационного центра в Архангельске норвежский агент влияния Андрей Шалёв. На открытии выставки присутствовали и выступили с приветственным словом губернатор Архангельской области Игорь Орлов и министр культуры Архангельской области Лев Востряков. "Здесь в исторической ретроспективе мы наблюдаем эволюцию открытий, которая продолжалась в течение длительного периода времени. И мы даже видим, как менялся мир в понимании наших предков. Это удивительно, и это сродни искусству", - отметил в своем выступлении на открытии выставки архангельский губернатор Орлов, назвав совсем некстати "нашими предками" представителей Европы.
Итак, можно в очередной раз констатировать: норвежский полярный экспансионизм отличается терпением, упорством и изощренностью. Норвежцы продолжают свое культурное наступление в российском приарктическом регионе в рамках сформулированной ими в 2008 году стратегии, получившей название "Асимметричное соседство". Если раньше в центре культурного дискурса стояла идея общей северной идентичности, то теперь норвежцы стали стремиться к поиску асимметрии и выделению особого статуса Норвегии в полярных широтах, как европейской цивилизованной страны. Несмотря на дружественную риторику, сопровождающую норвежскую культурную политику в российском секторе Баренцева региона, есть серьезные основания утверждать, что Россия воспринимается в Норвегии, как в ее правящих кругах, так и в массовом сознании в качестве одного из главных "антиподов" Европы и Норвегии, в частности, в приарктическом регионе, как место, где для европейца все было отличным, иным, если не сказать - чуждым и "варварским". Подобный контраст на асимметрии помогал и помогает норвежцам укреплять свой собственный образ и самооценку как строителей цивилизации в Арктике и легитимировать экспансию, целью которой с ХIХ века являлись и являются сейчас ресурсы Русской Арктики.
Зачем Баренц-секретариат профинансировал означенное культурное мероприятие? Идеологическое воздействие выставки "Край земли. Европейская картография XV-XVII веков" связано, в первую очередь, с формой подачи материала. Использование зрительных образов, представленных в виде высокохудожественно выполненных географических карт, имеет огромное идеологическое воздействие на сознание именно в области геополитики. Об использовании карт для влияния на общественное сознание хорошо известно в современной социологии (2). Карта - иной альтернативный от знакового (цифра, буква) иконический (визуально образный) способ подачи информации. Карта как способ "свертывания" и соединения разнородной информации обладает бльшей эффективностью воздействия на сознание, чем текст. Особо отметим то обстоятельство, что карта - это продукт, в том числе, художественного творчества, который зритель дополняет собственным знанием и чувствами. В подобной ситуации карта, мобилизуя пласты неявного знания, воздействует на подсознание человека, зачастую мобилизуя иррациональные установки и предрассудки. Здесь лишь надо умело подтолкнуть человека на нужный путь работы мысли и чувства. Возможности создания в воображении человека нужного идеологам образа у карты огромны. Ведь карта не является отражением видимой реальности. Это всего лишь визуальное выражение представления о реальности, переработанное в соответствии с той или иной теорией или идеологией. Одновременно карта воспринимается и продуктом науки, чем укрепляет свой авторитет у зрителя.
В этой связи, какое идеологическое значение имеет норвежская выставка "Край земли"? Демонстрируя лучшие образцы европейской картографии XV-XVII веков, норвежцы продвигают идею об европейском (а значит и норвежском) цивилизационном и культурном приоритете в Арктике. Досадно, что открывавший норвежскую выставку архангельский губернатор Игорь Орлов не понял норвежских смыслов и никак не отреагировал соответствующим образом на очередной норвежский культурный продукт "асимметричного соседства", продемонстрировав тем самым в очередной раз "баренцам", что российским государственным мужам в регионе не достает государственного смысла.
Что остается делать в возникшей ситуации русским? Предъявлять на аналогичных выставках собственную арктическую картографию от Семена Ремезова 1701 года или в виде карты Сибири 1667 года Петра Годунова? Нет. Совсем не нужно на вызов норвежского "асимметричного соседства" отвечать симметрично, - полагаем мы. Гораздо важнее подготовить общедоступные качественные и дешевые отечественные издания этих выдающихся образцов русской картографии наших "краев" и собственных "пределов" арктической земли и Сибири. Важней другое: ответить собственным вызовом в современной идеологической картографии, работающей на интересы русских, России и ее народов. Однако здесь мы фиксируем наличие существенной проблемы и именно в Архангельске - там, где норвежцы и проводят свою картографическую выставку. Размещенный в Архангельске Северный Арктический федеральный университет слаб и бессилен именно по означенном направлению.
Сейчас можно констатировать, что ни в Институте социально-гуманитарных и политических наук (ИСГиПН) САФУ, ни в аффилированном в его состав НОЦ "Международные отношения и арктическая политика России", ни в Арктическом центре стратегических исследований САФУ при всем желании не смогут приготовить даже простенький атлас исторической географии арктического региона, который содержательно идеологически смог бы отстаивать российские интересы в Арктике. Подтверждением этому является издаваемая в Архангельске с 2001 года сначала в Поморском университете, а теперь в САФУ т. н. "Поморская энциклопедия". Редактор вышедшего в 2001 году первого тома этого издания профессор Владимир Булатов прибег к научному мошенничеству при включении в энциклопедию исторического картографического материала. Издателями был отсканирован материал из одного изданного в начале 1970-х годов атласа для служебного пользования. Скопированные карты были помещены в приложении на цветной вкладке в 1-ом томе Поморской энциклопедии, как оригинальный материал без указания настоящего источника и подлинных его авторов. Означенное издание является характерным примером уровня научной компетенции в конкретной области "поморской профессуры" в Архангельске.
(1) О культурной политике "асимметричного соседства" Норвегии см: Семушин Д. Полярный экспансионизм Норвегии: инициаторы и лоббисты // http://www.regnum.ru/news/1647803.html#ixzz2iRavUmn8
Семушин Д. "Нет Севера, а есть Севера" и "Нансеновская экспедиция" в САФУ // http://www.regnum.ru/news/1693770.html#ixzz2iRaUlNKn
Семушин Д. Пароход "мягкой силы" Норвегии под флагом Нансена продолжает бороздить воды САФУ // http://www.regnum.ru/news/polit/1699362.html#ixzz2iRdLd5OA
(2) См. § 2. Язык образов в кн.: Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием.
Дмитрий Семушин (Санкт-Петербург)
: http://www.regnum.ru/news/polit/175[/spoiler]
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 200
Рейтинг поста: