Подводя итоги наиболее важных политических событий уходящего 2013 года, можно сказать, что в ближневосточных делах России удавалось делать свою повестку дня повесткой для мирового сообщества в целом, добиваясь стабилизации обстановки, сдвигая с мёртвой точки решение годами не решавшихся проблем. В арабском мире заговорили о том, что роль России в регионе возрастает, а престиж США уменьшается. С этим сегодня не спорят и американцы. Недавний опрос, проведенный Pew Research Center в сотрудничестве с Советом по международным отношениям (Council on Foreign Relation), показал, что 77% опрошенных отмечают потерю Соединёнными Штатами уважения в мире. Особенно не одобряют граждане США то, как президент Барак Обама ведёт дела с Сирией, Ираном и Афганистаном…
Ситуация вокруг Сирии в 2013 году кардинально изменилась в лучшую сторону. В конце минувшего лета казалось, что избежать американского удара в Сирии не удастся, а сейчас в Америке многие политики признают, что из всех сценариев, которые остаются в отношении разрешения сирийского кризиса, сохранение Башаром Асадом контроля над страной представляется наиболее удобным для Вашингтона. Отправной точкой для изменения позиции Запада стала российская инициатива о ликвидации химического оружия в Сирии. В те дни госсекретарь Джон Керри воинственно объявил на весь мир: «Режим Асада может предотвратить вооруженное вмешательство, если передаст все химическое оружие международному сообществу в течение недели». Выход из положения глава МИД РФ Сергей Лавров и его американский коллега Джон Керри обсуждали в Женеве почти двое суток, российская сторона сумела убедить американцев и отстоять свою позицию.
Это дало основания признать итог женевской встречи блестящей победой российских дипломатов, предотвративших на Ближнем Востоке новую войну с участием США и позволивших президенту Обаме найти выход из того тупикового положения, в которое он себя поставил, призывая союзников к нанесению ударов по Сирии. Договорённости с Россией спасли американскую администрацию от поражения в Конгрессе США, который был против военного вмешательства. Президент Обама выразил благодарность России за дипломатическую инициативу. «Я думаю, Путин может сыграть важную роль в сирийском вопросе. И, несмотря на разногласия между нашими странами, я приветствую его участие. Я буду рад, если он возьмёт на себя ответственность за действия своего партнера Асада и за решение проблемы химического оружия. Это не холодная война», — заявил Обама в интервью ABC.
Россия намерена и дальше противостоять попыткам смены режима в Сирии, считая эту задачу одним из приоритетов своей дипломатии в 2014 году. Речь не идёт о конфронтации, ситуация на Ближнем Востоке остаётся достаточно запутанной для всех сторон, тем не менее позиции Москвы и Вашингтона по ряду важнейших региональных проблем стали ближе. Примером могут быть успешные совместные усилия по дипломатическому решению проблемы иранской ядерной программы.
Иранский вопрос, несколько отодвинутый в тень в дни сирийского кризиса, вновь вышел на первый план в сентябре, когда первым реальным шагом к нормализации отношений между Вашингтоном и Тегераном стал обмен президентскими письмами. Позже в Нью-Йорке в ходе заседаний Генеральной Ассамблеи ООН состоялась беседа с глазу на глаз глав внешнеполитических ведомств Ирана и США, которую обе стороны оценили как конструктивную. Затем президенты Обама и Роухани попытались в 15-минутном телефонном разговоре после 34-летнего молчания придать стартовый импульс совместной работе. Этот телефонный разговор сразу же стал сенсацией. Однако, вызвав у лидеров целого ряда государств одобрение, он оказался яблоком раздора в отношениях Белого дома с главными союзниками США на Ближнем Востоке - Израилем и Саудовской Аравией. Россия же давно предупреждала американскую администрацию, что не следует загонять Тегеран в угол, вводя против него всё новые санкции. Нет сомнений и в том, что как в двусторонних контактах с Ираном, так и в рамках «шестёрки» российские дипломаты пытались влиять на иранскую позицию, чтобы не допустить ещё большего обострения отношений Тегерана с Вашингтоном. Ведь ещё в начале года вероятность военного конфликта Исламской республики с Соединёнными Штатами и Израилем оценивалась как весьма высокая, многие в те дни пугали мир началом третьей мировой войны.
Поэтому мало кто ожидал, что ещё до конца года Ирану и «шестёрке» удастся прийти к соглашению по иранской ядерной программе, учитывая, что такое соглашение ожидали в течение 10 лет. Основой договорённостей стали предложения, которые два года назад были выдвинуты В. Путиным и которые с приходом к руководству в Иране президента Роухани получили новое развитие, будучи принятыми американской администрацией и европейскими участниками диалога. Значение достигнутого консенсуса сложно переоценить, соглашение по праву отнесено к разряду исторических событий. А давно ли предположения о возможности совместной работы американских и иранских дипломатов над черновым проектом подобного документа вызывали только скепсис? Россия иранские устремления поддержала сразу же, тем самым ещё раз подтвердив прагматичность своей дипломатии.
И Вашингтон на этот раз также был намерен достичь прогресса. План американцев включает два этапа. На первом намечается заключить промежуточное соглашение на шесть месяцев, которое, как отмечает помощник президента США по национальной безопасности Сьюзан Райс, «остановит прогресс в ядерной программе» Ирана и «откатит её назад». Шестимесячная пауза по замыслу американцев должна позволить подготовить принятие «всеобъемлющего долгосрочного решения, которое полностью снимет обеспокоенности мирового сообщества». В дальнейшем многое будет зависеть от поведения Ирана, санкции остаются основным аргументом Белого дома. В Вашингтоне утверждают, что до сих пор не исключают возможности закрыть ядерное досье Ирана с помощью военной силы (хотя после Женевы вероятность военного сценария резко снизилась).
При этом США и Иран остаются соперниками на Ближнем Востоке. К примеру, администрация Обамы не прислушалась к рекомендациям России, ООН и Лиги арабских государств о целесообразности участия иранской делегации на конференции по сирийскому урегулированию «Женева-2». В этом вопросе Вашингтон стал на сторону Израиля и Саудовской Аравии, которые противодействуют полноценному иранскому участию в сирийском урегулировании. Тегеран, в свою очередь, остается единственной страной, открыто выступившей против подписания соглашения между Афганистаном и США. По мнению иранского руководства, закрепление на долгие годы военного присутствия США и НАТО в соседней с Ираном стране может отрицательно сказаться на обстановке в регионе в целом. Надо признать, что такие опасения Тегерана небезосновательны.
Что касается позиции России по Афганистану, то в МИД РФ опровергли сообщения о том, что президент Владимир Путин призвал Афганистан подписать соглашение с Соединёнными Штатами. Вместе с тем Москва заинтересована в том, чтобы, прежде чем вывести иностранный воинский контингент из Афганистана, Совету Безопасности ООН был представлен отчёт, поскольку именно Совбез выдал мандат на осуществление военных операций в Афганистане. Сейчас США решили обойтись без очередного мандата, заменив его соглашением между Вашингтоном и Кабулом.
Иран желает полного вывода американских войск из Афганистана. На наш взгляд, иранский подход заслуживает внимания, ибо сомнений насчёт способности США обеспечить в Афганистане безопасность на базе предлагаемых Кабулу договорённостей остаётся много. Если со стороны Вашингтона нет соответствующих гарантий, то и дальнейшее пребывание американцев в Афганистане с точки зрения интересов России теряет смысл. Тем более что Кабул стремится сейчас отойти от односторонней ориентации на Вашингтон и Брюссель. В последние дни уходящего года Афганистан обратился к России с просьбой о помощи в обеспечении безопасности и с предложением о совместном участии в инфраструктурных проектах. Афганская сторона нуждается в российском содействии для укрепления афганской полиции, надеется на сотрудничество России в рамках ШОС в борьбе с терроризмом и экстремизмом, а также в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, производство которых за 12 лет американского военного присутствия в стране выросло в 44 раза. Речь идет о сотрудничестве, не предусматривающем военного вмешательства России.
Президент РФ Владимир Путин на итоговой в 2013 году пресс-конференции отметил: «Мы действительно, считаю, внесли существенный вклад в решение острых и многолетних проблем, связанных с Сирией, с иранской ядерной программой». Однако Россия не претендует на роль единоличного лидера, «если по-честному, где-то мы предлагали нечто такое, что легло в основу этих решений, что-то предлагали американцы, китайцы, европейцы. Это всё результат совместной работы и по-другому к этому нельзя относиться», - считает президент России.