Автор: Маджид Махмуд, научный сотрудник и специалист по вопросам обороны Центра Международных Стратегических Исследований (CISS) в Исламабаде.
2013 год завершился саммитом генеральных директоров управлений военными операциями (DGMO) Пакистана и Индии, на котором рассматривалась по-прежнему неустойчивая ситуация на спорной границе.
Несмотря на преимущественный принцип двусторонних отношений на встречах между группами в течение 14 лет, текущая траектория отношений Пакистана и Индии едва ли может быть изолирована от существующего геополитического пейзажа Южной Азии. Развивающаяся геостратегическая архитектура в Южной Азии связана с политикой США разворота к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Поэтому стоит немного шире смотреть на вещи и вспомнить американские цели в регионе прежде, чем рассматривать лишь события на "Линии контроля" между странами, чтобы получить более широкое понимание связей между этими двумя сферами.
Для учета изменившихся реалий после холодной войны Соединенные Штаты начали разрабатывать свой новый подход к Южной Азии во времена второй администрации Билла Клинтона во второй половине 1990-х годов. Целей у этого подхода были три, и все они остаются актуальными сегодня. Первая — предотвратить появление великой державы в Евразии, что трансформировалось в итоге в сдерживание Китая и России; вторая — установить контроль над источниками и маршрутами энергоресурсов через южноазиатские сухопутные коридоры от Средней Азии до Индийского океана; и третья цель — подавить силы политического Ислама.
После 13 лет военных действий в Ираке и Афганистане США стремятся выпутаться из конфликтов в исламском мире и сосредоточиться на других появляющихся центрах силы.
Кроме того, смещение экономических и производственных центров с Запада на Восток также означает, что Китай и прилегающий к нему географически Азиатско-Тихоокеанский регион становятся местом ответных стратегических маневров США. Последние включают в себя и усиление американцами своих региональных союзов и наращивание многостороннего экономического сотрудничества. Таким образом, в Азиатско-Тихоокеанской стратегии США Южная Азия предстает как ключевая ось с Индией в качестве опоры в двусторонних отношениях с Китаем.
В рамках этого полного геополитического контекста политика США в Южной Азии должна установить новый стратегический и экономический порядок, закрепленный вокруг политического и экономического влияния Индии в регионе, при этом США будут надзирать за индийским правлением в регионе посредством своего ограниченного присутствия в Афганистане после 2014 года.
Тенденция знакома, то же самое можно видеть на Ближнем Востоке, где региональным державам, таким как Иран и Турция наряду с другими традиционными союзниками, делегируются обязанность управлять Ираком, Сирией и Арабской весной в пределах параметров американских интересов.
Несмотря на проблемы индийского внутреполитического устройства, стабилизация исторически враждебных и сложных отношений между Индией и Пакистаном представляет реальный барьер для достижения американских целей в Южной Азии. Замена традиционной парадигмы ведения полномасштабной войны в пакистанских вооруженных силах на более ориентированную на контр-террористические действия доктрину, таким образом, представляет важную составляющую усилий США.
Текущая тенденция политики Пакистана в отношении Индии — нормализация отношений и в стратегических и в экономических сферах. Визиты пакистанских чиновников на высшем уровне в Индию и сам DGMO-саммит надо рассматривать в рамках американской стратегической структуры для Южной Азии. Пограничный конфликт на "Линии контроля", который начинал набирать обороты в январе 2013 года, угрожал и публичным и тайным усилиям США стабилизировать индо-пакистанские отношения на условиях Индии.
Все же результат текущего пакистанского стратегического подхода к отношениям с Индией будет для Исламабада отрицательным, поскольку позволит Индии доминировать в регионе. Кроме того, на региональном уровне еще одним следствием станет дуга сдерживания с центром в Индии, простирающаяся в будущем с Юго-Востока до Средней Азии. Вместе с присутствием Соединенных Штатов в Афганистане эта дуга усложнит перспективы энергетической безопасности Китая.
Обратите внимание, например, на новую информацию, которая объявилась во время переговоров DGMO: Индия развернула на "Линии контроля" 5 дополнительных бригад. И уже было известно, что Индия начала возведение множества военных наблюдательных постов наряду с честолюбивым проектом создать "Берлинскую стену" на "Линии контроля" — события, которые явно нарушают соглашение о перемирии.
Эти усовершенствования помогут Индии в подготовке специального ориентированного на Кашмир контингента для быстрых набегов на пакистанские военные посты с быстрым отступлением в тыл, улучшая ее способность проводить разведку позиций пакистанской армии на "Линии контроля", а также превращая эту цепь своих постов в международную границу.
Это одно критическое следсвие из многих других нежелательных последствий текущей индийской политики Пакистана, которая имеет свои корни в более крупной американской ключевой стратегии разворота к Азии.
Пакистан должен решать индийский вопрос, для начала идентифицировав свою собственную роль в более крупной евразийской геополитической и геостратегической архитектуре. Если он стремится создать новый баланс в Евразии, то в Южной Азии существует много возможностей. Иначе, с благословения Вашингтона Южной Азии угрожает гегемония Индии.
Перевод специально для сайта "Война и Мир"
|