Чем ближе 2014 год, тем больше разговоров идёт о последствиях вывода так называемого объединённого воинского контингента международных сил ISAF. Говоря простым языком, начинаются (а точнее, вступают в наиболее активную фазу) размышления по поводу того, что всё-таки будет с Афганистаном, после того как его покинут американцы. И главная полемика разворачивается вокруг вопроса о том, «попрут» ли радикальные исламисты (или псевдоисламисты) на север – в сторону среднеазиатских республик или нет, и что делать, если всё-таки «попрут»…
К примеру, на встрече с главой ОДКБ Николаем Бордюжей, которая состоялась на минувшей неделе, генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер высказал суждение о том, что никакой катастрофы в связи с выводом из Афганистана сил международной коалиции не произойдёт, при этом, как бы мимоходом добавив:
…есть опасения определенного негативного влияния ситуации, которая будет в Афганистане, на государства-члены ОДКБ.
Такие противоречивые суждения господина Заньера можно трактовать следующим образом: для самого Афганистана, конечно, никакого негатива не будет – куда уж негативнее, если буквально ежедневно здесь проливается кровь, гремят взрывы, происходят межклановые стычки и экономика не выходит из нокаута, а вот негатива следует ожидать, скажем так, чуть севернее. Чуть севернее – это, в первую очередь, Киргизия, Таджикистан (члены ОДКБ) и Узбекистан с Туркменией (членами ОДКБ не являющиеся, но зато имеющие с Афганистаном общие границы). Причина в том, что вряд ли те же американцы уйдут из Афгана просто так. Им совершенно не выгодно оставлять регион хотя бы с призрачным шансом на стабильность – и это не беспочвенные обвинения в отношении США, это оценка их реальной деятельности в разных регионах мира.
А для того, чтобы устроить политическую тектонику в огромном регионе от южных провинций Афганистана до казахстанских и южных российских рубежей, сегодня многого и не нужно. Достаточно оставить за собой контроль наркоторговли (трафика афганских опиатов) с получением более чем внушительно прибыли, вооружить афганскую, прости господи, армию и полицию, да ещё и сделать роскошный «подарок» б/у вооружений и военной техники, например, одному из центрально-азиатских государств. И всё! Маховик начнёт работать.
И сценарий его работы (если, конечно, никто этот маховик не собираются останавливать) выглядит примерно следующим образом: афганские «военнослужащие» и «полицейские», понимая, что играть роль афганской «армии» и «полиции» перед лицом американских «партнёров» им уже не нужно, дружно переоблачаются в горячих друзей «Талибан» и прочих радикальных организаций, да ещё и с оружием на руках. Одновременно с этим (по ливийскому варианту) одни посчитают, что у них прав больше, а другие попытаются у них часть этих прав отобрать с применением, как минимум, стрелкового оружия... Результат – ужесточение клановых усобиц, которые до поры будут ещё и культивироваться американскими «инструкторами», пытающимися не утрачивать налаженный контроль над доходами от маковых плантаций. Кстати, управление ООН по наркотикам и преступности совместно с правительством Афганистана опубликовало данные о том, что в 2013 году по производству опиума Афганистан побил все рекорды – площадь нелегального производства (легальное производство – для медицинских целей) опиума выросла аж на 36% за период с января по октябрь. Примечательно, что настоящим лидером здесь является провинция Гильменд, где находятся сразу несколько военных баз ISAF… Интересное совпадение…
Вернёмся к возможному сценарию. Американские «инструкторы» будут «трудиться» в Афганистане до тех пор, пока не станет совсем жарко. Далее их задача может свестись к тому, как перенаправить позывы вооружённых афганских формирований не только на борьбу друг с другом, но и на вылазки, к примеру, в Таджикистан или Узбекистан. Учитывая, насколько «хороши» сегодня отношения между Ташкентом и Душанбе, здесь достаточно небольшой искры, чтобы большая пороховая бочка рванула, задев взрывной волной, по понятным причинам, и Россию.
Что же предпринять, чтобы такого взрыва не произошло, и чтобы маховик не пришёл в движение. Государства, входящие в ОДКБ, нацелены на укрепление южных рубежей. Одно из приоритетных направлений – граница между Таджикистаном и Афганистаном. Есть опасения, что именно она примет возможный удар со стороны экстремистов, почувствовавших свободу действий. В этой связи планируется целый ряд мероприятий по оказанию военно-технической помощи таджикским пограничным войскам, многие из которых реализуются уже и сейчас.
Но даже если провести полномасштабное укрепление таджикско-афганской границы, то есть ли 100%-ная гарантия того, что экстремисты пойдут именно в этом направлении? Могут хлынуть – это да, но 100%-ной гарантии, естественно, нет и быть не может. Лидеры пёстрых афганских группировок, возможно, военных академий и не заканчивали, но тоже не вчера родились, чтобы лезть в лоб. Есть и другие варианты движения на север – через тот же Узбекистан, который в ОДКБ своё членство приостановил и, судя по словам представителей узбекских властей, обратно в Организацию не собирается. Пока не собирается… Есть, как уже было упомянуто выше, ещё и Туркмения, которая в конце прошлого года договорилась с Узбекистаном о совместной защите границ.
Однако сегодня власти Узбекистана не склонны считать, что от Афганистана будет исходить какая-либо масштабная угроза в том случае, если сейчас же начать восстановление экономики ИРА (Исламская Республика Афганистан). Об этом на днях заявил глава комитета по внешнеполитическим вопросам Узбекистана Садик Сафаев – тот самый, который после визита в Ташкент Валентины Матвиенко подверг критике слова спикера сената Узбекистана Илгизара Собирова о «положительном отношении Республики к возможному вступлению в Таможенный союз».
Сафаев считает, что страны региона должны уже сейчас бросить все силы на экономическую помощь Афганистану – помогать восстанавливать дороги, содействовать открытию в ИРА новых рабочих мест, развивать сельское хозяйство. Именно это, по мнению Сафаева, приведёт к стабильности в Афганистане – там после «братской» помощи воцарится мир и благоденствие…
Что ж – идея, конечно, альтруистическая… Только вот, во-первых, к «сельскому хозяйству» Афганистана Узбекистану вряд ли дадут подобраться американские «партнёры» - уж больно это хозяйство для них прибыльное… А, во-вторых, «братская» помощь будет оказываться кому? Господин Сафаев действительно считает, что после 2014 года в Афганистане заработает независимая власть? Если считает именно так, то его оптимизму остаётся только позавидовать.
Между тем интересная информация по поводу вывода контингента ISAF приходит из самого Афганистана. Пресс-секретарь президента ИРА Имал Файзи заявил:
Несмотря на то, что в 2014 году большая часть иностранных сил покинет территорию ИРА, страна не будет брошена, так как НАТО и США намерены продолжить своё присутствие в Афганистане в рамках новой миссии.
Интересно, не та ли эта миссия, сценарий которой приведён выше…
При этом пресс-секретарь Хамида Карзая особо отметил, что не понимает тех людей, которые высказывают сомнения в отношении реальной боеспособности афганской армии и противодействия этой армии экстремистам. По словам Файзи:
Ситуация в этой сфере за последний год изменилась.
После таких слов руководителя пресс-службы главы Афганского государства, террористические акты были совершены в провинции Газни (взорван автомобиль рядом с полицейским участком) и Гильменд, в Исламабаде прошла встреча лидеров движения «Талибан», под контроль талибов почти полностью попал уезд Каджран в провинции Дайкунди, в провинции Бадахшан отмечена активность туркменских (так звучит в официальной сводке) групп боевиков, вышла статистика о росте числа потерь среди гражданского населения Афганистана на 16% в период с января по сентябрь и о том, что 70% полицейских ИРА не умеют ни читать, ни писать.
Ситуация изменилась…