Обама меняет Ближний Восток на Дальний
Тихоокеанская политика США проходит первую серьезную проверку
От редакции: Американо-иранская разрядка стала свершившимся фактом. Соединенные Штаты готовятся к тому, чтобы сосредоточить свое военно-политическое присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И вот, не прошло и недели, как в АТР начались осложнения, вылившиеся в обмен угрозами и полеты военных самолетов над спорной территорией.
Портал Terra America будет внимательно следить за процессами на Дальнем Востоке. Мы посвятим китайскому направлению американской внешней политики несколько аналитических материалов. Сегодня же мы представляем обзор событий в АТР последних дней от нашего постоянного автора Бориса Соколова.
* * *
В последние годы Китай, занимающий сейчас второе место в мире по объему ВВП и первое место по объему экспорта, пытается трансформировать свою экономическую мощь в политическое влияние, от чего он воздерживался в первые десятилетия своего «экономического чуда».
Подобная перемена в поведении Пекина вызвана двумя обстоятельствами. Во-первых, экономический рост Китая существенно замедлился после мирового финансового кризиса, и многие эксперты даже стали поговаривать о том, что китайское «экономическое чудо» подходит к концу. Во-вторых, руководство Поднебесной не может не знать о главной внешнеполитической теме второго срока Барака Обамы ― сдерживание Китая на Тихом Океане.
Так или иначе, китайское руководство торопится побыстрее получить политические дивиденды от своей экономической мощи. Это проявляется и в наращивании военного потенциала, и в выдвижении территориальных претензий, прежде всего к своему наследственному врагу ― Японии. И Обама вынужден все больше оглядываться на Азиатско-Тихоокеанский регион, тем более, что США и Япония связаны Договором о безопасности[1].
Ускоренное военное строительство в Китае вызывает у США беспокойство еще и потому, что КНР не участвует ни в каких механизмах контроля за стратегическими вооружениями, и динамику роста его ракетно-ядерного потенциала оценить достаточно сложно. Поэтому стремление нынешней американской администрации поскорее замириться с Ираном и добиться палестино-израильского урегулирования, среди прочего, вызвано также необходимостью в большей степени сосредоточить свое внимание на дальневосточных проблемах.
И недавний пролет двух бомбардировщиков Б-52, пусть и без бомб, над объявленной Пекином зоной воздушного контроля, проходящей в том числе и над спорными островами Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) без оповещения об этом Китая, доказывает, что США серьезно относятся к своим обязательствам по договору о безопасности с Японией и будут игнорировать китайские претензии на суверенитет над этим районом.
Американские бомбардировщики появились в районе Сенкаку менее чем через 48 часов после объявления Китая о введении зоны морской обороны (maritime defense zone). Источник в Пентагоне заявил, что «полеты были совершены с тем, чтобы послать Пекину сигнал о том, что Вашингтон не позволит Китаю ограничивать свободу передвижения в международном воздушном пространстве или на морских путях».
Мнения экспертов о китайском демарше разошлись. Так, Мэтью Дюшатель из Стокгольмского международного института мира в Пекине считает, что китайцы явно просчитались, а Патрик Кронин, аналитик из близкого к Обаме Центра новой американской безопасности, считает, что ни Пекин, ни Вашингтон отступать не собираются, так что в ближайшие пару лет напряженность будет сохраняться.
Весь вопрос в том, у кого останется больше сил в этой войне нервов по прошествии времени. Но все же Кронин чрезмерно сгущает краски. Возможно, для того, чтобы в случае необходимости легче было бы выбить у Конгресса дополнительные ассигнования на увеличение американского военного присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На самом деле Пекин фактически пошел на попятную, заявив устами представителя министерства обороны, что «мы только хотели подчеркнуть тот факт, что Китай будет отслеживать все действия всех самолетов в зоне идентификации ПВО над Восточно-Китайским морем. У Китая есть эффективная возможность контролировать это воздушное пространство».
Эти слова только выглядят воинственно. В действительности Китай и так следит за всем воздушным пространством над Восточно-Китайским морем, включая острова Сенкаку, с помощью радаров ПВО. Китайцы, несомненно, хотели проверить реакцию американской стороны: последует ли она, и, если последует, то как скоро. Если бы американцы промолчали, Китай мог бы явочным порядком установить свое военно-морское и военно-воздушное присутствие в районе спорных островов[2].
Вероятно, столь быстрой и жесткой реакции Вашингтона в Пекине не ожидали. Выяснилось, что реально установить свой контроль над Сенкаку Пекин еще не готов и долго еще не будет готов. Возможно, Китай вдохновила на столь агрессивные действия относительно слабая американская реакция на появление атомной бомбы у КНДР. Обама, вероятно, решил не повторять ошибки и сразу ответить жестко, чтобы в Пекине не осталось опасных иллюзий по поводу американской слабости.
Вот что пишет по данному поводу обозреватель The New York Times Джейн Перец:
«Каждый шаг Пекина выглядит тщательно просчитанной эскалацией в длительном территориальном споре, призванной вынудить Японию начать переговоры о юрисдикции над островами Сенкаку. Но эти шаги также казались тщательно выверенными, чтобы избежать слишком острой международной реакции и не посеять завышенные ожидания в собственной стране. Однако введя новую идентификационную зону ПВО над спорными островами Пекин, возможно, просчитался. Это спровоцировало быстрый и направленный ответ со стороны Соединенных Штатов, посеяло тревогу среди азиатских соседей и породило бешенный национализм в самом Китае, связанный с надеждами, что новое руководство в Пекине добьется наконец решения давнего спора».
Отметим различия между американской и китайской версиями маршрута, по которому летели Б-52. Согласно китайской версии, они лишь слегка вошли в объявленную идентификационную зону и пролетели преимущественно вдоль границы зоны на расстоянии примерно в 200 км от островов Сенкаку. Согласно американской версии, бомбардировщики специально облетели вокруг островов, значительно углубившись в идентификационную зону, и им даже потребовалась дозаправка в воздухе для возвращения на базу Андерсен на Гуаме.
В данном случае больше доверия вызывает американская версия, поскольку для демонстрации требовалось длительное пребывание самолетов именно в спорной зоне, а атаки со стороны китайских средств ПВО американцы вряд ли опасались, поскольку такие действия наверняка спровоцировали бы серьезный кризис, который сейчас ни одной из сторон не нужен. И если бы демонстрация не была достаточно убедительной, вряд ли сразу после нее Япония и Южная Корея рискнули бы направлять в спорный район гражданские самолеты. Зато китайская версия вполне позволяет Пекину сохранить лицо.
Министр обороны США Чак Хейгел в ходе телефонного разговора со своим японским коллегой Ицунори Онодера осудил введение Китаем 23 ноября идентификационной зоны ПВО над Восточно-Китайским морем. Кстати сказать, такую же зону вокруг японских островов, частично пересекающуюся с новой китайской, Япония ввела еще в 1969 году. Но куда важнее то, что здесь же, в районе Сенкаку, частично перекрываются экономические зоны Китая и Японии, причем обе страны претендуют на газовое месторождение Чунксиао. По словам заместителя пресс-секретаря Пентагона, Хейгел заверил японского министра, что «китайское заявление ни в коей мере не повлияет на военные операции США и ничего не произошло, кроме обычных и давно запланированных полетов». В то же время, американский министр обороны подтвердил, что «статья 5 договора о безопасности[3] распространяется на острова Сенкаку», и пообещал «тесно консультироваться с Японией с тем, чтобы избежать непредвиденных инцидентов». Здесь одновременно и явная ложь о «плановых» полетах, призванная помочь Пекину сохранить лицо, и скрытая угроза-предупреждение в адрес Китая, чтобы у китайского руководства не осталось и тени сомнения, что действие японо-американского договора безопасности безусловно распространяется на острова Сенкаку.
В ответ на полеты американских, японских и южнокорейских самолетов Пекин заявил, что вводит патрулирование идентификационной зоны в Восточно-Китайском море и что появление там любого иностранного самолета вызовет принятие «чрезвычайных оборонительных мер», хотя сбивать самолеты и не будут, поскольку идентификационная зона не является ни бесполетной зоной, ни воздушным пространством над территориальными водами Китая.
Китай выдвинул непосредственно к границе зоны один из своих новейших авианосцев и объявил о полетах китайских военных самолетов внутрь спорной территории, не уточняя, правда, что это были за самолеты и когда они осуществляли свой полет.
Власти Соединенных Штатов, как и руководство КНР, не стали «перегибать палку» и отдали распоряжение всем своим судам и самолетам выполнять до особого распоряжения китайские требования и сообщать на заявленной Пекином частоте о своем маршруте, пролегающим через идентификационную зону.
Сегодня США имеют подавляющее преимущество над Китаем как в ракетно-ядерных, так и в обычных вооружениях, и китайские военные провокации по периметру своих границ для Вашингтона не опасны. Но ситуация может измениться. Если Пекин будет наращивать военную мощь нынешними темпами, то лет через 15 он сможет приблизиться к паритету с США. Вот тогда угроза обострения пограничных конфликтов станет вполне реальной. Неслучайно за последние два года в Китае побывали начальники штабов всех видов американских вооруженных сил с миссиями, которые в самом широком смысле слова можно назвать разведывательными. Американские генералы пытаются оценить нынешний китайский военный потенциал и перспективы его развития.
* * *
И все же ситуация в регионе с каждым годом все обостряется.
Да, давно прошли те времена, когда советские истребители в период «холодной войны» сбивали американские самолеты-разведчики над нейтральными водами Черного, Балтийского и Баренцева моря. Но, как верно подмечает американский эксперт Бонни Глейзер, «остается вопрос, как часто Китай будет поднимать в воздух свои самолеты и против кого». Действительно, никто не может запретить китайским самолетам летать в международном воздушном пространстве. Но весь вопрос в том, будут ли они летать над островами Сенкаку и территориальными водами Японии, а также рискнет ли китайское командование посылать свои самолеты на перехват вошедших в объявленную идентификационную зону американских, японских, южнокорейских или тайваньских самолетов. И то, и другое в настоящий момент представляется крайне маловероятным, но Китай явно вознамерился прощупать границы дозволенного.
Бывший высокопоставленный американский дипломат, специалист по Дальнему Востоку Эванс Ревере, считает, что «регион становится все более проблемным из-за территориальных споров, исторических проблем, и давнего соперничества, а также из-за нежелания государств оставить историю позади и двигаться вперед по пути улучшения отношений». Здесь имеются в виду не только японо-китайские, но и японо-южнокорейские противоречия, связанные с корейским колониальным прошлым и требованием Сеула извинений от Японии. Беспокойства добавляет и непредсказуемый режим Северной Кореи, обладающий теперь ядерным оружием.
В то же время, остроту японо-южнокорейских противоречий не стоит преувеличивать. Эти страны все-таки в большей мере объединяет общая угроза со стороны Китая и Северной Кореи, чем разъединяет колониальное прошлое. Хотя Южную Корею может беспокоить провозглашенное нынешним премьер-министром Японии намерение внести изменение в конституцию и увеличить японские вооруженные силы, вряд ли это вызовет какое-либо противодействие со стороны Сеула, так как вооружаться Токио собирается прежде всего против Пхеньяна. В этом смысле опасения Виктора Ча, бывшего директора Белого дома по азиатским делам при Джордже Буше-младшем, относительно того, что Сеул может блокироваться с Пекином в случае наращивания вооружений Японией, представляются преувеличенными, ведь вооружаться Япония будет прежде всего против Северной, а не Южной Кореи. Да и противоречия между Японией и Южной Кореей, включающие споры по поводу ряда островов и границ экономических зон, куда менее острые, чем, например, между Турцией и Грецией, что не мешает обеим странам оставаться в составе НАТО.
Да и Китай с США настолько тесно связаны экономически, что просто не могут позволить себе серьезную размолвку. Поэтому американцы немедленно «включили» дипломатию самого высокого уровня. В вояж по региону отправляется Джо Байден.
Во время предстоящих переговоров в Пекине и Токио он постарается уменьшить напряженность между Китаем и Японией, в то время как госсекретарь Джон Керри будет решать проблемы ядерного разоружения Ирана, палестино-израильских переговоров и прекращения гражданской войны в Сирии. По заявлению высокопоставленного представителя Белого Дома, визит Байдена позволит «обсудить непосредственно с теми, кто делает политику в Пекине, проблему (спорных островов ― ТА) и донести непосредственно друг до друга свою озабоченность и постараться прояснить китайские намерения».
Из этих слов следует, что нынешний визит Байдена ― это всего лишь рутинный дипломатический зондаж, не направленный на достижение конкретных договоренностей. Максимум, на что может рассчитывать американский вице-президент, ― это вернуть японо-китайские отношение в то состояние (надо сказать, не самое лучшее), в каком они пребывали до объявления Пекином идентификационной зоны.
В заключение скажем, что не стоит пока что преувеличивать остроту американо-китайских противоречий. Нынешнее обострение ситуации вокруг островов Сенкаку до сих пор не привело к передислокации каких-либо дополнительных американских вооруженных сил в Азиатско-Тихоокеанский регион с других театров. Переориентация американской внешней политики с Ближнего на Дальний Восток находится пока в зачаточном состоянии. Обама сможет всерьез нарастить силы и средства в АТР не ранее, чем процесс иранской разрядки станет необратимым, и мир получит гарантии того, что у Ирана не будет ядерного оружия.
В АТР пока что главную угрозу Вашингтон скорее видит в Северной Корее, а не в Китае. Для проведения же военных операций с целью ликвидации ядерной программы Пхеньяна или, возможно, с целью свержения северокорейского режима желательно согласие Китая, а оно пока маловероятно. Китаю пока не предложено ничего существенного, чтобы он отказался от своего многолетнего союзника.
До реальной военной конфронтации США с Китаем пока еще очень далеко. Поэтому скорее стоит ждать усиления не военной, а дипломатической активности США на Дальнем Востоке с целью улучшения отношений между Японией и Южной Кореей, дальнейшей изоляции Северной Кореи и сдерживания Китая.
[1] Полностью этот документ называется Договором о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией.
[2] В сентябре прошлого года спор обострился, когда японское правительство объявило о покупке Сенкаку у частных владельцев. Тогда же Япония выразила желание пересмотреть некоторые положения договора о безопасности с США с учетом китайских территориальных претензий.
[3] Эта статья предусматривает набор действий в случае агрессии третьей стороны.
Источник: terra-america.ru.
Рейтинг публикации:
|