Таиланд забурлил после того, как народу стало известно: правительство под руководством Йинглак Чинават готовит законопроект об амнистии. Дело в том, что под эту амнистию — если бы проект стал законом — подпал бы и экс-глава правительства страны Таксин Чинават. Этот человек — брат нынешнего премьер-министра Йинглак Чинават и ныне прописан в Лондоне (получил политическое убежище), а живёт в Дубае. На родине, которую политик-миллиардер покинул в 2008 году, он обвиняется в коррупции и приговорён заочно к двум годам тюрьмы. Оппозиция, устроившая мирные протесты в Таиланде, уверена: Таксин — теневой правитель страны. Живя за границей, он умело дёргает там за ниточки.
Сестра Таксина возглавляет партию «Пхыа Тхаи» (или «Пыа Таи», «Для Таиланда»). В 2011 году эта партия в очередной раз победила на парламентских выборах и сформировала правительство. Видимо, пришло время протянуть руку помощи беглецу-брату. Однако народ жеста премьерши не оценил.
«Наша единственная цель состоит в том, чтобы избавить страну от режима Таксина», — сказал лидер протестующих оппозиционеров Сутеп Тагсубан (экс-премьер таиландского правительства). Против проекта «Пхыа Тхаи» выступает Демократическая партия Таиланда. Она и есть инициатор вынесения вотума недоверия действующему правительству.
В понедельник в Бангкоке и ближайших районах власть ввела до 31 декабря особое положение безопасности (некоторые СМИ ошибочно назвали его режимом чрезвычайного положения, а это далеко не одно и то же: первое лишь предшествует второму); утром во вторник суд выдал ордер на арест Тагсубана. Это не удивляет: 25 и 26 ноября тайцы, внявшие ораторам из Демократической партии, осадили здания ряда министерств: финансов, иностранных дел, транспорта, внутренних дел, сельского хозяйства, спорта и туризма. Сутеп Тагсубан, который пару недель тому назад сложил с себя полномочия депутата Нацассамблеи Таиланда, чтобы возглавить акции протеста на улицах Бангкока, назвал эти действия «мирным народным захватом».
Антиправительственный марш по улицам Бангкока собрал более 400 тысяч человек (оценка правительства; по более скромным данным, имеющимся в прессе, на улицы вышло всего 150 тыс. чел.). Шествие было безоружной, т. е. относительно мирной акцией. Армия не вмешивалась.
Разумеется, Йинглак Чинават была готова к протестам. Тем более что тайцы не склонны к агрессии (на протестах они раздают цветы), да и явного повода для агрессии нет. Премьер заявила, что не собирается ни уходить в отставку, ни распускать парламент. Кроме того, в понедельник она выразила готовность к переговорам с оппозицией. Они и начались — на следующий же день. Йинглак Чинават прекрасно понимает: её партия «Пхыа Тхаи» имеет в парламенте большинство, и демократы её не одолеют. Поэтому никакого вотума недоверия не случится.
Сестра Таксина применила гибкую тактику: хоть ордер на арест главного оппозиционера и имеется, но команда об аресте не дана. Нарастание протестов Йинглак Чинават ни к чему. Правительство даже прямо заявило, что не станет арестовывать Тагсубана, поскольку не желает всплеска недовольства.
Надо отметить и то, что партия «Пхыа Тхаи» пользуется популярностью в народе. В те времена, когда Таксин Чинават был премьер-министром, партия реализовала несколько программ по социальной защите населения. Партия поступила мудро: заинтересовала бедные и беднейшие слои общества, а также мелкий бизнес. В чём тут мудрость? В количестве приобретённого электората. К тому же программы эти действительно работали. Именно отсюда и происходил дальнейший парламентский успех партии.
Конкурирующая же партия — Демократическая — имеет связи с королевской семьёй и «рулит» в верхней палате парламента, что позволяет ей блокировать проекты, поступающие из нижней палаты (представителей). Аналитики сходятся на том, что Демократическая партия не рискнёт доводить протесты до политического кризиса: в последнем случае конфликт может быть разрешён как отставкой правительства, так и роспуском парламента. Затем последуют новые выборы. Сутеп Тагсубан, точно так же, как и Таксин Чинават, отлично знает: партия власти после внеочередных выборов останется партией власти, что не подтвердит легитимности протестов. Отсюда и раздача цветов: протестующие не желают кризиса исполнительной и законодательной власти. Они лишь хотят свалить Йинглак Чинават и донести и до правительства, и до народа свою точку зрения. Точнее, точку зрения тайского среднего класса, являющегося партийным электоратом.
Что касается кризиса, то таковой всё же может возникнуть из-за волнений: последние мешают туризму, а ведь туризм — одна из основных статей доходов таиландского бюджета. Туристы кормят местное население. 26 ноября, к примеру, посольство России в Таиланде попросило российских граждан воздержаться от полётов в королевство. А русские очень любят отмечать в Таиланде то Новый год, то Рождество. И сейчас самое время закупаться путёвками. МИД посоветовал россиянам как минимум избегать мест волнений в Бангкоке. Впрочем, российские авиакомпании пока не меняют расписания перелётов до Таиланда.
Тем не менее, с 26 ноября россияне уже начали отказываться от туров в Таиланд. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе сказала РИА «Новости»: «Сегодня нам начали звонить из турагентств с сообщениями о том, что туристы отказываются от поездок в Таиланд, несмотря на то, что ситуация локализована и демонстрации проходят только в определенных местах, удалённых от экскурсионных маршрутов по городу. Туроператоры также подтверждают эту информацию. Взамен они предлагают туристам другие варианты поездок».
Это логично: 26 ноября Демократическая партия Таиланда призвала своих сторонников к «всенародному антиправительственному восстанию». Прогнозировать последствия такого призыва довольно трудно. Были озвучены и требования об отставке Йинглак Чинават.
27 ноября протесты вышли за пределы Бангкока. Оппозиция блокировала мэрии Транга, Сонгкхлы и Сатуна в одноимённых провинциях.
Ближайшие дни покажут, как будут разворачиваться события и пойдёт ли власть на компромисс с оппозицией. Йинглак Чинават должна бы помнить уроки 2010-го года, когда при подавлении протестов в Бангкоке было убито 92 человека, а число пострадавших едва не достигло двух тысяч. Кстати, в 2010-м нынешний главный оппозиционер Сутеп Тагсубан занимал должность помощника премьер-министра. И, кроме обвинения в подстрекательстве к уличным протестам, связанным с захватом здания Минфина и других министерств, этот человек подозревается в подстрекательстве к убийству: считается, что именно он, занимая в 2010 г. высокую должность, отдал войскам приказ о подавлении протестов. Что называется, подстрекатель в квадрате. Таким образом, Йинглак Чинават может потянуть время до следующего месяца: в начале декабря Тагсубан должен предстать перед судом. Протесты, лишённые лидера, вероятно, сойдут затем на нет.
Впрочем, Тагсубан тоже не дурак: он организовал штурм министерств как раз тогда, когда его, Тагсубана, должны судить. И в случае предъявления ему обвинения он непременно назовёт себя репрессированным по политическим мотивам…