В начале сентября прошлого года президент Армении Серж Саргсян объявил о том, что Армения готова встать на путь присоединения к Таможенному союзу. 6 ноября были подписаны соглашения об углублении взаимодействия с ЕЭК (Евразийской экономической комиссией). В декабре на заседании Высшего Евразийского экономического совета армянская делегация поставила свои подписи под документами, которые открывают двери для вступления Армении в Таможенный и Евразийский экономический союзы.
Интеграционный курс в Таможенный союз для Армении уже приносит первые плоды. В конце года российский газовый супергигант «Газпром» подписал с ЗАО «АрмРосгазпром» контракт на поставку российского «голубого» топлива в Армению, рассчитанный до 2018 года. Уточним: 80% акций ЗАО «АрмРосгазпром» принадлежит непосредственно «Газпрому», а 20% - правительству Республики Армения.
Общий объём поставок должен составить 12,5 млрд. кубометров. При этом контракт позволяет Армении сэкономить около 1 миллиарда долларов в течение пяти ближайший лет, так как ценовая политика после подписания указанных выше соглашения для Армении изменилась. Если до наступления 2014 года цена на газ для этого кавказского государства составляла около 270 долларов за тысячку кубов, то по новым соглашениям цена снижается до 189 долларов за тот же объём. Для примера: Белоруссия с начала года получает российский газ по цене в 175 долларов. Другими словами, цена на газ для армянских потребителей (а точнее – для компании «АрмРосгазпром» - то есть цена «на входе») немногим отличается от цены внутри Таможенного союза. Надбавка в 14 долларов за 1000 кубометров газа появляется из расчёта транспортировки (до Белоруссии газ довести несколько проще, нежели до Армении).
Однако по каким-то причинам армянскому руководству и такая цена на российский газ показалась высокой. Буквально в самом начале наступившего года Армения решила провести переговоры (кстати, очередные) о возможных поставках газа из Ирана. При этом основной акцент в таких переговорах, по заявлениям министра энергетики и природных ресурсов Армена Мовсисяна, будет делаться на возможных поставках иранского газа в республику по цене ниже 189 долларов за тысячу кубометров (то есть по цене, которая ниже российской).
Сам этот ход с одной стороны выглядит вполне оправданным: ищут там, где дешевле. Но с другой стороны готовящиеся переговоры всё же имеют определённый налёт сомнительности. Ведь если допустить, что Еревану и Тегерану удастся договориться (это, как говорится, ради бога – будем только рады удачливости армянских властей), то что делать с уже заключённым контрактом о поставках газа до 2018 года с «Газпромом». Ведь у потребителей появится свой соблазн перезаключить соглашения, чтобы получить ещё более ощутимую экономию.
Однако министр Мовсисян утверждает, что такие переговоры не противоречат договорённостям с Россией, и что «Газпром» якобы дал добро на ведение переговорного процесса с другими поставщиками.
В этой связи возникает вопрос: с чего бы это «Газпром», привыкший чувствовать себя хозяином на огромном рынке, позволяет Еревану сразу же после заключения контракта искать новые варианты? На самом деле ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Армения и Иран далеко не впервые вступают в переговоры по поводу поставок иранского «голубого» топлива. И всякий раз эти переговоры для официального Еревана заканчивались, мягко говоря, неконструктивно. В ходе относительно недавно прошедших переговоров армянской и иранской сторон Тегеран заявил о том, что при нынешней конъюнктуре на газовом рынке и при наличествующей инфраструктурной конфигурации готов обсуждать с официальным Ереваном заключение контракта лишь в том случае, если отправная точка цены на газ будет соответствовать 400 долларам. Более низкая цена Иран не устраивает категорически. Устраивает ли цена в 400 долларов за тысячу кубометров армянскую сторону? – странный вопрос, если учитывать, что для официального Еревана и цена в 189 долларов выглядит высокой.
Именно по этой причине «Газпром» и «расщедрился» на то, чтобы позволить Мовсисяну искать новые пути поставок газа в Армению. Очевидно, руководство «Газпрома» прекрасно понимает, что продавать газ Армении по цене ниже 189 долларов за 1000 кубометров ни одна страна (ни одна компания) не собирается, а потому и «от щедрот своих», скажем так, «высочайшим образом дозволяет» Армении искать новых (более «дешёвых») поставщиков.
Однако армянская сторона не теряет надежды уговорить иранских поставщиков пойти на снижение цены на газ. Сложно представить, какие бонусы за более чем двукратное снижение (к примеру, $170 вместо $400) цены на газ может пообещать Ирану армянское руководство. Одним из таких бонусов могло бы быть приоритетное право на строительство и эксплуатацию железной дороги Армения-Иран, разговоры об экономической эффективности которой идут уже несколько лет. Но и в этом случае Армении сегодня вряд ли что-то удастся предложить Ирану, учитывая тот факт, что главным эксплуатантом будущей железнодорожной магистрали названа компания ЮКЖД (ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога») – дочерняя структура российской ОАО «РЖД». Предварительная оценка стоимости строительства железной дороги составляет около $3 млрд., а главным инвестором выступает компания из Объединённых Арабских Эмиратов с интересным называнием «Расиа». В ходе строительства готовы поучаствовать китайские компании. Иранская сторона приняла участие лишь в обсуждении организационных вопросов. Получается, что в этом случае Армении просто нечего предложить взамен Ирану, ведь на сегодняшний день армянские железные дороги фактически переданы в управление российской госкомпании.
Вывод один: целые сектора армянской экономики сегодня «завязаны» на тесные контакты с Россией. Безопасность Армении, кстати, тоже. Если эти контакты надорвать, то в регионе могут начаться необратимые процессы, и об этом армянским властям прекрасно известно.
В этой связи тот факт, что Армения выбирает интеграцию с ТС и будущее вхождение в Евразийский экономический союз выглядит вполне очевидной составляющей дальнейшего развития страны. Искать другие маршруты интеграции сегодня для армянского руководства просто нецелесообразно, да и по большому счёту не так много желающих армянскую экономику (а уж тем более безопасность) поддерживать. Сегодня армянская оппозиция может сколько угодно говорить о том, что Армения выбирает «европейское будущее», но выбирает ли сама Европа Армению вместе с целым ворохом нерешённых проблем плюс к проблемам собственным – вопрос, ответ на который очевиден. Хорошо просматривается то, что Армения для Евросоюза – страна за гранью его первоочередных интересов: нет активной спонсорской помощи «армянским майданистам», нет пламенных речей заокеанских гостей на площадях Еревана – всё достаточно спокойно. Запад смирился с тем, что российские позиции (как экономические, так и политические) в Армении слишком сильны. Сие может кому-то сильно не нравится, но, тем не менее, это факт состоявшийся.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Глупости не говорите.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 265
Рейтинг поста: