Печальные новости приходят с Ближнего Востока. Там скоро убьют кое-кого за вольномыслие.
...С июня 2012 года за решёткой по обвинению в оскорблении ислама сидит житель Саудовской Аравии, блогер и общественный активист Раиф Бадауи. Он создал веб-сайт «Свободные Саудовские Либералы» в 2008 году и уже тогда получил проблемы с некоторыми проповедниками и полицией, однако ему удавалось избегать заключения ещё четыре с половиной года. В июле этого года Бадауи был признан виновным и приговорён к 600 плетям и семи годам тюрьмы. И без того незавидная участь, однако сейчас его жена, сбежавшая от карающего меча саудовского правосудия вместе с детьми в Ливан, обеспокоена новым поворотом дела. По инициативе судьи Раиф теперь предстанет перед высшим судом по более тяжёлому обвинению в вероотступничестве, и карой за это преступление является смертная казнь. По-прежнему доказательной базой против Бадауи являются его публичные высказывания на телевидении, а также интернет-деятельность в виде комментариев и статей на сайте ССЛ – Бадауи задавался вопросом, каково место религии в государстве, и пытался спровоцировать в обществе дискуссию об этом. Он также разместил в сети материалы с критикой высокопоставленных религиозных фигур Саудовской Аравии.
Как нам обобщить этот прискорбный факт? Может быть, это Саудовская Аравия такая дремучая и репрессивная? Вовсе нет. Не далее, как этим летом был отпущен из тюрьмы популярный местный проповедник Файхан аль-Гамди, который изнасиловал и истязал до смерти свою пятилетнюю дочь Ламу, которую заподозрил в распутном поведении. Прокурор было потребовал для обвиняемого 12 лет заключения, однако тот поклялся, что использовал лишь позы наездницы и верблюда. Богобоязненный саудовский суд клятва удовлетворила, поскольку его интересовало лишь возможное нарушение фетвы, гласящей, что женщина должна быть способна выдержать вес мужчины. Таким образом обвиняемый оказался обязан лишь выплатить своей второй жене, матери Ламы, деньги за кровь – чуть больше тридцати тысяч фунтов, мелочь по аравийским меркам.
Как видно, местное правосудие на самом деле на редкость либерально даже по отношению к правонарушениям, казалось бы, изжитым в наше время. Следовательно, в суровом отношении к себе виноват сам блогер?
Судить сложно. Конечно, сам по себе активист либерального толка без железобетонной крыши – исчезающий вид, в первую очередь благодаря своей непреходящей наивности. Например, во вполне себе добропорядочной Америке некто Дэвид Горчински в гордом одиночестве боролся с диктатурой банков. Вошёл как-то полтора года назад в отделение банка с двумя плакатами, «Вас грабят» и «Дай человеку пистолет, он ограбит кого-нибудь, но дай ему банк, и он ограбит всю страну». Был скручен полицией через пятнадцать минут и до сих пор пожинает плоды своей борьбы. Своей вины ни в чём он поначалу не признал, так что его адвокату пришлось полгода потратить на снятие первого обвинения в «попытке ограбления с угрозами членовредительства». Два других, «террористическая угроза, повлёкшая серьёзные общественные неудобства» и «опасное поведение с возможностью физической угрозы», не сняты до сих пор – спустя год следствия подсудимый сдался и принял участие в программе по ускоренной реабилитации преступников, совершивших своё первое злодеяние без насилия.
Или взять пару англичан, Джордана Блэкшоу и Перри Сатклифф-Кинана. Им была не по нраву диктатура британского правительства. Во время памятных всем лондонских беспорядков оба создали по сообществу в фейсбуке, где позитивно отозвались о бунтах в своих городах с призывом присоединяться. Как судья впоследствии отметил, «они воспользовались массовым помешательством и вели себя беспардонно». Каждому дали реальный срок в четыре года.
Впрочем, может быть, это такая всемирная волна репрессий по отношению к либерально настроенным активным гражданам? Опять-таки не похоже. Можно вообще не быть активистом, чтобы загреметь в тюрьму – ещё один американец, 19-летний Джастин Картер, уже десять месяцев сидит за решёткой в Техасе в ожидании суда после того, как написал на своей страничке в соцсети следующее: «сейчас я тоже расстреляю детский сад, пусть кровь невинных льётся на меня дождём, а сердце одного из них я вырву и съем». Правда, безутешная мать утверждает, что это был саркастический ответ на чьё-то обидное замечание в духе «да ты полный псих». Картер не нашёл ничего лучше, чем развить мысль до того, что показалось ему тогда смешным абсурдом, а прокурору – поводом упечь подростка на срок до восьми лет.
Возможно, Бадауи просто неправильно поняли? Это иногда случается, но не освобождает от ответственности. Юного рэпера, арестованного за провокационные строчки после теракта в Бостоне, всё же отпустили домой, однако своё положенное время в СИЗО он отсидел, а ведь там день идёт за два в настоящей тюрьме.
Или, возможно, это всё у них там негров линчуют, а у нас такого не происходит? Как сказать. На фоне общего тренда в России негров тоже стараются линчевать, но как-то не очень убедительно, больше для галочки. Вместо Горчински у нас есть «политические», которые перекрывали Тверскую улицу с транспарантом «Смерть кремлёвским оккупантам!». Получили пятнадцать суток. Вместо Блэкшоу с фейсбуком у нас есть Бабченко с ЖЖ. Правда, ничего пока не получил. Но и это извинительно – если б у нас за сообщения в соцсетях арестовывали или хотя бы штрафовали с тем же пылом, то у полиции других дел бы не осталось. А уж Бадауи всех мастей у нас вообще существуют на зарплате, и в том числе из бюджета.
Кстати заметим – сотрудники корпорации «Гринпис» провели лишь неполные два месяца в СИЗО Мурманска и Санкт-Петербурга за вполне осязаемую попытку подняться на чужую платформу и заняться там своей коммерческой деятельностью, а сколько было шума.
...Собственно, между печальной историей Раифа Бадауи и нами есть только одна связь. Её зовут глава саудовской разведки принц Бандар, который всё чаще летает в Москву и каждый раз возвращается ни с чем. Теперь более-менее понятно, почему: России сейчас вряд ли нужны скоротечные романы, а стабильные альянсы, подобные долгой дружбе США и Саудовской Аравии, возникают только на общей базе. Не той, что в Рияде, а мировоззренческой. Которая у них, как ни ссорься, есть, а у нас нет. Вот и всё.