Палестинский ребус в Праге
1 января 2014 года произошел взрыв в пражской резиденции посла Палестины в Чехии. В результате инцидента Чрезвычайный и Полномочный посол Государства Палестина в Чешской Республике Джамаль Мухаммад Джамаль получил тяжелейшие ранения и в тот же день скончался в военном госпитале Праги. Его супруга была доставлена в больницу в состоянии травматического шока, но серьезных проблем здоровью женщины взрывной инцидент не нанес. Пражский взрыв нанес огромный имиджевый ущерб международному авторитету Палестины, фактически поставив под сомнение саму идею государственности ПНА. Эффект от прискорбных происшествий может измеряться не только в тротиловом эквиваленте. Общественное мнение корректируется единичным взрывом не хуже, чем управляемое обрушение обветшалого строения. Если точно рассчитать заряд, грамотно его заложить и вовремя активировать запал.
За время проводимого расследования официальные чины чешской полиции сделали несколько примечательных заявлений. Во-первых, ими была начисто исключена террористическая или криминальная версия гибели посла. Уже через несколько часов после фатального происшествия, еще до завершения любых экспертиз. Действительно, г-н Джамаль был убит взорвавшимся сейфом, который он попытался открыть. В стальное изделие была встроена взрывчатка, уничтожившая сейф и условно-незадачливого дипломата. Пусть так, но почему это исключает криминально-диверсионную природу взрыва? Какие имеются основания называть сработавший заряд «системой безопасности сейфа»?
Все известные системы активной защиты сейфов не ставят своей целью убить или покалечить взломщика. И не из соображений абстрактного гуманизма, а из прагматичного желания сохранить в целостности других сотрудников и сберечь офисное имущество. В идеале – оставить информацию о нежелательном визитере для его выявления, ареста или вербовки. Задача сейфовых систем с встроенным огневым сюрпризом состоит в быстром и гарантированном уничтожении ценного содержимого. Для чего совершено не нужно фаршировать стальную коробку килограммами пластида – достаточно малого количества самовоспламеняющейся жидкости для бумажных документов и/или нескольких миниатюрных пиропатронов для более стойких изделий. Да и вряд ли можно назвать взломщиком посла, открывающего свой сейф в собственной резиденции, в присутствии своей жены и близком соседстве со своим сыном. Манипуляции с сейфом явно не представлялись палестинскому дипломату опасными, даже потенциально. Иначе он как минимум отослал бы жену с сыном на безопасное расстояние. Или (с учетом восточной ментальности) вообще приказал бы открыть загадочный Сим-сим кому-либо из подчиненных.
Во-вторых, уже на следующий день (2 января) распространилась информация об огнестрельном оружии, найденном в посольском особняке. Сначала горячая весть о тайных стволах в палестинской дипмиссии передавалась на условиях конфиденциальности, потом ее официально подтвердила пресс-секретарь пражской полиции. Ни количество оружия, ни его тип сначала названы не были. Зато сразу же было сказано, что регистрацию в соответствующих органах власти «посольский арсенал» не проходил. То есть на территории дипломатической миссии находился склад нелегального оружия, в том числе автоматического. Меньший резонанс получила информация о найденном в особняке «веществе непонятной природы…возможно, именно оно послужило причиной взрыва». Если для вердикта о некриминальной природе самого взрыва чешским экспертам потребовалось несколько часов, то неизвестное вещество на причастность к взрывчатке анализируют уже неделю – и пока нет даже предварительного диагноза о его назначении.
Зато получила продолжение история с найденным и незарегистрированным вооружением. 5 января уже глава полиции всей Чешской Республики озабоченно заявил, что «…в резиденции погибшего посла…действительно обнаружено оружие…в том числе и огнестрельное…в количестве 12 единиц…». То есть это могли быть и ножи, и кастеты, и кинжалы, и нунчаки с метательными звездочками для восточных единоборств – но все мировые СМИ пишут о 12 единицах автоматического огнестрельного оружия на посольской территории, как о подтвержденном полицией факте. Целый арсенал для мощной террористической группы, еще и непонятное вещество рядом нашлось – не иначе для закладки фугасов было предназначено…
Реакция палестинской стороны на вопиющий по трагизму инцидент, на насильственную смерть посла в спокойной европейской стране тоже отличалась странной непоследовательностью. Сначала с большим опозданием было выдано разрешение следственным органам чешской республики заниматься прискорбным происшествием от 1 января. Хотя означенные органы занимались им с первых же часов после взрыва и без всякого дипломатического политеса. 2 января в Прагу была отправлена группа палестинских экспертов на помощь чешским коллегам – вот уже пятый день нет ни одного упоминания о деятельности этой делегации. Заявления официальных лиц ПНА в первые дни января противоречили друг другу, как восточные торговки в базарный день.
Злополучный сейф объявили «осколком минувшей эпохи», который не открывался 20-25 лет. И все это время тихонечко простоял в уголке, словно дело происходило на заброшенном заводе или в умирающей деревне. Еще в конце 80-ых годов прошлого века в Праге действительно открылось представительство ООП, со временем преобразованное в палестинское посольство. Но двадцатилетнее забывчивое хранение дипломатического сейфа представляется совершенно невероятным. Что и было опровергнуто уже 3 января – как заявили в ПНА, своим сейфом Мухаммад Джамаль пользовался ежедневно, но в первый день 2014 года он внезапно взорвался. Стало быть, никакой системы самоподрыва в бронированном хранилище не было? Отчего же погиб посол?
Столь же неуклюжей была попытка комментариев о найденном в посольстве оружии. Власти Палестины предположили, что оно подарено посольству…еще правительством единой и социалистической Чехословакии. Оттого, мол, его и не зарегистрировали – подарок, знак внимания, презент на день рожденья. Пусть так, но огнестрельное оружие необходимо содержать в порядке. Это же не сундук с сокровищами, чья ценность только возрастает со временем. Огнестрельное оружие необходимо регулярно разбирать, чистить и смазывать. Если его забыть в подсобке на 20 лет, то оно не рассыплется в трухлявую ржавчину при обнаружении – но наверняка утратит свои убойные функции. То есть станет непригодным для использования по огнестрельному назначению. Комментариев от чешской полиции по поводу технического состояния найденного оружия пока не поступало – что только добавляет неопределенности фатальному инциденту. Установить пригодность ствола к стрельбе можно за несколько часов.
Если хладнокровно рассмотреть пражский ребус с взрывным началом, то его механика довольно проста, да и последствия очевидны. Джамаль Мухаммад Джамаль был новым человеком на должности посла. Он вручил верительные грамоты чешскому президенту в конце октября 2013 года и только осваивался на новой должности. Злополучный сейф был доставлен на новое место дислокации накануне взрыва, вот вам и новогодний подарочек. Местом гибели посла стал новый комплекс посольских зданий (в который входит и резиденция главного дипломата) в пражском районе Суходол. Эти здания пока даже не имеют статуса дипломатической неприкосновенности, в них массово перевозится имущество из помещений бывшего посольства. Большой переезд = большому бардаку не только на бытовом уровне. При масштабном переезде можно не только потерять старые вещи, но и внезапно обнаружить новые. С воронеными стволами и рубчатыми рукоятками, например.
Чехия – одна из немногих стран Евросоюза, признавшая Палестину как государство. Подавляющее большинство других стран ЕС, равно как Канада, США, Мексика, Австралия, Новая Зеландия и т.д., не считают палестинское государство оформившимся для суверенитета в должной степени. Точка зрения на преждевременность признания палестинской государственности, на большие сомнения в адекватности палестинских дипломатов и вообще в миролюбии палестинцев получила мощный аргумент в свою поддержку. Убийственный, если хотите. Полное уничтожение ковровыми бомбардировками Рамаллы или Наблуса не нанесло бы палестинской государственности такого вреда, как смертельный хлопок бронированного сейфа в полутора тысячах километров от Палестины. Кому захочется иметь дело с взрывающимися послами, консулами и атташе с пистолетами/автоматами под дипломатической полой? Чешский МИД уже «выразил полное понимание» протестам жителей района Суходол, желающими переноса опасного посольства куда-нибудь подальше. А «подальше» бывают разные, вплоть до государственных границ. Чехии, Евросоюза, и так далее.
Единственный взрыв на тихой чешской улице отбросил международное признание Палестины к рубежу двадцатилетней давности – к началу 90-ых годов прошлого века, когда было заключено соглашение о создании ПНА в Осло. Возможно, к этому привела ювелирная по точности операция спецслужб. Возможно, причиной стала дремучая некомпетентность посольских работников, переходящая в бравый идиотизм имени солдата Швейка. Возможно, имело место сочетание этих факторов. Плачевный для Палестины результат объективен вне зависимости от причин возникновения пражского ребуса. Решение-то у головоломки одно.
Весомая выгода пражского взрыва сфокусирована на единственной стране, как лазерное пятно целеуказателя в опытных снайперских руках. Эта небольшая, но гордая ближневосточная страна как раз свернула очередной мирный диалог с соседями и продолжила заселять их земли своими поселениями. А соседи-то недовольны как! Землю оккупированную требуют, равноправного диалога, международного признания…террористы, что с них взять.
Даша Гасанова, grtribune.ru
Рейтинг публикации:
|