В Китае нарастает социальная напряженность, обусловленная ухудшением экономического положения страны в результате внутренних системных ошибок и мирового кризиса. На этом фоне пленум Центрального комитета Коммунистической партии Китая (КПК) принял «дорожную карту» (план действий), определяющую, как будет проходить очередной — пятый — этап реформы в Поднебесной. Всё четче проявляются признаки того, что КНР может стать жертвой «перестройки», и взрыв «китайской фабрики» вызовет следующую волну мирового кризиса.
Китайская «перестройка»3-й пленум ЦК КПК 18-го созыва принял план из 60 пунктов, который фактически ведёт к либерализации Китая. Ключевыми пунктами «дорожной карты» являются:
— сокращение государственного вмешательства в распределение ресурсов;
— доступ частных предприятий к ряду отраслей будет разрешен и расширен;
— местные администрации получат право выпуска облигаций;
— частный капитал получает право создавать небольшие и средние банки, другие финансовые структуры;
— к 2020 году китайские предприятия будут возвращать в казну 30% прибыли против нынешних 15%, эти средства будут направлены на рост благосостояния граждан и улучшение качества жизни;
— произойдёт смягчение государственного контроля за тарифами на воду, энергию и топливо;
— крестьяне получат право залога и продажи земли, которая в Китае принадлежит государству;
— ограничения на внутреннюю миграцию постепенно будут сняты;
— будут усовершенствованы системы руководства и рабочего механизма по борьбе с коррупцией;
— будут проведены реформы и строительство соответствующих институтов и механизмов по борьбе с формализмом, бюрократизмом, расточительством и гедонизмом;
— взят курс на либерализацию уголовного законодательства. В частности, лагеря трудового перевоспитания, действовавшие в стране с 1957 года, будут ликвидированы. До последнего времени в Китае в Китае действовало свыше 300 трудовых лагерей, в них отбывали наказание 260 тыс. человек. Туда граждан могли поместить без решения суда на срок до четырёх лет. В рамках либерализации упраздняется система «исправления через труд», будет сокращен список преступлений, за которые карают смертной казнью, будет продолжена работа по недопущению вынесения неправомерных судебных решений, получения признания под пыткой и физическим насилие, жестокого обращения. В целом Китай берет курс на политику по защите прав человека;
— КНР начнет реализацию новой политики в сфере планового деторождения, политика «одна семья — один ребенок» будет смягчена. Китайским семьям впервые с начала 1970-х годов разрешат иметь двух детей — в том случае, если один из родителей был единственным ребенком в семье;
— будет проведена оптимизация численности и структуры вооруженных сил КНР, будет уменьшено число небоевых учреждений и численность состава НОАК. Планируется ускорить формирование боевых сил нового типа;
— Си Цзиньпин также проинформировал о решающей роли рынка в распределении ресурсов, об углублении реформы финансово-налоговой системы, о учреждении Совета государственной безопасности и о создании Центральной руководящей группы по всестороннему углублению реформ.
Главная цель программы — разделение правительства и рынка (с изменением функций правительства), создание благоприятных условий для развития рыночных отношений. Планируют, что нынешняя «дорожная карта» определит развитие Китайской Народной Республики на 10 лет. Предпосылкой принятия этой программы стало замедление темпов роста экономики КНР в последние годы из-за переизбытка производственных мощностей, проблемы долгов и потери конкурентоспособности (в частности, китайские рабочие стали дороже, чем в соседних странах Юго-Восточной Азии). Олицетворяют новый курс генеральный секретарь ЦК Компартии КНР Си Цзиньпин и премьер Госсовета Китая Ли Кэцян, которые пришли к власти год назад.
Очень настораживает тот факт, что западные эксперты восторженно приветствуют итоги пленума Центрального комитета Коммунистической партии Китая. Экономисты «Голдман Сакс» заявляют: «План показал приверженность реформам и повысил целевые показатели». «Следует признать, что это самое впечатляющее заявление о реформах, которое мы видели в этом столетии», — восхищены эксперты «Кэпитал Экономикс». Помнится, на Западе в своё время восхищались и радовались реформам, которые проводили Михаил Горбачев и Борис Ельцин. Однако «перестройка» и «шоковая терапия» по своим результатам стали для России хуже, чем вторжение гитлеровских полчищ.
Есть и другие косвенные признаки того, что Китай идёт по гибельному пути. Так, 14 ноября в Шанхае Институт по исследованию качества благосостояния при НИИ китайского рынка предметов роскоши опубликовал «Доклад о предметах роскоши в Китае». В нём сообщается о том, что в 2013 году общая сумма потребления предметов роскоши в КНР достигла суммы в 102 млрд. долларов США, в этом же году показатель всего мира установил рекорд — 218 млрд. долларов. Таким образом, китайцы купили почти половину предметов роскоши мира, и КНР стал самым крупным покупателем на мировом рынке предметов роскоши. 19 ноября пришла новость, что Китай занял второе место после США по числу миллиардеров в государстве. В КНР насчитывается 157 миллиардеров, и это без учёта 75 миллиардеров из Гонконга.
Китай за последние годы сильно изменился. Появилась база для масштабных социальных протестов. Китайский средний класс составляет уже больше всего населения Российской Федерации, средняя зарплата выросла. Однако на фоне масс нищего крестьянства этот класс довольно небольшой. Поэтому крестьяне правдами и неправдами стараются попасть в города. Выросло число акций протеста. Сегодня власти уже не решаются применять военную силу против многочисленных митингов граждан по всей стране. Они предпочитают убеждать их в необходимости нынешнего курса «углубления реформ», рекламируя многочисленные достижения КНР под руководством КПК. А достижения действительно впечатляющие. Однако они появились за счёт того, что Китай стал «мировой фабрикой». Мировой кризис делает эту «фабрику» ненужной. Пекин пытался поддержать приемлемый рост за счёт огромных государственных инвестиций в инфраструктурные и промышленные проекты, которые либо окупятся только в будущем, либо вообще сомнительны. К тому же масштабные усилия Пекина увеличить внутреннее потребление с целью переориентировать экономику с экспорта на внутренний спрос требуют времени, а его, судя по всему, просто нет. Китай опоздал с развитием внутреннего рынка. Да и невозможно повысить стандарты потребления более чем миллиардного населения до американо-европейского уровня. Второй «золотой миллиард» планета просто не потянет. Наличие «первого золотого миллиарда» и стало причиной глобального системного кризиса.
Однако простым людям этого не объяснишь. Китайские горожане уже привыкли к постоянному росту зарплат и уровня жизни. Они не готовы «затягивать пояса». Кризисные явления в китайской экономике автоматически вызовут мощную волну социального протеста. Молодое поколение стало чувствовать себя более свободным. К тому же оно вестернизировано, испорчено вниманием рода: не зря единственных сыновей называют «маленькими императорами» (одно из негативных последствий политики «одна семья — один ребенок»). Они привыкли, что все им потакают, выполняют их прихоти. Весьма взрывоопасный материал! В соцсетях открыто обсуждают пути развития Китая. Есть националисты всех мастей, традиционалисты, сторонники восстановления классического социализма, социальной справедливости и неомаоисты. Есть сторонники либерализма, считающие, что пора постепенно отказываться от марксистской идеологии и переходить на иной путь развития, пойти по пути либеральных реформ, начать массовую приватизацию. Большая же часть среднего класса равнодушна к идеологии, они не выступают против КПК, так как она помогает обеспечивать стабильность и быстрый рост благосостояния. Известно, что социальный протест чаще возникает не тогда, когда уровень жизни низкий, а когда он стремительно возрастает, но ожидания людей растут еще быстрее. Одна из самых острых проблем китайского общества — это опережение роста ожиданий роста потребления.
В последние годы стало заметно и новое поколение рабочих. Они также активно используют Интернет, знают о положении трудящихся в других странах. В годы кризиса они наладили контакты с «новыми левыми» из интеллектуальной среды. «Новые левые» являются сторонниками заветов Мао Цзэдуна и подвергают современный капиталистический Китай жесткой критике. Очевидно, что с развитием мирового кризиса позиции «новых левых», имеющих опору в интеллигенции и рабочем классе, будут усиливаться. Усилится и угроза со стороны сепаратистов. Синьцзян-Уйгурский регион напоминает себя всё чаще. 18 ноября пришла новость об атаке 9 бандитов с холодным оружием на полицейский участок в городке Серикбуя уезда Бачу. Погибли два народных дружинника, два полицейских получили ранения.
Понятно, что сейчас «перестройка» и серьёзное ослабление Китая или даже развал на автономные провинции, гражданская война в Синцзяне и между богатыми приморскими провинциями и нищими материковыми областями кажется сценарием фантастического фильма. В 2007 году экономика Китая стала третьей в мире по объему ВВП, обогнав Германию. В 2010 году Китай стал второй крупнейшей экономикой после США, обогнав Японию.
Некоторые эксперты считают, что через несколько лет экономика КНР может обогнать США, став лидером мировой экономики. В настоящее время Китай — первый экспортер промышленной продукции, и имеет самые большие золотовалютные резервы. Но в 1984 году СССР также казался несокрушимым титаном, но это его не спасло. Потребовалось всего несколько лет, чтобы Советский Союз рухнул.
Китай стоит перед серьёзными проблемами: перенаселение, нехватка энергоресурсов, плохая экологическая обстановка. К тому же сложившаяся экономическая модель КНР — это модель периферии, где низкая стоимость идущих на продажу товаров поддерживалась дешевой рабочей силой. Серьёзные проблемы у Пекина и с финансами, несмотря на кажущееся благополучие. Долгое время значительные валютные доходы вкладывались не в развитие народного хозяйства КНР, а в «финансовый пузырь» США. Китай приносил США двойную выгоду: сначала производил для Америки дешевые товары, а затем ещё вкладывал вырученные средства в рынок США. Да и успехи индустриализации КНР определялись емкостью не внутреннего, а мирового, преимущественно американского, рынка. Теперь США проводят стремительную индустриализацию. В результате сначала США создали «китайское чудо», а теперь могут его и похоронить — вместе с Китаем. Из-за мирового кризиса до 40% мощностей китайской промышленности оказались незагруженными. Китайская экономическая модель в глубоком кризисе.
Подводя итоги, надо сказать, что, судя по всему, верхушка КПК, следуя «великому учению Дэн Сяопина» (разработал принцип «социализма с китайской спецификой»), уже прошла стадию перерождения в партийную буржуазию, вполне довольную своим потребительским статусом. Некоторые партийные руководители уже живут как миллионеры. По данным социальных исследований, до 80% китайской буржуазии состоит из прямых кровных родственников высокопоставленных партийных чиновников. Партийная и бизнес-элита составляют единое целое. Поэтому попытки повысить заработную плату и нарастить внутренний спрос сталкиваются с прямым саботажем. Дальнейший сценарий очевиден. Мы в России его уже проходили.